Экономическая система и ее функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, лекция

Краткое описание

Понятие экономической системы. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Экономическая эффективность и граница производственных возможностей. Принцип сравнительных преимуществ и разделение труда. Эффективность в распределении. Координация экономических выборов и типы экономических систем. Собственность: экономическое отношение и система прав.

Файлы: 1 файл

лекции_введение в ЭТ (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать)

      Все перечисленное позволяет преодолеть ограниченность ресурсов и сместить КПВ вверх-вправо.

    Итак, экономическая система может  выйти за границу своих производственных  возможностей двумя способами:

  • увеличение  объема привлекаемых экономических ресурсов (экстенсивный способ);
  • использование, внедрение новых технологий - более эффективных,  

       экономичных и ресурсосберегающих (интенсивный способ).

    Экстенсивный  способ предполагает поиск и привлечение  дополнительных инвестиций как внутри страны, так и из за рубежа.

Интенсивный способ основан на привлечении  инноваций и инновационной деятельности.

    Следует  отличать изобретательство от инновационных действий?

Изобретательство связано с открытием, изобретением новой технологии, которая позволяет либо производить новый продукт, либо производить более эффективно.

    Инновационная деятельность означает действие направленное на то, чтобы из всех изобретений выбрать лучшее и применить их на практике для получения более высокой экономической эффективности. Инновационную деятельность, как правило, осуществляют предприниматели.

   Экономическая система, отвечая  на вопрос как выйти за границу  своих производственных возможностей, делает выбор между экстенсивным  и интенсивным способами; между   привлечением дополнительных объемов экономических ресурсов, в уже имеющиеся технологии, и развитием инновационной предпринимательской деятельности. 

2.4. Принцип сравнительных  преимуществ и  разделение труда.

   Отвечая на вопрос: Кто должен производить?, экономическая система формирует и развивает систему общественного разделения  труда, распределяя и закрепляя производство определенных экономических благ за различными хозяйствующими субъектами. При ответе  на указанный вопрос, экономическая система руководствуется принципом сравнительных преимуществ в соответствии с которым, как правило, и формируется система общественного разделения труда.     

      Принцип сравнительных преимуществ означает, данное экономическое благо, данный вид деятельности должен производить и осуществлять тот субъект, который может это делать с наименьшей альтернативной стоимостью. В качестве субъектов могут выступать индивидуальные товаропроизводители; отдельные фирмы и их структурные подразделения; целые страны.

     В качестве иллюстрации практического применения принципа сравнительных преимуществ рассмотрим условный пример двух стран-X  и Y, стремящихся осуществить разделение труда между собой в производстве экономических благ А и Б.

     Совокупные потребности  каждой  из стран в экономических благах А и Б одинаковы:  1А1Б для X и 1А1Б для Y. Каждая из указанных стран затрачивает на производство набора потребляемых благ 1А1Б одно и то же количество времени – 3 часа и удовлетворяет свои потребности в указанных экономических благах за счет собственного производства.  Однако, страна X затрачивает 1час на производство 1А и 2часа на производство 1Б, а страна Y затрачивает 1 час на производство 1Б и 2 часа на-1А. Следовательно, существует возможность использовать выгоды сравнительных преимуществ, разделив производство А и Б между странами. Для этого рассчитаем  величины альтернативных стоимостей для экономических благ А и Б в каждой стране. В стране Х альтернативная стоимость 1А равна 0,5Б; альтернативная стоимость 1Б равна 2А. В стране Y альтернативная стоимость 1А равна 2Б; альтернативная стоимость 1Б равна 0,5А. Согласно принципа сравнительных преимуществ в стране Х наименьшую альтернативную стоимость имеет производство экономического блага А ( для производства 1А необходимо пожертвовать 0,5Б, а для производства 1Б – 2А), в стране Y наименьшую альтернативную стоимость имеет производство экономического блага Б(для производства 1Б необходимо пожертвовать 0,5А, а для производства 1А – 2Б). Поэтому стране Х необходимо специализироваться на производстве экономического блага А,  стране Y- на производстве экономического блага Б. В результате  проведенной специализации за 3 часа страна Х произведет 3А, страна Y произведет 3Б. Для удовлетворения странами своих потребностей в прежнем виде и объеме 1А1Б они должны вступить между собой в отношения обмена: страна Х обменяет 1А из 3

 произведенных  единиц блага А на 1Б  из3 произведенных единиц блага Б  в стране Y. После фаз специализированного производства и обмена страна Х будет иметь набор экономических благ 2А1Б, страна Y- 1А2Б.

   Какую же выгоду получили в  нашем примере страны от разделения  между собой труда и обмена  осуществленными в соответствии  с принципом сравнительных преимуществ ?

      Во-первых, каждая из стран получила один и тот же набор благ(1А1Б) за 2 часа, вместо прежних 3 часов.

    Во-вторых, каждая из стран за 3 часа получили больше экономических благ ( страна Х имеет 2А1Б, страна Y- 1А2Б).

     В-третьих, каждая из стран при сохранении своих потребностей в благах А и Б в прежнем объеме (1А1Б) имеют излишки экономических благ(страна Х – 1А, страна Y- 1Б) для обмена с третьими странами.

    В-четвертых, каждая из стран может получить за 3часа качественно новый набор экономических благ(1А1Б1В),  если найдут третью страну Z, специализирующуюся на производстве экономического блага В, и обменяют излишки благ А и Б на благо В. 

