Генезис и основные этапы развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой является зарождение экономики, этапы развития и методы изучения.
Предметом исследования наука экономика.
Исходя из объекта и предмета исследования, целью исследования является изучение генезиса науки экономики в прошлом и будущем. В соответствии с целью исследования определены задачи работы:
Изучить основные истоки зарождения экономики, и основные этапы ее дальнейшего развития.
Рассмотреть и проанализировать основные направления в современной экономике и методы ее изучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………..……………………..….3
1.Зарождение и основные этапы развития экономической теории…………..…6
2. Основные направления современной экономической мысли……………….13
3. Современное понимание предмета экономической теории………………....23
Заключение…………………………..…………………………………………….33
Глоссарий……………………………………………………………..…………...35
Список использованных источников…………………………………………….37
Приложения………………………………………………………….……………39

Файлы: 1 файл

Генезис и основные этапы развития экономической теории.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

оказывается использование дифференциального  исчисления, в котором все

построено на соотношении приростов разных величин.

б) Субъективизм, т.е. подход, при котором  все экономические явления

исследуются и оцениваются с  точки зрения отдельного хозяйствующего

субъекта. Недаром маржинализм  иногда называют субъективной школой

экономики.

в) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

Именно эти три особенности  привели к тому, что постепенно сменилось

понимание предмета экономической  науки. После Маржиналистской революции экономическая теория из науки о материальном богатстве превратилась в науку о рациональном поведении людей.

Другими важными свойствами маржинализма являются следующие.

г) Методологический индивидуализм. Согласно этому методологическому

принципу, закономерности функционирования хозяйства  в целом выводятся из поведения  отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Как писал один из

творцов Маржиналистской революции К. Менгер, «то наблюдение, которое мы сперва сделали над изолированным индивидом, а затем над маленьким

обществом, временно отделенным от остальных людей, равным образом относится и к  более сложным отношениям народа и человеческого общества вообще».

д) Статичность. Маржиналисты потеряли интерес  к «законам движения»

капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических

исследований  после Маржиналистской революции  сместился к изучению

использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в

данный  момент времени.

е) Замена причинно-следственного анализа функциональным. Это также

стимулировало применение в экономической науке  математических методов.

ж) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для

экономического  анализа классиков. Вместо этого  на ранней стадии своего

развития  маржинализма акцент был перенесен на сферу потребления.

з) Акцент на применении дедуктивных методов  исследования в

противоположность историзму и индукции.

и) Восприятие рыночной экономики  как равновесной системы (хотя последнее  было не характерно для австрийской  школы маржинализма). Эта равновесность  неразрывна связана с рациональным оптимизирующим поведением, поскольку  неравновесные состояния экономики - т. е. те состояния, которые не удовлетворяют рациональных хозяйствующих субъектов - корректируются их действиями и приводятся к равновесию.

Маржинальный анализ — анализ соотношения  объёма продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. Методика маржинального анализа может быть:

1 - на основе информации об  общем объеме продаж и затратах  в целом по предприятию,

2 - на основе  показателей маржинального  дохода в расчете на единицу  продукции. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход .

Маржинальный доход (прибыль) —  это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и  переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле

M = S - V

где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.

Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска  в целом, но и на единицу продукции  каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

M = (S-V) / Q = p -v

где M — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции.

Главные принципы маржинального анализа заключаются в необходимости:

1.Определить контрольную переменную.

2.Рассчитать, насколько возрастет  валовой доход при увеличении  контрольной переменной на единицу.  Этот прирост валового дохода  называется предельным доходом (MR).

3.Рассчитать, каков будет прирост  валовых издержек при увеличении  контрольной переменной на единицу.  Этот прирост называется предельными  издержками (МС).

4. Сравнить эти два прироста.

Анализируя удельные маржинальные доходы по различным видам продукции, выпускаемой на предприятии, можно оценить возможность получения прибыли от производства и реализации данного вида продукции.

Если, то это свидетельствует о  том, что выручка не покрывает  даже переменных затрат и если выпускать  продукцию дальше, то убыток будет нарастать с каждой выпущенной единицей продукции.

В рамках маржинального анализа  модели безубыточности (системы "Затраты-объём  производства-прибыль") можно определить влияние объёма производства и реализации продукции на величину прибыли, а  также определить объём продаж, начиная с которого возможно получение прибыли, и величины постоянных и переменных затрат, при которых возможно рентабельное производство продукции на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное понимание предмета экономической теории.

Для жизни и деятельности  человеку нужны материальные блага. Материальные блага делятся на свободные (или бесплатные) и экономические. Свободные блага (воздух, вода. солнечный  свет) не порождают экономических  проблем для хозяйствующих субъектов  и  находятся в доступном пользовании всегда и всюду. Для удовлетворения этих потребностей человеку не надо прикладывать больших усилий. В отличие от свободных благ, экономические блага (разнообразные рода «редкости») имеются в ограниченном количестве и для удовлетворения в них нужны усилия производителей, связанные с их добычей и приспособлением к потребностям людей. Экономические блага делятся на долговременные, то есть блага, которыми человек будет пользоваться не один раз (автомобиль, книга, телефон), и не долговременные, то есть которые исчезают в процессе потребления (продукты питания, одежда). Экономические блага могут быть предназначены для настоящего и будущего периодов. Настоящие  блага – это блага, которые используются в настоящем  и удовлетворяют потребности текущего периода (потребительские товары), а будущие блага – это блага, которые удовлетворяют будущие потребности (образование, наука, профилактическая медицина). Создание условий для удовлетворения материальных потребностей общества выступает естественным назначением материального производства. Производство представляет, прежде всего, процесс взаимодействия ресурсов, результатом которого и являются экономические блага. Со временем потребности меняются, умножаются и усложняются, все это происходит в результате появления новых изделий и новых желаний и стремлений. В большинстве случаев потребности опережают возможности производства, и не совпадает,  с объемом и разнообразием фактического потребления. Поэтому экономические потребности общества безграничны, но экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый определенный момент, ограничены. Если бы не было ограничения ресурсов, то не надо было бы заботиться о наилучшем распределении между различными целями, экономить их, повышать эффективность использования устанавливать принципы распределения благ. Ограничение ресурсов происходит из-за конкуренции их альтернативное использование. Так, например, нефть служит для получения различного вида топлива: котельного, дизельного, реактивного. При вторичной ее переработке можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств. И поэтому другое свойство экономических ресурсов возможность использования их в различных направлениях  чтобы удовлетворить разные потребности.

