Этапы развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование истории возникновения экономических знаний и этапов развития экономической теории, а так же проблематики современного развития экономической теории

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭТ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Современная экономическая теория больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и так далее. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.

 

 

3.2 Сущность современной экономики

 

Сущность управления в административно-командной системе  хозяйствования была идеализирована и  доведена до жесткого регламентирования  воздействия субъекта управления на объект, что породило пассивную философию  труда.

На современном  этапе происходит адаптация отечественной теории и практики управления к становлению механизма смешанной экономики России, а также интеграция ее с зарубежным менеджментом. В настоящее время еще не синтезированы все направления и сферы приложения менеджмента как в России, так и за рубежом, не сформулирована проблематика интегрированной теории современного менеджмента.

Многообразие  форм собственности, акцент на развитие деловых контактов, необходимость  повышать управленческую культуру и  экономическую компетентность предъявляют  новые требования к работе с кадрами.

В последние  годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни и из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой (с природой). Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели.

Ограниченность  наличных ресурсов остается главным  и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

 

 

 

3.3 Проблема  переосмысления прав человека  в современной экономике

 

Еще одной проблемой  современного этапа экономической  теории, является переосмысление положения прав человека в экономической теории, социальных гарантий. Таким образом, в современной экономической теории правам человека отводится большее значение.

Происходит  переосмысление экономической мысли  в постсоциалистических странах. Некоторые страны избирают путь американской и западной экономической мысли, однако практика показывает, что большее значение для этих стран играют свои наработки в экономической теории.     «Экономическая теория, – пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", – есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

Экономическая мысль в странах СНГ, и в России в частности, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

В последние  годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс «Основ экономической теории», который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.

Поэтому одной  из проблем современной экономической  теории в России, является выработка своей экономической теории.

« – Этот курс должен быть небольшим по объему, – подчеркивает американский профессор Пол Хейне. –  Все мы, кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать. Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице».[10]

 

3.4 Знать или  не знать экономическую теорию?

 

Согласимся, что  далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время  мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и так далее.     Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете – к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

В современной  России большой вклад в преодоление вышеназванной проблемы: выработка своей «переходной» экономической теории, сделал Институт экономики переходного периода, возглавляемый Е. Т. Гайдаром. Институт экономики переходного периода ежемесячно подготавливает обзоры по состоянию Российской рынка и экономики в целом. В трудах и обзорах института, рассматриваются перспективы развития экономики России, причины разразившихся кризисов и их варианты их преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для достижения поставленной цели были решены следующие  задачи:

Была исследована  история возникновения экономических  знаний от первой экономической мысли древности до экономических теорий и законов современного мира;

Были исследованы  все этапы развития экономической  теории, в каком промежутке времени  существовал каждый из них и кто  является основоположником каждой теории;

Так же была выявлена проблематика современного развития экономической  теории.

Современная западная экономическая теория, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

В современной  экономической теории возникают  все новые вопросы,

появляются  новые проблемы. Так, перед экономической  теорией встал вопрос глобальных экономических проблем. И это объяснимо.

Глобальные  экономические проблемы проистекают  из взаимодействия человека и общества с природой.

Так, например, современная экономическая наука  считает глобальными те проблемы, которые:

    а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;

    б)  создают угрозу человечеству, ведут  к регрессу в условиях жизни  людей, в развитии производительных  сил;

    в)  требуют неотложных и решительных  действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.

    Однако  перед экономической теорией  начала XX века еще не стояло таких проблем. Это говорит о том, что экономические знания претерпевают изменения вместе с развитием общества и в свою очередь, влияют на развитие этого общества.

И еще раз хочется отметить, что  познание становления экономической теории, этапов становления различных теорий, а также их развитие необходимо для  осмысления современной экономической действительности и дальнейшего развития экономически знаний.

Важно подчеркнуть, что знакомство со всем многообразием  концепций экономической теории является абсолютно необходимым  условием формирования экономического профессионализма.

Общий объем курсовой составляет 51 лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

  1.  Кембриджская экономическая история Европы/ Под ред. Брю С.Л. – М.: Прогресс, 2001;
  2. Автономова В., Ананьина О., Макашева Н. История экономических учений, учеб. пособ. – М., 2001;
  3. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. – М., 2005;
  4. Валлерштейн И. «The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy» (перев. Бусыгин В.П.). New York – London, 1980;
  5. Видяпина В.И. Бакалавр Экономики, том II. Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, – М. 1999 год;
  6. Гусейнов В.Н. История  экономических  учений. – Новосибирск:  СибУПК, 2004;
  7. Делепляс Г.  Лекции по истории экономической мысли/ Под ред. В.П. Бусыгина. – Новосибирск: НГУ, 2000;
  8. Кейнс Дж.М. История экономической мысли. – М.: Логос, 2002;
  9. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 1999;
  10. Климко Г.Н., Нестеренко В.П. Основы экономической теории: Полит-экономический аспект. – М., 1998;
  11. Костюк В.Н. История экономических учений. – М., 2006;
  12. Мамедов О.Ю. Современная экономика, учеб. пособ. – Екатеринбург, 2006;
  13. Маршалл А.  Принципы экономической науки: (В 3 т., т. 1). – М.: Прогресс Универс, 2003;
  14. Покровский М. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. – М., 2003;
  15. Рудакова И.Е. Основы экономических знаний, учеб. пособ.. – М., 1999;
  16. Смит А.  Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 2000 г.;
  17. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Инфра-М, 2000.

 


Информация о работе Этапы развития экономической теории