Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:33, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой является зарождение экономики, этапы развития и методы изучения.
Предметом исследования наука экономика.
Исходя из объекта и предмета исследования, целью исследования является изучение генезиса науки экономики в прошлом и будущем. В соответствии с целью исследования определены задачи работы:
Изучить основные истоки зарождения экономики, и основные этапы ее дальнейшего развития.
Рассмотреть и проанализировать основные направления в современной экономике и методы ее изучения.
Введение…………………………………………………..……………………..….3
1.Зарождение и основные этапы развития экономической теории…………..…6
2. Основные направления современной экономической мысли……………….13
3. Современное понимание предмета экономической теории………………....23
Заключение…………………………..…………………………………………….33
Глоссарий……………………………………………………………..…………...35
Список использованных источников…………………………………………….37
Приложения………………………………………………………….……………39
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Экономическая теория |
Тема |
Генезис и основные этапы развития экономической теории |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение…………………………………………………..…
1.Зарождение и основные этапы
развития экономической теории…
2. Основные направления
3. Современное понимание
Заключение…………………………..……………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….37
Приложения……………………………………………………
Актуальность исследования. Существует мнение, что экономическая наука сухая и скучная. Но это совсем не так, в экономическом устройстве общества есть немало увлекательных проблем, раскрыть которые пытались и пытаются маститые мыслители Востока, рациональные прагматики Запада, романтики и гуманисты России. И ученые будущего также будут пытаться раскрыть все загадки экономики. История экономики начинается с истории человечества. Изучая историю, изучается экономика и наоборот. Система взглядов и влияние на реальную экономику учеными – экономистами определяется материальное развитие и состояние общества, умонастроение и «самочувствие» населения во всех странах.
Из всех общественных наук – экономическая теория, единственная в которой награждают Нобелевской премией.
В глубокой древности появляются экономические воззрения. Не сразу человеческий разум осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. Человечество совершило большой и трудный путь от взглядов на экономику древним человеком до современных научных теорий.На протяжении всего времени познания менялись теории, школы, концепции, пополняя научные знания человечества. Но процесс изучения экономики продолжается и в настоящее время, развиваясь и пополняя копилку знаний.
Первым поводом для изучения экономической теории послужили множество вопросов, проблем с которыми сталкивается и современный человек: какие виды работ надо выполнять? Как рассчитать их стоимость? Какое количество товара можно купить на одну (две, три, и так далее) условную единицу заработанной платы сейчас (завтра, послезавтра, через месяц и так далее)?Общество интересуют источники доходов, налоговая политика государства, как своего так и других, сущность и функции денег, причины инфляции, курс рубля к иностранным валютам и многое другое.
Экономика так же дает знания обществу как использовать ограниченность производственных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины) для производства нужных различных товаров (например, пшеница, пальто так далее) и распределить между членами общества в целях потребления.
Анализ рыночного хозяйства является предметом экономической теории. Она изучает экономическое поведение людей, а не сами ресурсы в той или иной экономической ситуации.
Определение предмета экономической теории, которое дал английский экономист Л.Роббинс является общепринятым благодаря своей точности и краткости: «Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими аль¬тернативное использование».
Проникая в суть глубинных процессов, вскрывая законы и предсказывая пути их использования, экономическая теория должна изучить и объяснить процессы и явления в экономической жизни людей. Существует два различных и своеобразных слоя изучения:
Поверхностный, внешне видимый
Внутренний, скрытый от наружного наблюдения.
Объектом исследования данной курсовой является зарождение экономики, этапы развития и методы изучения.
Предметом исследования наука экономика.
Исходя из объекта и предмета исследования, целью исследования является изучение генезиса науки экономики в прошлом и будущем. В соответствии с целью исследования определены задачи работы:
Изучить основные истоки зарождения экономики, и основные этапы ее дальнейшего развития.
Рассмотреть и проанализировать основные направления в современной экономике и методы ее изучения.
Со времен появления человека зарождаются экономические отношения, но истоки экономики как науки, надо искать у мыслителей древнего мира-в колыбели мировой цивилизации - Дальнего Востока.
Существовавшие в Древней Индии общественное разделение труда и отношения господства и подчинения обосновали «Законы Ману»(IV-III вв. до н.э.). У Конфуция и других древнекитайских мыслителей прослеживается резкое разделение умственного и физического трудов. По их мнению, умственный труд это занятие только для «высших» слоев населения, а занятие физическим трудом удел «простолюдинов», в основном которые состояли из рабов. В отличие от Конфуция Сюнь Цзы наоборот призывал освободить как рабов – земледельцев, так и рабов ремесленников, т.к. они тоже могут пользоваться правом частной собственности на землю. И пользоваться этим правом могут все люди, потому что равны от рождения.
В древней Греции экономическая мысль получает продолжение. Исходные пункты современной экономической науки в теории образуются благодаря мыслителям Древней Греции (Ксенофонта, Платона, Аристотеля).
В сочинениях Ксенофонта (430-335 годов до нашей эры), Платона (428-348 годов до нашей эры) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 годов до нашей эры) были сделаны первые робкие попытки осмысления понять в теории экономическое устройство общества (приложение А).
В трактате «Домострой»
написанного Ксенофонтом
Платон, как и Ксенофонт,
придерживался натурально-
Своими трудами о развитии форм торговли, форм собственности и анализе двойственности товара Аристотель внес большой вклад в развитие экономики, как науки.
