Экономическая система и ее функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, лекция

Краткое описание

Понятие экономической системы. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Экономическая эффективность и граница производственных возможностей. Принцип сравнительных преимуществ и разделение труда. Эффективность в распределении. Координация экономических выборов и типы экономических систем. Собственность: экономическое отношение и система прав.

Файлы: 1 файл

лекции_введение в ЭТ (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать)

      а) прямая зависимость, когда рост одного из них вызывает увеличение другого  и наоборот, например, эластичность спроса на "нормальные" товары по потребительскому доходу(R), если Е>0;

      б) обратная зависимость, когда рост одного фактора предполагает убывание другого, например, эластичность спроса по ценам, если Е<0;

            

Рис. 2 а) прямая зависимость, Е>0; 6) обратная зависимость, Е<0

    в зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают:

      а) Е=0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;

          P                    D   
       
       
       
       
       

                                                                 Q

             Рис.3  Абсолютно неэластичный  спрос    

      б) E = ¥, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину;

         P 
       
       

                                                                   D 
       
       

                                                                   Q 

         Рис.4  Абсолютно эластичный спрос 

      в) Е =1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же

      темпами, что и воздействующий на него фактор;

      г) 0 < Е < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;  

        

                     Рис. 5   Неэластичный спрос

      д) Е >1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор. 
       

                    

                   Рис.6   Эластичный  спрос 

    Рассмотрим  более подробно наиболее часто встречающиеся  показатели эластичности:

    1) эластичность  спроса по цене; 
    2) эластичность спроса по доходу; 
    3) перекрестную эластичность спроса; 
    4) эластичность предложения по цене.

     4.2.Эластичность  спроса по цене  и факторы, ее  определяющие.

     Экономическое определение эластичности было впервые  дано Альфредом Маршаллом в 1885 г.Известный английский ученый, используя достижения английских классиков (Адама Смита и Давида Рикардо)  и математической школы в экономической теории, дает определение коэффициента ценовой эластичности спроса.

     Эластичность  спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 %.

     Для всех товаров, за исключением товаров  Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене является отрицательным. При этом, чем выше данный показатель по своей абсолютной величине, тем сильнее чувствительность рыночного спроса к изменению цен. Так, например, двоекратное сокращение цен на вычислительную технику и хозяйственные спички может существенно увеличить рыночный спрос на первую группу товаров (эластичный спрос) и оставить практически без изменений спрос для второй группы (неэластичный спрос).

 Основные факторы, определяющие эластичность спроса по цене

      - наличие и доступность товаров-заменителей  на рынке какому-либо товару (если  не существует хороших заменителей какого-либо товара, либо они существуют, но недоступны для покупателей, то спрос - неэластичен, и наоборот- наличие хороших и доступных товаров-заменителей делают спрос эластичным);

- фактор времени  (рыночный спрос имеет тенденцию  быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);

      - доля расходов на товар в  потребительском бюджете (чем  выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

      - степень насыщения рынка рассматриваемым  товаром (если рынок насыщен  каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

  • разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него.);
  • важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни - зубная паста, мыло, услуги парикмахера, то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя, и приобретение которых, может быть отложено, характеризуются большей эластичностью).

     Потребитель будет нечувствителен к цене (а следовательно, его спрос будет  неэластичен) при  следующих условиях:

  - потребитель придает большое значение характеристикам товара. Это заставляет человека переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые себя уже зарекомендовали;

  - потребитель желает  иметь товар, сделанный  на заказ, и  готов платить  за это. Если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты.

