Экономическая система и ее функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, лекция

Краткое описание

Понятие экономической системы. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Экономическая эффективность и граница производственных возможностей. Принцип сравнительных преимуществ и разделение труда. Эффективность в распределении. Координация экономических выборов и типы экономических систем. Собственность: экономическое отношение и система прав.

Файлы: 1 файл

лекции_введение в ЭТ (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

      Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

1) по  объектам рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг, рынок валюты и т.д.);

2) по  субъектам рынка (рынок покупателей, рынок продавцов);

3) по  географическому положению (местный, национальный , мировой);

4) по  степени ограничения конкуренции (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия);

5) по  отраслям (автомобильный, нефтяной ...);

6) по  характеру продаж (оптовый, розничный);

7) по  соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный, "черный" рынок) и т.д.

      Инфраструктура  рынка - это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

      Инфраструктура  рынка включает в себя такие  элементы как:

    · биржи (товарные, фондовые, валютные);

    · аукционы, ярмарки;

    · предприятия оптовой и розничной торговли;

    · банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи;

    · биржи труда;

    · информационные центры;

    · юридические конторы;

    · рекламные агентства;

    · аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти  элементы очень тесно связаны  друг с другом. Если они находятся  в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (например, банковской сферы), негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

  

Учитывая  все выше сказанное, современной рыночной экономике присущи следующие черты:

-  частная  собственность;

  • множество продавцов и множество покупателей;
  • свобода выбора и свобода предпринимательства;
  • наличие частного интереса;
  • механизм свободного ценообразования (цены складываются в рыночной системе в соответствии со спросом и предложением);
  • конкуренция;

-    ограниченная роль государства. 
 

3.2. Модель кругооборота  товаров, ресурсов  и денег. 

           Функционирование  рыночной экономики включает в себя два процесса:

  • кругооборот товаров, ресурсов и денег;
  • действие рыночного механизма.

 Рассмотрим  эти процессы подробнее. Первый  из названных процессов мы  рассмотрим на примере простейшей  модели кругооборота (Схема №2). В  этой модели действуют два  типа хозяйствующих субъектов:  домохозяйства(потребители) и фирмы ( производители), вступающие в отношения купли-продажи, товарно-денежные отношения на рынке продуктов и рынке ресурсов.  

    Домохозяйство - это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей, которые принимают или вынуждены принимать общие финансовые решения. Домохозяйства  относятся к сектору потребителей и выполняют  следующие действия:

  • каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека;
  • домохозяйства являются полновластными собственниками экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже фирмам на рынке ресурсов;
  • домохозяйства, поставляя экономические ресурсы на соответствующий рынок, формируют предложение( S) на рынке ресурсов;
  • домохозяйства, продавая экономические ресурсы на соответствующем рынке, получают  доходы в форме заработной платы (W ) ( за продажу труда); арендной платы(RL )( за продажу земли);  ссудного процента(RC) (за продажу капитала); нормальной прибыли(PRN) (за продажу предпринимательской способности);
  • домохозяйства, используя полученные доходы на покупку потребительских товаров и услуг, несут потребительские расходы и формируют спрос (D) на рынке продуктов.

    Цель, главный мотив  поведения домохозяйств: максимальное удовлетворение своих потребностей, максимизация общей полезности набора покупаемых товаров и услуг.

      Основные  ограничения в достижении цели:  

-уровень   доходов домохозяйств;

-уровень  цен на товары и услуги на  рынке продуктов.

    Фирма - экономическая единица, покупающая экономические ресурсы на рынке ресурсов для производства товаров и услуг, которые она затем продает домохозяйствам на рынке продуктов. Фирмы относятся к сектору производителей и выполняют следующие действия:

- каждая  фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека;

- каждая  фирма, покупая ресурсы на соответствующем рынке, несет производственные издержки(C) и формирует  спрос(D) на рынке ресурсов;

  • фирмы, являясь полновластными пользователями экономических ресурсов, преобразуют их в новый готовый продукт и выступают субъектами производства – предприятиями;
  • каждая фирма, продавая свой готовый продукт на соответствующем рынке, получает валовой доход (TR)или выручку и формирует предложение(S) на рынке продуктов.

 

Целью фирмы  является стремление к получению максимальной прибыли- максимальному превышению  валового дохода над производственными издержками.

