Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:33, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой является зарождение экономики, этапы развития и методы изучения.
Предметом исследования наука экономика.
Исходя из объекта и предмета исследования, целью исследования является изучение генезиса науки экономики в прошлом и будущем. В соответствии с целью исследования определены задачи работы:
Изучить основные истоки зарождения экономики, и основные этапы ее дальнейшего развития.
Рассмотреть и проанализировать основные направления в современной экономике и методы ее изучения.
Введение…………………………………………………..……………………..….3
1.Зарождение и основные этапы развития экономической теории…………..…6
2. Основные направления современной экономической мысли……………….13
3. Современное понимание предмета экономической теории………………....23
Заключение…………………………..…………………………………………….33
Глоссарий……………………………………………………………..…………...35
Список использованных источников…………………………………………….37
Приложения………………………………………………………….……………39
2. Трудовые ресурсы (труд) — это количество трудоспособного населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Еще Аристотель и другие древние мыслители считали труд одним из важнейших факторов производства.
В России на 1 января 2012 г.
численность населения
3. Производственные ресурсы (капитал) существуют в форме денег и средств производства.
4. Предпринимательские способности — это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей.
Редкость и ограниченность являются общим свойством для всех ресурсов. Физически в окружающем нас мире – в недрах земли, мировом океане, космосе – имеется безграничное количество ресурсов. Ограниченность ресурсов в экономическом смысле означает: при данном уровне развития техники и научного знания доступна только часть физических ресурсов .А для домашних хозяйств такая ограниченность выступает в виде недостатка денег для покупок. В целом для экономики такой проблемы нет, потому что количество денежных знаков, которое необходимо можно сравнительно увеличить. Но проблему редкости или недостаточности ресурсов таким способом не решить, так как их можно увеличить либо путем их накопления за счет ограничения потребления, либо за счет внедрения новых, ресурсосберегающих технологий.
Экономические последствия редкости ресурсов:
• Ограниченность ресурсов означает ограниченное производство по отношению к потребностям.
• Нерациональное использование ресурсов становится недопустимым. Общество старается эффективно использовать свои ресурсы и получить максимально возможный объем производства.
• Редкость ресурсов делает все экономические блага платными.
Экономические последствия редкости ресурсов:
• Ограниченность ресурсов означает ограниченное производство по отношению к потребностям.
• Нерациональное использование ресурсов становится недопустимым. Общество старается эффективно использовать свои ресурсы и получить максимально возможный объем производства.
• Редкость ресурсов делает все экономические блага платными.
И поэтому всегда существует
противоречие между безграничностью
потребностей и ограниченностью
ресурсов, которые образуют ось вокруг
которой вращается
Система хозяйственных отношений становиться сложнее, и поэтому острее стоит проблема ограниченности экономического мышления. Без серьезной научной экономической подготовки управлять большими организациями, фирмами невозможно. Если руководитель единого национального хозяйства не владеет экономической теорией, то хорошо управлять у него не получиться. Три главных функции, которые включает в себя экономическая теория это:
• познавательная
• прогностическая
• практическая
Для всестороннего изучения форм экономических явлений и их внутренней сущности познавательная функция позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. С массовых экономических данных, фактов, поведения хозяйствующих субъектов начинается такое изучение. Чтобы изучать социально – экономическую жизнь факты должны быть достоверными и типичными для этого. Хорошим фактическим материалом считается неопровержимая информация о событиях, цифры, документы, материалы статистики, показания свидетелей, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и другие. От ошибочных построения теорий, которые оторвались от реального времени, может спасти только такого рода источники информации.
Функция прогностическая в экономической теории заключается в том, чтобы разработать научные основы для предвидения научно-технического и социально-экономического развития в ближайшем будущем. В большинстве случаев эта функция позволяет с большей точностью определять как, например, измениться демография как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом, как будут решаться социально-экономические задачи и какими возможностями на предприятии, будет располагать общество.
Чтобы определить научные основы реальной хозяйственной деятельностью, нужна практическая функция экономической теории. В этом случае достижения научного экономического мышления ставят на службу рациональное поведение субъектов хозяйствования. Речь идет о том, чтобы определить основные правила и способы лучшего достижения намеченных целей. Для развития хозяйственной жизни общества существуют причинно-следственные связи. Эти связи делятся на два вида:
• субъективно-психологические, случайные, несущественные, единичные, неповторяющиеся, неустойчивые;
• объективные, необходимые, выражающие существо явлений, массовые, постоянно воспроизводящиеся, абсолютно (безусловно) действующие.
Это позволяет определять
какие процессы в экономике вызваны
причинно- следственными связями, а
когда случайным стечением
Экономическая теория обосновывает
ориентиры хозяйственной
Существует 2 вида научного познания: эмпирический и теоретический. Между собой они различаются в методах самой познавательной активности и тем, какие результаты будут достигнуты.
