Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование истории возникновения экономических знаний и этапов развития экономической теории, а так же проблематики современного развития экономической теории
Современная экономическая теория больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и так далее. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.
3.2 Сущность современной экономики
Сущность управления
в административно-командной
На современном этапе происходит адаптация отечественной теории и практики управления к становлению механизма смешанной экономики России, а также интеграция ее с зарубежным менеджментом. В настоящее время еще не синтезированы все направления и сферы приложения менеджмента как в России, так и за рубежом, не сформулирована проблематика интегрированной теории современного менеджмента.
Многообразие форм собственности, акцент на развитие деловых контактов, необходимость повышать управленческую культуру и экономическую компетентность предъявляют новые требования к работе с кадрами.
В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни и из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой (с природой). Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели.
Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
3.3 Проблема переосмысления прав человека в современной экономике
Еще одной проблемой современного этапа экономической теории, является переосмысление положения прав человека в экономической теории, социальных гарантий. Таким образом, в современной экономической теории правам человека отводится большее значение.
Происходит переосмысление экономической мысли в постсоциалистических странах. Некоторые страны избирают путь американской и западной экономической мысли, однако практика показывает, что большее значение для этих стран играют свои наработки в экономической теории. «Экономическая теория, – пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", – есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».
Экономическая мысль в странах СНГ, и в России в частности, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.
В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс «Основ экономической теории», который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.
Поэтому одной
из проблем современной
« – Этот курс должен быть небольшим по объему, – подчеркивает американский профессор Пол Хейне. – Все мы, кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать. Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице».[10]
3.4 Знать или не знать экономическую теорию?
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.
В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и так далее. Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете – к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию.
Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.
В современной России большой вклад в преодоление вышеназванной проблемы: выработка своей «переходной» экономической теории, сделал Институт экономики переходного периода, возглавляемый Е. Т. Гайдаром. Институт экономики переходного периода ежемесячно подготавливает обзоры по состоянию Российской рынка и экономики в целом. В трудах и обзорах института, рассматриваются перспективы развития экономики России, причины разразившихся кризисов и их варианты их преодоления.
Заключение
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Была исследована
история возникновения
Были исследованы все этапы развития экономической теории, в каком промежутке времени существовал каждый из них и кто является основоположником каждой теории;
Так же была выявлена проблематика современного развития экономической теории.
Современная западная экономическая теория, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.
В современной экономической теории возникают все новые вопросы,
появляются новые проблемы. Так, перед экономической теорией встал вопрос глобальных экономических проблем. И это объяснимо.
Глобальные экономические проблемы проистекают из взаимодействия человека и общества с природой.
Так, например,
современная экономическая
а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;
б)
создают угрозу человечеству, ведут
к регрессу в условиях жизни
людей, в развитии
в)
требуют неотложных и
Однако перед экономической теорией начала XX века еще не стояло таких проблем. Это говорит о том, что экономические знания претерпевают изменения вместе с развитием общества и в свою очередь, влияют на развитие этого общества.
И еще раз хочется отметить, что познание становления экономической теории, этапов становления различных теорий, а также их развитие необходимо для осмысления современной экономической действительности и дальнейшего развития экономически знаний.
Важно подчеркнуть, что знакомство со всем многообразием концепций экономической теории является абсолютно необходимым условием формирования экономического профессионализма.
Общий объем курсовой составляет 51 лист.
Список используемых источников