  - потребитель приобретает товар, потому что считает, что этот товар улучшит качество его конечной продукции. Если считается, что данный компонент усиливает характеристики готовой продукции, или что компонент перенесет свой престиж на конечную продукцию, то спрос на данный компонент будет неэластичен по цене. Так, производители автомобилей стремятся использовать моторы престижных марок, тем самым повышая престиж самого автомобиля;

- потребитель имеет  значительную экономию  от использования  конкретного товара или услуги. Если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар будет неэластичен. Это же верно в отношении своевременной доставки товара покупателю, качественного его обслуживания или быстрого ремонта;

  • цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя. При низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров различных производителей. Это особенно верно, когда главным мотивом приобретения товара являются удобство, вкус или какой-либо другой критерий предпочтения;

потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки. Плохо информированный покупатель менее чувствителен к цене и ее повышению, т.к. не знает о преобладающей цене на рынке, условиях спроса и предложения, доступности и ценах на заменители, качестве и услугах конкурентов. Такой потребитель легче поддается убеждающей рекламе, стратегии принижения качеств товаров конкурентов и т.д.;

- затраты потребителя на замену продавца чрезмерно высоки. В некоторых случаях промышленный  покупатель компонентов может настолько привязать к ним характеристики своих изделий, что ему легче и дешевле согласиться с повышением цен на них, чем менять поставщиков (особенно, если повышение небольшое).

   4.3.Эластичность спроса по цене и доход фирмы.

    Особую  значимость показатель эластичности приобретает, когда мы сравниваем последствия от изменения цен на доходы фирмы для товаров с различной эластичностью.

Пусть задана некоторая функция спроса, рыночная цена – Р1, объем спроса – Q1. Если цена сократится на Δр, то по закону спроса объем увеличится на Δq. Как при этом изменится доход фирмы?

     Р

      

      P1       A            R1= Q1Δp

   Δp

                                                  R2 = (P1 — Δp) Δq

    

                                                     D

    

     O   Q1  Δq                                                 Q 

                  Рис.7   Эластичность спроса и общий доход 

     По  определению, общий доход (TR; total revenue - англ.) фирмы в точке А равен TR = P1Q1, что соответствует площади прямоугольника OP1AQ1. При изменении цены доход фирмы меняется двояким образом:

-с одной  стороны, доход уменьшается на  величину R1= Q1Δp (эффект уменьшения цены);

-с другой  стороны, доход увеличивается  на  
R2=(P1 — Δp) Δq (эффект увеличения объема спроса).

     Найдем  отношение  .

Другими словами, прирост дохода определяется ценовой эластичностью спроса.

     Рассмотрим  три возможных ситуации:

    Эластичный спрос

|E| >1, R2>R1.

    Сокращение  цены вызывает увеличение совокупных доходов фирмы.

    Неэластичный спрос

0<|E|<1,R2<R1.

    Сокращение  цены приводит к уменьшению совокупных доходов фирмы, т.е. изменение цен и доходов осуществляется в одном направлении. Опытный предприниматель всегда учитывает эту закономерность при 
    выборе своей ценовой стратегии.

     
       Рис.8  Спрос эластичный

      Рис.9    Спрос неэластичный

    • Единичная эластичность спроса

|E|=1, R2=R1.

    Уменьшение  или увеличение цены не оказывает  влияния на совокупный доход фирмы. Совокупный доход достигает своего максимума. 

     4.4.Эластичность  спроса по доходу. Товары нормального  и относительно  низкого качества.

     Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения спроса при изменении дохода на 1%.

              .

    Коэффициент эластичности спроса по доходу отражает чувствительность покупателя к изменению 
    его денежного дохода и позволяет предпринимателю определить  
    место своего товара на рынке. 
    Количественно коэффициент эластичности спроса по доходу находится стандартно:

  • либо по формуле дуговой эластичности: 
    ,  
    где R1,R2 - первоначальный и последующий уровень дохода, 
    Q1,Q2 - первоначальная и последующая величины спроса;
  • либо по формуле точечной эластичности: 

    где Q`(R) - производная функции спроса по доходу, 
    R – денежный доход потребителя, 
    Q(R) - величина спроса при данном доходе.

    Увеличение дохода покупателя по-разному влияет на рыночный спрос конкретного товара.

    Большинство товаров  относится к категории товаров нормального качества (нормальные блага) – такие товары спрос на которые с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной.

Информация о работе Экономическая система и ее функционирование