Экономическая система и ее функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, лекция

Краткое описание

Понятие экономической системы. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Экономическая эффективность и граница производственных возможностей. Принцип сравнительных преимуществ и разделение труда. Эффективность в распределении. Координация экономических выборов и типы экономических систем. Собственность: экономическое отношение и система прав.

Файлы: 1 файл

лекции_введение в ЭТ (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать)

      1) Издержки производства, в свою очередь , определяемые

    · ценой на ресурсы (чем выше цена на ресурсы, тем выше издержки, и тем меньше предложение данного товара),

    · величиной налогов (чем выше уровень налогообложения производителей, тем выше их издержки, и тем меньше предложение) и т.д.

    · технология производства (любое технологическое усовершенствование ведет в конечном счете  к сокращению издержек производства и к росту предложения);

      2) Экономические ожидания производителей (как правило, благоприятные экономические ожидания могут стимулировать инвестиции в производство и, как следствие, привести к росту предложения. Вместе с тем, ожидания роста цен (так наз. инфляционные ожидания) неоднозначно воздействуют на предложение). Более подробно - в разделе "Макроэкономика".

      3) Количество производителей.

При прочих равных условиях, чем большее число  фирм производит некоторый продукт, тем больше его рыночное предложение. Более подробно - в теме "Совершенная  и несовершенная конкуренция"

      4) Цены на сопряженных рынках:

    · цены на товары-конкуренты в производстве (рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи "химии");

    · цены на товары, производимые "совместно" с рассматриваемым товаром (так, рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов). 

3.3.3. Рыночное равновесие. Взаимодействие спроса  и предложения  

3.3.3.1. Рыночное равновесие

   До сих пор мы рассматривали  рынок односторонне: либо с точки зрения покупателя, либо с точки зрения продавца. Для  дальнейшего исследования рыночного механизма необходимо объединить эти подходы.

      Рассмотрим  взаимодействие спроса и предложения, совместив на одном графике кривую спроса (линия DD) и кривую предложения (линия SS). (Рис.6)

Рыночное  равновесие можно определить как состояние, при котором  ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Рыночное равновесие представляет собой такую ситуацию на рынке, когда интересы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так, что при данной цене величина предложения и величина спроса равны.

   Применительно к взаимодействию  спроса и предложения точка  рыночного равновесия находится    в точке пересечения кривых  спроса и предложения. 

Рис.6.  Рыночное равновесие 

      Этой  точке соответствует равновесная цена (Pe=Pd=Ps) и равновесный объем (Qe=Qd=Qs).

   При любой цене, отличной от цены равновесия, или при любом объеме производства, отличном от равновесного, рынок оказывается в разбалансированном состоянии, что неизбежно сказывается на объеме продаж.

   Как видно из приведенного примера ( Рис.7), если реальная цена выше цены равновесия, на рынке возникает избыток товарной массы -избыток предложения – ситуация на рынке, когда при рыночной цене(Р1), установившейся выше цены равновесия(Ре), величина предложения (Qs1)превышает величину спроса(Qd1). Избыток предложения рождает и усиливает конкуренцию между продавцами за доступ к доллару, рублю и т.д. покупателей. Продавцы, конкурируя между собой, понижают цены, что порождает тенденцию к понижению рыночной цены на товар. 
Напротив, если рыночная цена (Р2) устанавливается ниже цены равновесия(Ре), возникает дефицит товаров - ситуация на рынке, когда при рыночной цене(Р2), установившейся ниже цены равновесия(Ре), величина спроса(Qd2) превышает величину предложения (Qs2). Дефицит товаров рождает и усиливает конкуренцию между покупателями за доступ к дефицитным товарам. Покупатели, конкурируя между собой, предлагают более высокие цены, что порождает тенденцию к повышению рыночной цены на товар.

              P               

                                 D                              S

             P1 

               Pe

             P2                                                                    Рис. 7 
 

                              Qd1  Qs2  Qe   Qd2    Qd1        Q      

      Только достижение равновесного состояния обеспечивает стабильность рынка и наибольший объем продаж. Причем само рыночное равновесие достигается благодаря действию рыночного механизма, преодолевающего ситуации избытка предложения и дефицита товаров путем конкуренции между покупателями и продавцами, с помощью свободно складывающейся под воздействием спроса и предложения рыночной ценой. 

    Наличие как прямой, так и обратной  функций спроса (предложения) предполагает  возможность различных подхода к анализу рыночного равновесия.

Наличие как прямой, так и обратной функций  спроса (предложения) предполагает возможность  различных подхода к анализу рыночного равновесия. 

3.4.Действие  рыночного механизма:  модели равновесия.  

    3.4.1. Модель равновесия  Л. Вальраса.

    Леон  Вальрас (1834-1910), франко-швейцарский экономист, основатель математического направления экономического анализа.

       При данном подходе рассматриваются  прямые функции спроса (предложения):Qd=Qd (P); Qs=Qs (P).

    Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах.

