Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, лекция
Понятие экономической системы. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Экономическая эффективность и граница производственных возможностей. Принцип сравнительных преимуществ и разделение труда. Эффективность в распределении. Координация экономических выборов и типы экономических систем. Собственность: экономическое отношение и система прав.
Для
товаров относительно
худшего качества - рост дохода вызывает
падение спроса, а эластичность спроса
по доходу является величиной отрицательной.
Если коэффициент эластичности
по абсолютному значению крайне мал (0<E<1),
то речь идет о товарах
первой необходимости.
Если коэффициент эластичности больше
единицы (Е> 1), то анализируемый товар
относится к предметам
роскоши
Если коэффициент эластичности
спроса по доходу будет величиной отрицательной
(E<0), то данный товар относится к
товарам относительно
худшего (низкого) качества.
4.5.Перекрестная
эластичность спроса
по цене. Товары-заменители
и товары-дополнители.
Коэффициент
перекрестной эластичности характеризует степень количественного изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. |
Данный показатель используют для оценки
степени и характера взаимозависимости
сопряженных рынков.
Основным фактором, определяющим
перекрестную эластичность различных
товаров, являются потребительские свойства
различных благ, их способность замещать
или дополнять друг друга в потреблении.
На
практике не всегда легко оценить, является
ли товар конкурентом или дополняющим
благом.
Взаимозаменяющие товары - товары заменители друг друга, которые:
- удовлетворяют одну и ту же потребность самостоятельно и независимо друг от друга;
Взаимодополняющие товары – товары дополняющие друг друга:
Простейший вопрос:
к какой группе товаров Вы отнесете помидоры и огурцы? |
1. Товары - заменители
2. Товары, дополняющие друг друга в потреблении
3. Нет однозначного ответа
Для достоверного ответа необходимо оценить
перекрестную эластичность этих двух
товаров.
Если
Е=0, то товары считаются независимыми
друг от друга и повышение или понижение
цены на один товар не оказывает практически
никакого влияния на величину спроса на
второй товар.
Коэффициент
перекрестной эластичности
может быть использован
с некоторыми оговорками
для определения границы
отрасли. Высокая перекрестная эластичность
группы товаров дает основание полагать,
что товары принадлежат к одной отрасли.
Низкая перекрестная эластичность одного
товара по отношению ко всем прочим товарам
свидетельствует о том, что он составляет
отдельную отрасль. Если подобным же образом,
несколько товаров имеют высокую перекрестную
эластичность между собой, но низкую перекрестную
эластичность по отношению к другим товарам,
то эта группа товаров может представлять
отрасль. Например, различные торговые
марки телевизоров имеют высокую перекрестную
эластичность между собой, но малую перекрестную
эластичность с другими товарами для дома.
Основные трудности определения границ отрасли при помощи коэффициента перекрестной эластичности :
во-первых, трудно определить насколько должна быть высокой перекрестная эластичность в отдельной отрасли (например, перекрестная эластичность мороженых овощей может быть очень высокой, а перекрестная эластичность мороженых овощей и пельменей может быть довольно низкой, поэтому неясно - следует ли говорить об отрасли мороженных продуктов или о двух отраслях);
во-вторых, существует цепь перекрестной эластичности (так, между стандартными цветными и портативными цветными ТВ, с одной стороны, и между портативными цветными и портативными черно-белыми ТВ, с другой - существует высокая перекрестная эластичность. Однако между стандартными цветными ТВ и портативными черно-белыми перекрестная эластичность довольно слабая).
4.5.Эластичность
предложения по цене
и факторы ее определяющие.
Коэффициент
ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.
|
P
Qs Рис.10
Очевидно, что различные производства по-разному реагируют на увеличение рыночного спроса и цен.
К наиболее важным факторам эластичности предложения по цене – факторам, определяющим чувствительность производителя к изменению рыночных цен, являются:
-
рассматриваемый период
времени (мгновенный, краткосрочный,
долгосрочный);
Чем более ограниченным промежутком времени
располагает
производитель для адаптации к изменяющейся
цене, тем относительно ниже будет его
эластичность предложения.
Для мгновенного периода, когда объем
производства является величиной постоянной,
коэффициент эластичности равен нулю,
Е=0. (Рис. 11)
Для всех случаев,
когда функция предложения является неубывающей,
доход фирмы возрастает с ростом цены
при любом коэффициенте эластичности предложения. ( Рис.12 и 13) |
P
S
Q
( 0 <Е> 1)
Информация о работе Экономическая система и ее функционирование