Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, лекция
Понятие экономической системы. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Экономическая эффективность и граница производственных возможностей. Принцип сравнительных преимуществ и разделение труда. Эффективность в распределении. Координация экономических выборов и типы экономических систем. Собственность: экономическое отношение и система прав.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
1) по объектам рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг, рынок валюты и т.д.);
2) по субъектам рынка (рынок покупателей, рынок продавцов);
3) по географическому положению (местный, национальный , мировой);
4) по
степени ограничения конкуренци
5) по отраслям (автомобильный, нефтяной ...);
6) по характеру продаж (оптовый, розничный);
7) по соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный, "черный" рынок) и т.д.
Инфраструктура рынка - это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
· биржи (товарные, фондовые, валютные);
· аукционы, ярмарки;
· предприятия оптовой и розничной торговли;
· банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи;
· биржи труда;
· информационные центры;
· юридические конторы;
· рекламные агентства;
· аудиторские и консалтинговые фирмы и др.
Все эти элементы очень тесно связаны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (например, банковской сферы), негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.
Учитывая все выше сказанное, современной рыночной экономике присущи следующие черты:
-
ограниченная роль государства.
3.2.
Модель кругооборота
товаров, ресурсов
и денег.
Функционирование рыночной экономики включает в себя два процесса:
Рассмотрим
эти процессы подробнее.
Домохозяйство - это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей, которые принимают или вынуждены принимать общие финансовые решения. Домохозяйства относятся к сектору потребителей и выполняют следующие действия:
Цель, главный мотив поведения домохозяйств: максимальное удовлетворение своих потребностей, максимизация общей полезности набора покупаемых товаров и услуг.
Основные ограничения в достижении цели:
-уровень доходов домохозяйств;
-уровень цен на товары и услуги на рынке продуктов.
Фирма - экономическая единица, покупающая экономические ресурсы на рынке ресурсов для производства товаров и услуг, которые она затем продает домохозяйствам на рынке продуктов. Фирмы относятся к сектору производителей и выполняют следующие действия:
- каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека;
- каждая фирма, покупая ресурсы на соответствующем рынке, несет производственные издержки(C) и формирует спрос(D) на рынке ресурсов;
Целью фирмы является стремление к получению максимальной прибыли- максимальному превышению валового дохода над производственными издержками.
Основные ограничения в достижении указанной цели:
-
уровень производственных
Фирмы (предприятия) через рынок ресурсов получают у домохозяйств необходимые им ресурсы ( потоки ресурсов 5 и 6), производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам ( потоки произведенных продуктов 8 и 7).
Фирмы( предприятия), покупая ресурсы у домохозяйств, несут производственные издержки ( отток денежных средств фирм -1), которые превращаются в потребительские доходы ( приток денежных средств домохозяйств-2).
Домохозяйства, используя полученные потребительские доходы на покупку товаров и услуг на рынке продуктов, несут потребительские расходы ( отток денежных средств домохозяйств на потребительские нужды- 3 ), которые превращаются в валовой доход фирм ( приток денежных средств от продажи фирмами товаров и услуг на рынке продуктов - 4).
Таким образом , модель кругооборота
товаров, ресурсов и денег
Одновременное, постоянное, разнонаправленное движение двух рассмотренных нами кругооборотов составляет основу функционирования рыночной экономики. Наряду с уже известными нам действиями домохозяйств и фирм в процессе кругооборота товаров, ресурсов и денег, особую роль в качестве основного двигателя процесса функционирования рыночной экономики играет рыночный механизм.
3.3. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, рыночное равновесие, цена, конкуренция.
Рыночный механизм – это определенная система элементов, взаимодействующих между собой, которая обеспечивает саморегулирование рынка по принципу отрицательной обратной связи.
Основные элементы: спрос, предложение, рыночное равновесие конкуренция, цена.
Рынок – место, на котором вступают в отношения купли-продажи покупатели и продавцы. Установление данных отношений предполагает наличие на данном рынке спроса - готовности и способности покупателей покупать по определенной цене определенное количество данного товара в течение данного отрезка времени - и предложения – готовности и способности продавца продавать по определенной цене определенное количество данного товара в течение данного отрезка времени.
3.3.1. Спрос: понятие и основные характеристики
Спрос на какой-либо товар характеризует потребности людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара.Характеризует, но не совпадает полностью. Потребность в некотором благе подразумевает желание его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам. Поэтому спрос представляет собой платежеспособную потребность в каком либо товаре или услуге.
Различают индивидуальный спрос(отражает желания и возможности отдельного потребителя), и рыночный спрос( суммированное, или агрегированное отражение спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей)на товары или услуги.
Спрос
характеризует готовность и способность
покупателей покупать по определенной
цене определенное количество данного
товара в течение данного отрезка времени.
3.3.1.1. Величина и цена спроса
Величина спроса (Qd, quantity of demand) - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги, в данное время называется ценой спроса (Pd).
3.3.1.2 Функция спроса
Зависимость
между величиной спроса и определяющими
его факторами (детерминантами) называют
функцией спроса
и в самом общем виде записывают следующим
образом:
Qd=Qd(P1,P2...Pn,I,E,R,N,T,Х)
где
Qd - величина
спроса на рассматриваемый
Р1...Рn - цены других товаров,
I - потребительский доход,
Е - ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности товаров,
R - денежный доход потребителей
N - количество потенциальных покупателей,
Т - вкусы и предпочтения потребителей,
X - другие факторы, влияющие на спрос товара 1.
Если
все факторы, определяющие величину
спроса считать неизменными для
данного периода времени, то можно
от общей функции спроса перейти
к функции спроса
от цены:
Qd=Qd(Pi),
где
Qd - величина спроса на товар i,
Pi - цена
товара i.
Функциональная зависимость между величиной спроса (Qd) и ценой (P) (как и любая функциональная зависимость) может быть представлена тремя традиционными способами :
Информация о работе Экономическая система и ее функционирование