Новые запросы рождает  удовлетворенная потребность. Приобретение потребительских благ и их удовлетворения во многом зависит:

• Уровня дохода населения в целом, так и отдельно взятой группе.

Конечной целью производства всегда является потребление. Из-за того что большинство потребностей людей не могут быть удовлетворены полностью, так как в условиях товарно – денежных отношений уровень потребления каждого члена общества зависит от уровня его доходов. Для работников наемного труда основную часть доходов составляет заработная плата, которая является источником обеспечения жизнедеятельности человека и выступает мощным инструментом регулирования экономических интересов. В регулировании труда и трудовых отношений вопросы о заработной плате занимают принципиальное место и особую роль. В экономике любого типа одна из самых трудноразрешимых проблем является проблема оплата труда. Проблема оплаты труда не только экономическая, но и не в меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе. Многие экономисты рассматривают оплату труда как основной и мощный инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокой производительной отдаче своих трудовых способностей. Мудрый замысел, который в жизнь воплотить, не очень легко звучит так: «больше и лучше работаешь – больше платят, а если больше платят – работаешь еще больше и лучше». И заключается в том, чтобы возникало самопобуждение к производительности труда, ограничивающиеся только что предельной производительностью, которую невозможно поднять на данном уровне техникой и технологией, при любой оплате. При прямом видении кажется, что при больших доходах потребителя  и возможностей для предъявления спроса на различные товары больше. Но при повышении дохода эффект на рынке может быть разный, в том числе и отрицательный. Так, если весь доход тратится на покупку товара  А, полезность которого очень высока, спрос на него не удовлетворяется и повышение дохода будет одновременно обеспечивать повышение спроса на него, то здесь эффект дохода положительный. Если же товар низкого качества, сравнительно дешев и потребность в нем близка к удовлетворению, то с повышением дохода потребитель переориентирует спрос на качественные, пусть и более дорогие товары. Спрос на низкокачественный товар не только стабилизируется, но и упадет. Здесь эффект дохода отрицательный.

• Запас товаров.

С увеличением запасов  товаров потребность в них  и их полезность падают, и наоборот, с уменьшением запаса потребность  в материальном благе и его  полезность возрастают. Запас- это количество товара, предназначенного для потребления в будущем.

Определенная потребность  человека удовлетворяется следующими друг за другом единицами товара. В  экономической науке есть Закон  убывающей предельной полезности. Он заключается в том что, устойчивая зависимость от предельной полезности товара падает, если в течении короткого промежутка времени, когда вкусы потребителей не меняются, и  каждая употребленная последующая единица будет насыщать потребность в данном продукте.

• Наличием или отсутствием на рынке взаимозаменяемых товаров.

Своим доходом  средний  потребитель стремиться распорядится так чтобы извлечь из него большую  полезность, то есть при определенной сумме денег он желает приобрести максимально возможное количество благ и услуг. Потребитель приобретет из двух взаимозаменяемых товаров тот товар- цена на который снижается. То есть цены будут стимулировать потребителя к замещению одного блага другим. Это явление в экономической науке носит название - эффект замещения.

• Личными предпочтениями потребителей, их вкусами и другими факторами.

Эти мотивы определяют рыночную психологию покупателя .Здесь главную  роль играют неценовые факторы: реклама, сервисное обслуживание и так  далее.

На знании конкретной информации об относительности состояния, уровня, динамики потребностей в различных товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних покупателей основывается организация бизнеса. От сюда видно что проблема потребностей имеет значение не только теоритическое, но и очень важное практическое. Если спроса нет значит нет потребности, но и потребность это еще не спрос. Для того чтобы уметь быстро  перенаправлять свой бизнес надо учитывать не только нынешние потребности, но и потребности которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей и формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического, в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Ресурсы, которыми располагает  общество - это источники любого производства. Они делятся на несколько  видов:

1. Природные ресурсы (земля, леса, водные, климатические

факторы и др.), среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»).

Данный вид ресурса  часто называют просто «земля», подразумевая при этом предоставленные природой блага. Например, в нашей стране имеются богатейшие природные ресурсы, которые активно вовлечены в хозяйственный оборот. Огромные природные богатства позволяют России занимать лидирующее место по производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Так, в России принадлежат первое место по естественному газу, второе — по бурому углю, картофелю, молоку, третье место она занимает по нефти, четвертое — по электроэнергии, чугуну, железной руде, вывозке деловой древесины.

Информация о работе Генезис и основные этапы развития экономической теории