 

2.5.Эффективность  в распределении

     Отвечая на вопрос: Для кого  производить?, экономическая система  стремится к достижению  эффективности в распределении.

   Эффективность в распределении  -  ситуация оптимума в распределении экономических благ, когда невозможно путем перераспределения существующих экономических благ удовлетворить желание, потребность одного субъекта более полно, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний, потребностей другого субъекта.

  Для  достижения эффективности в распределении  экономическая система должна  найти оптимальное соотношение  в осуществлении двух основных  принципов: 

- производить   экономические благ для того, кто платежеспособен или согласно месту потребителя на пирамиде власти; 

- распределять  экономические блага согласно  принципа социальной справедливости ( все члены общества должны  иметь достойные для человека  условия существования). 

    2.6.Координация экономических  выборов и типы  экономических систем.

  

    Фундаментальные вопросы экономики  ЧТО, КАК, КТО ДОЛЖЕН и ДЛЯ  КОГО производить по разному  решаются в различных экономических  системах.

Для выделения  различных типов этих систем используют следующие критерии:

- способ  координации экономических выборов при ответе на вопросы ЧТО,КАК,КТО ДОЛЖЕН,ДЛЯ КОГО;

  • тип собственности на средства производства;
  • норма социального взаимодействия;
  • процедуры принятия решений;
  • способ распределения экономических благ.
 

Экономическая история и практика выработала два основных способа координации:

-стихийный  порядок;

-иерархия.

  Стихийный порядок - такой способ осуществления координации,  при котором субъекты приспосабливают свои действия к внешним условиям, основываясь на информации и стимулах своего ближайшего окружения(изменение цен, параметров спроса и предложения, уровней доходов и прибылей).

  Иерархия -такой способ осуществления координации, при котором действия каждого субъекта подчинены инструкции от вышестоящих инстанций или от центральной власти.

   Используя приведенные выше критерии, можно выделить три основных  типа экономических систем: рыночная  система, основанная на стихийном  порядке; командно-административная  система, основанная на иерархии; традиционная система, основанная  на общинном укладе. Таблица №1    

                                                                                                 

                                                                                                                           Таблица№1 

  Рынок (стихийный порядок) Командно-административная система (иерархия)
Традиционная  система(общинный уклад)
Норма соц. взаимодействия Взаимное признание  индивидуальных прав Принцип господства и подчинения Групповая солидарность
Процедуры принятия решения Каждый субъект действует самостоятельно, на свой страх и риск Каждый действует  по   инструкции выше стояшей инстанции Путем общего обсуждения до достижения всеобщего согласия
Способ  распределения Субъекты обмениваются продуктами на взаимно эквивалентной  основе Субъекты получают блага в соответствии с тем  местом, которое они занимают на иерархической лестнице Безвозмездное наделение благами субъектов  общины
Тип собственности Частная Общегосударственная

(от  имени всех выступает государство)

Общая
 
 
 
 

С большой долей условности можно описать модели традиционной, командно-административной (или централизованной) и рыночной экономики.

  Традиционная экономика  предполагает господство натурального хозяйства. Решение основных экономических вопросов осуществляется на основе традиций и обычаев (наследование занятий, социального статуса и ролей, многочисленные табу, кастовая, цеховая, общинная замкнутость, детальная регламентация многих сторон частной жизни). В современном обществе традиции и обычаи влияют, главным образом, на частную жизнь людей. В экономической сфере элементы традиционной экономики сохранились в ограниченном виде (деление профессий на "мужские" и "женские", приемлемый обществом уровень дифференциации доходов, некоторые способы распределения потребительских благ, особенно в небольших социальных группах).Примером традиционной экономики может служить образ жизни староверских общин, живущих вдали от людей. 

   Рыночная экономика. Господство частной собственности на ресурсы, использование рыночного механизма спроса и предложения для решения основных экономических вопросов. В идеале рыночный механизм (так называемый чистая рыночная экономика) исключает государственное вмешательство и регулирование, предполагает полную свободу рыночных сил. Государство лишь наблюдает за соблюдением "правил игры". Все субъекты рынка (домохозяйства , предприятия) действуют самостоятельно, имея ввиду лишь собственный интерес и собственную выгоду.

  Командная экономика. Большинство предприятий находится в государственной собственности. Все решения о производстве, обмене и распределение материальных благ принимаются централизованно. "Невидимая рука" рынка ( т.е. силы конкуренции, спрос и предложение, рыночное ценообразование и т.д.) заменяются "видимой рукой" государства.

    В большинстве современных стран существует  смешанная экономика, отличающаяся многообразием форм собственности,  сочетающая элементы всех трех рассмотренных моделей. Экономика смешенного типа регулируется и рынком, и государством, и в какой-то степени традициями, хотя в разных странах на разных этапах развития преобладает тот или иной вид отношений. Существуют разные типы смешанной экономики. Они отличаются тем, какая модель экономической системы лежит в основе данного типа смешанной экономики (например, командно-административная система – основа социалистического общества в   СССР и других бывших социалистических стран Восточной Европы, либо рыночная экономика с элементами постиндустриального информационного общества в качестве основы функционирования современных развитых стран).   Каждая из рассмотренных нами экономических моделей по сути является  инструментом познания реальных экономических систем.

Информация о работе Экономическая система и ее функционирование