    Пусть реальная установившаяся рыночная цена (Р1) будет выше цены равновесия (Ре), как это представлено на Рис.8. При этой цене объем спроса составит Qd1, а объем предложения - Qs1,  Qs1>Qd1. Возникает избыток предложения, который усиливает конкуренцию между продавцами за доступ к доллару, рублю и т.д. покупателей. Продавцы, конкурируя между собой, снижают свои цены, в результате    возникает общая тенденция к понижению рыночной цены. Если рыночная цена (Р2) устанавливается ниже цены равновесия(Ре), как это представлено на Рис.9. При этой цене объем спроса составит Qd2, а объем предложения – Qs2,  Qs2 < Qd2. Возникает дефицит товаров, который усиливает конкуренцию между покупателями за доступ к дефицитным товарам продавцов. Покупатели, конкурируя между собой, повышают свои цены, по которым они готовы  покупать товары у продавцов. В результате    возникает общая тенденция к повышению рыночной цены.  
 

Рис.8. Равновесие по Вальрасу (рыночная цена выше цены равновесия).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис.9. Равновесие по Вальрасу (рыночная цена ниже цены равновесия).

    Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса  величине предложения, Qd (P) = Qs (P),  а модель равновесия Л.Вальраса показывает действие механизма саморегулирования и поддержания рыночного равновесия на краткосрочном временном интервале.

    3.4.2. Модель равновесия  А.Маршалла

    Альфред Маршалл (1842-1924), английский экономист, профессор

    Кебриджского  университета, основатель Кембриджской школы в

    экономической теории. Он      исследует  обратные функции спроса (предложения) : Pd=Pd (Q);   Ps=Ps (Q),  т.е. упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.

   Пусть реальный объем продаж (Q1), установившийся на рынке, меньше равновесного уровня (Qe), как это представлено на Рис.10 , тогда цена спроса (Рd), отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения (Рs), Pd>Ps. Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж. 

Рис.10. Рыночное равновесие по Маршаллу (объем  продаж меньше равновесного объема).

    Если  объем продаж (Q2) устанавливается  выше равновесного уровня (Qe)( Рис.11), то цена спроса (Рd) будет меньше цены предложения (Рs),  Pd<Ps.

Подобная  рыночная ситуация заставит продавцов  сокращать объем продаж вплоть до точки равновесия. 

 

Рис.11. Рыночное равновесие по Маршаллу (объем  продаж выше равновесного объема) 

   Условие равновесия по Маршаллу представляет собой равенство цены спроса цене предложения, Pd (Q) = Ps (Q), а модель равновесия А. Маршалла показывает действие механизма саморегулирования и поддержания рыночного равновесия на долгосрочном временном интервале.

3.4.3. Особые случаи  рыночного равновесия.

Сложность и многообразие факторов рыночной конъюнктуры, специфические условия рынка и нестандартный вид кривых спроса или предложения отдельных товаров предопределяют возможность отсутствия точек равновесия в положительном диапазоне значений цены или количества, а также существования более чем одной точки равновесия.

    Например, на рынке свободных благ (или ресурсов) при любой положительной цене объем предлагаемого блага будет больше величины спроса на него, другими словами равновесие будет достигаться уже при нулевой цене (Рис.12)    Рис.12
      Рис.13 На рынке товаров, производство которых технически возможно, но экономически нецелесообразно в силу чрезмерных издержек, равновесие достигается при нулевом объеме выпуска, поскольку при любом положительном объеме производства цена предложения будет выше цены спроса.(Рис.13)
    В отдельных случаях кривые спроса или предложения принимают нестандартный вид. Так, на рынке труда кривую предложения иногда изображают в виде дуги. (Рис.14)    Рис.14

    Это означает, что после достижения определенного (как правило, очень высокого) уровня заработной платы предложение труда (количество отработанных часов) может начать сокращаться. Если при этом кривая спроса на труд имеет нормальный убывающий вид, возможно существование двух точек равновесия (Е1 и Е2).  

3.4.4. Статические модели  равновесия и фактор  времени

    Экономические модели (в том числе и модели равновесия рынка) могут исследоваться как с учетом, так и без учета фактора времени. Соответственно различают модели статические и динамические.  
    В статических моделях рассматриваются различные равновесные состояния рынка, однако, механизм перехода от одного состояния к другому не исследуется, а время учитывается лишь косвенным образом. 
    Статические модели позволяют анализировать сдвиги спроса, предложения и точек равновесия под воздействием каких-либо неценовых факторов, а также делать на основе подобного анализа достоверные прогнозы и оценивать перспективы развития того или иного рынка, что очень важно для успешного предпринимательства. 
    Как правило, в статических моделях равновесия рыночная деятельность рассматривается в одном из трех взаимосвязанных временных периодах: мгновенном, краткосрочном или долгосрочном. 
    Мгновенный период
    – отрезок времени, в течение которого

  • количество производственных ресурсов (факторов производства), 
    которыми располагают производители (продавцы) не меняется, т.е. все  факторы являются постоянными;
  • продавец практически лишен возможности приспосабливать величину  предложения к объему спроса, и равновесная цена определяется только кривой спроса. 
    Краткосрочный период - отрезок времени, в течение которого
  • часть факторов производства являются постоянными, а часть  
    переменными;
  • продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия. 
    Долгосрочный период - отрезок времени, в течение которого
  • все факторы производства являются переменными, что пред- 
    полагает возможность изменения масштабов производства;
  • продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом без ограничений.

Информация о работе Экономическая система и ее функционирование