Продолжение древнегреческой экономической мысли происходит в Древнем Риме. В мировой экономике Древний Рим является самым крупным рабовладельческим государством, которое просуществовало больше тысячелетия, хотя его история в основном состоит из войн, восстаний рабов, гражданских конфликтов. Расцвет культуры, технологий, градостроительства, совершенствование общественных институтов и права Древнего Рима происходит в небольшие перерывы спокойствия.
Экономическая мысль Древнего Рима сводилась к оправданию рабовладельческого строя, но при этом просматривалась тенденция, направленная на отрицание рабства. Помимо всего этого экономическая мысль эксплуатируемого класса была выражена ярко.
Самыми известными работами «за» рабовладельческий труд стали сочинения Катона старшего, Варрона и Цицерона Марка Аврелия.
Катон считал, что нет более выгодного и благородного занятия, чем сельское хозяйство. В своем трактате «О земледелии» показывает, насколько сельское хозяйство превосходит другие отрасли экономики. Если хозяйство удовлетворяет сначала свои потребности или производит преимущественно потребительские стоимости, то, по мнению Катона оно было идеальным. На продажу выставлять он рекомендовал только излишки, а вот покупать стоило только то, что произвести в собственном хозяйстве было невозможно. Проблемам организации рабского труда Катон уделял особое внимание.
Но Катон был не единственный человек, который посвящал этой проблеме много времени. В своем сочинении «О сельском хозяйстве» Варрона тоже не обходит ее мимо. Он не одобрял переселение римлян в городские стены, также он не придавал большого значению развития рынка, но был не против самообеспечения вилл.
Цицерон Марк Аврелий (107—44 годах до нашей эры) - видный государственный деятель, живший, когда одним из источников обогащения римской знати было, ростовщичество, а Римская империя, которая объединила разнообразные провинции и области, не могла обойтись без торгового капитала и торговли. Поэтому он был одним из сторонников сельских хозяйств, которые производили продукты на рынок, так как это было главным источником для обогащения. По мнению Цицерона помимо этого источника доходов были ростовщичество и крупная торговля. Он был идеологом не только рабовладельческого класса, но и защищал интересы купечества и ростовщиков.
За счет изъятия у крестьян земли создавались огромные латифундии в Римской империи. Благодаря этому исчезало свободное римское население, многие солдаты римской империи, и многие крестьяне становились безземельными. Все это вело к классовой борьбе между патрициями и плебеями. Расширение нараставшей борьбы привело к аграрной реформе братьев Гракхов (Тиберий - 163—132 годах до нашей эры и Гай - 153—121 годах до нашей эры).
Братья Гракхи в своей борьбе против крупных землевладельцев представляли экономические интересы безземельных или малоземельных крестьян. Эти интересы они стремились удовлетворить за счет ограничения крупных землевладений, но, не нарушая рабовладельческого строя. Крестьян, у которых нет или мало земли они предлагали наделить ею: за счет частей земель отрезанных у землевладельцев и из фонда государственных земель. И таким образом обеспечить, в лице свободных крестьян, социальную опору для рабовладельцев. Проведение реформы привело к увеличению мелких крестьянских владений и укреплению землевладения у крестьян. Аграрная реформа Гракхов выражала чаяния безземельных крестьян Рима и была направлена против крупного землевладения рабовладельцев. И хотя реформа была призвана для укрепления рабовладельческого строя, но ее характер был объективно прогрессирующий.
Во время восстаний выражалась экономическая мысль рабов - в их освобождении.
Одним из крупных восстаний того времени было под руководством Спартака в 74-71годов до нашей эры, но спартаковцы потерпели поражение. Это восстание подорвало могущество Рима и оно стало решающим фактором перехода рабства к колонату, к крепостничеству.
В середине I века нашей эры падение рабовладельческого общества вызывает в жизнь новую религиозную идеологию - христианство.
В самом начале христианство было идеологией рабов. Позже христианство стали проповедовать и другие угнетенные и эксплуатируемые. Господствующие классы принимают христианство в связи с тем, что церковь оправдывает их богатство, а беднякам внушает необходимость смирение и покорность. За счет этого христианство в IV в. признается государственной религией. Христианская церковь становится огромным механизмом эксплуатации трудящихся масс.
Христианство меняет оценку на хозяйственную деятельность. Оно объявило труд делом святым и необходимым. А схоласты перенесли описание этических норм в описание экономики. В связи с этим экономическая доктрина средневековья представляет собой больше сводом норм и правил общественной жизни, нежели обобщением реальной хозяйственной практики.
Как наука экономическая теория возникает в XVI – XVII веках в связи с тем что происходит коренной переворот в развитии научной мысли из-за глубоких экономических сдвигов, рождающих капитализм, мануфактуру, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.
В этот период происходит рождение первых экономических школ. История экономических теорий насчитывает 8 экономических школ (приложение Б).
Рождение первой школы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Об экономике как самостоятельной науки можно говорить именно с этого времени.
Центральной проблемой меркантилисты считали, обогащение странны за счет золота и серебра. По их мнению, только при превышении экспорта над импортом можно максимально накопить эти металлы. Отсюда выделяются 2 экономические проблемы:
внешней торговли и торгового баланса страны;
природы денег и уровня процента.
Их ошибка заключалась в том что они считали что стоимость товара зависти от того сколько за него могут дать золота или серебра, да и товары имеют стоимость только потому что их можно обменять на благородный металл. Меркантилизм существует почти два с половиной столетия. И делиться на два периода развития: поздний и ранний. В первый этап формируются основные постулаты:
Информация о работе Генезис и основные этапы развития экономической теории