Общенаучные методы могут применятся, либо только на эмпирическом уровне ( измерение, наблюдение, эксперимент), либо только на теоретическом уровне (идеализация, формализация),а могут и в смешанном виде(моделирование). Эмпирический уровень научного познания занимается непосредственным изучением объектов, которые действительно существуют, чувственно воспринимают. На этом уровне осуществляется сбор информации об исследуемых объектах. Теоритический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента, такими как понятия, теория, законы и другими различными формами. Здесь нет практической связи с объектами, и в результате этого объект изучается только мысленно и путем обработки данных от эмпирических знаний открывается более глубокие существенные стороны объекта. Эмпирические и теоретические исследования не могут друг без друга и у каждого научного познания свои методы изучения. К эмпирическому исследованию относятся:
1. Наблюдение (преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования). Используется в основном там, где невозможно или нельзя вмешаться в процесс исследования предмета.
2. Эксперимент (изучение предмета происходит в условиях, которые контролируются и управляются). Различаются несколько видов эксперимента:
• Простой - качественный, который устанавливает, есть или нет предлагаемые теории явлений.
• Сложный - это измерительный или количественный эксперимент, который устанавливает численные параметры предмета.
• Мысленный - особый вид экспериментов в фундаментальных науках.
• Социальный - для внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления, но тут существуют ограничение моральными и правовыми нормами.
Наблюдение и эксперимент-это источники научных фактов. Факты – это фундамент знаний науки они образуют эмпирическую основу и базу для рождения гипотез и создание теорий.
К методам обработки и систематизации знаний эмпирического уровня относятся анализ (процесс мысленного, и не редко реального расчленения предмета на части) и синтез(соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое).
К методам научного познания на теоретическом уровне относятся:
1. Абстрагирование-метод, который отвлекает от свойств предмета для более глубокого исследования одной его определенной стороны.
2. Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
3. Моделирование – основан на принципе подобия. Здесь изучается не сам предмет, а его аналог, модель, и затем полученные данные переносятся на него.
В экономике чаще используется
экономико-математическое моделирование.
Оно заключается в описании и
анализе экономических
Зарождение экономических идей происходит в древности. Она всегда влекла и влечет внимание ученых и образованных людей. В древнее время экономические учения находятся в отражении рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Главное достижение ученных того времени является идея эквивалентного обмена вещей по их стоимости.
В феодальном обществе экономические
учения рассматривается способ производства,
растет интерес к проблемам товарно-
В эпоху капитализма развитие экономической мысли приводит к формированию политэкономии как науки. В этот период классики политэкономии Адам Смит и Давид Риккардо создают свои труды. Одно из самых учений в это время становиться марксизм, а параллельно в европейской экономической школе развивается неоклассицизм.
Того кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы в экономической науке считают субъектом и объектом.
Из предпосылок о рациональном
поведении экономических
Современное представление экономической теории основывается:
1. На исследовании поведения людей в процессе производства, распределении и потреблении материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
2. На исследовании проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью максимального удовлетворения потребностей человека.
В обществе роль экономической теории определяется,
1. Познавательной функцией (описание и объяснения экономических процессов, и поведение хозяйствующих объектов)
2. Методологической функцией (экономическая теория является методологическим фундаментом комплекса конкретных экономических наук)
3. Практической, прикладной функцией
Все новые вопросы и новые
проблемы встают перед современной
экономикой. Поэтому очень ожидаемо,
что перед экономической
1. Имеют общемировой характер и касаются интересов либо всех стран, либо большинство.
2. Создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни люде, в развитии производительных сил.
3. Требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.
В настоящее время для изучения экономической теории существует широкий спектр общих и частных методов, который формировались долгим процессом ее развития.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Генезис |
Происхождение, возникновение, зарождение, начало чего-либо. |
2 |
Институционально – экономическое направление |
Направление экономической теории отмечающая недостатки капиталистического общества: засилье монополий, изъяны свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки "общества потребления". |
3 |
Кейнсианство |
Буржуазная теория государственно - монополистического регулирования капиталистической экономики. |
4 |
Классическая политическая экономика |
Одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. |
5 |
Маржинализм |
Это теория, представляющая экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи - использования предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. |
6 |
Марксизм |
Научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, созидательной деятельности трудящихся в построении социалистического и коммунистического общества. |
7 |
Материальные блага |
Средства, пригодные для удовлетворения человеческих потребностей. |
8 |
Меркантилизм |
Экономическая политика ряда европейских феодальных государств XV-XVIII вв., которая использовалась нарождавшейся буржуазией с целью ускорения накопления капиталов. |
9 |
Монетаризм |
Направление экономической мысли, ставящее во главу угла в изучении экономических процессов влияние денег (“денежного сектора экономики”) на течение этих процессов. |
10 |
Неоклассическое направление |
Исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. |
11 |
Неолиберизм |
Социально-политическое учение и общественное движение, получившее развитие в середине — конце XX в. и наследующее либерализму. |
12 |
Физиократизм |
Французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне. |
13 |
Экономика |
Совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. |
Информация о работе Генезис и основные этапы развития экономической теории