      Основные  ограничения в достижении указанной цели:

  • спрос на товары и услуги, которые предлагают фирмы на рынке продуктов;

-   уровень производственных издержек, определяемый уровнем цен на экономические ресурсы, покупаемые фирмами на соответствующих рынках..

                                                                                         Схема № 2

 
 
 

Фирмы (предприятия) через рынок ресурсов получают у  домохозяйств необходимые им ресурсы ( потоки ресурсов 5 и 6), производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам ( потоки произведенных продуктов 8 и 7).

    Фирмы( предприятия), покупая ресурсы  у  домохозяйств, несут производственные издержки ( отток денежных средств фирм -1), которые превращаются в потребительские доходы ( приток денежных средств домохозяйств-2).

    Домохозяйства, используя полученные потребительские доходы на покупку товаров и услуг на рынке продуктов, несут потребительские расходы ( отток денежных средств домохозяйств на потребительские нужды- 3 ), которые превращаются  в валовой доход фирм ( приток денежных средств от продажи фирмами товаров и услуг на рынке продуктов - 4).

    Таким образом , модель кругооборота  товаров, ресурсов и денег показывает  два основных кругооборота:

  • кругооборот товаров и экономических ресурсов, совершающийся  против часовой стрелки;
  • кругооборот денежных средств, совершающийся  по часовой стрелке.

    Одновременное, постоянное, разнонаправленное движение двух рассмотренных нами кругооборотов  составляет основу функционирования рыночной экономики. Наряду с уже известными нам действиями домохозяйств и фирм в процессе кругооборота товаров, ресурсов и денег, особую роль в  качестве основного двигателя процесса функционирования рыночной экономики играет рыночный механизм. 

    3.3. Рыночный механизм  и его элементы: спрос, предложение,  рыночное равновесие, цена, конкуренция.

   Рыночный механизм – это определенная система элементов, взаимодействующих между собой, которая обеспечивает саморегулирование рынка по принципу отрицательной обратной связи.

   Основные  элементы: спрос, предложение, рыночное равновесие конкуренция, цена. 

   Рынок – место, на котором вступают в отношения купли-продажи покупатели и продавцы. Установление данных отношений предполагает наличие на данном рынке спроса - готовности и способности покупателей покупать по определенной цене определенное количество данного товара в течение данного отрезка времени  - и предложения – готовности и способности продавца продавать по определенной цене   определенное количество данного товара в течение данного отрезка времени.

    3.3.1. Спрос: понятие  и  основные  характеристики 

Спрос на какой-либо товар характеризует потребности людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара.Характеризует, но не совпадает полностью. Потребность в некотором благе подразумевает желание его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам. Поэтому спрос представляет собой платежеспособную потребность  в каком либо товаре или услуге.

      Различают индивидуальный спрос(отражает желания и возможности отдельного потребителя), и рыночный спрос( суммированное, или агрегированное отражение спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей)на товары или услуги.

Спрос характеризует готовность и способность покупателей покупать по определенной цене определенное количество данного товара в течение данного отрезка времени. 

3.3.1.1. Величина и цена  спроса

  Величина спроса (Qd, quantity of demand) - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы  приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

      Максимальная цена, которую покупатели готовы  заплатить за определенное количество данного товара или услуги, в данное время называется ценой спроса (Pd).

3.3.1.2 Функция спроса

      Зависимость между величиной спроса и определяющими  его факторами (детерминантами) называют функцией спроса и в самом общем виде записывают следующим образом: 

Qd=Qd(P1,P2...Pn,I,E,R,N,T,Х)

где

Qd - величина  спроса на рассматриваемый товар  1,

Р1...Рn - цены других товаров,

I - потребительский  доход,

Е - ожидания потребителей относительно будущих  цен, доходов и доступности товаров,

R - денежный  доход потребителей

N - количество потенциальных покупателей,

Т - вкусы  и предпочтения потребителей,

X - другие  факторы, влияющие на спрос  товара 1.

 

      Если  все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для  данного периода времени, то можно  от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: 

Qd=Qd(Pi),

где

Qd - величина  спроса на товар i,

Pi - цена  товара i. 
 

      Функциональная  зависимость между величиной  спроса (Qd) и ценой (P) (как и любая  функциональная зависимость) может  быть представлена тремя традиционными  способами :

Информация о работе Экономическая система и ее функционирование