Экономическая система и ее функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:09, лекция

Краткое описание

Понятие экономической системы. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Экономическая эффективность и граница производственных возможностей. Принцип сравнительных преимуществ и разделение труда. Эффективность в распределении. Координация экономических выборов и типы экономических систем. Собственность: экономическое отношение и система прав.

Файлы: 1 файл

лекции_введение в ЭТ (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать)

    · табличным,

    · аналитическим (через составление уравнения), например,

Qd=a-bPi

(для  линейной функции спроса)

или

Qd=c(Pi)-e 

(если  функция является степенной) 

где а,b,c,e - соответствующие коэффициенты,

Pi - цена  товара i.

    · графическим.

3.3.1.3.  Кривая спроса

      Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса .

      Для построения кривой спроса отложим цены на оси ординат, а количество товаров (величину спроса) на  оси абсцисс и получим искомый график.

Рис.1 Кривая спроса. 

3.3.1.4.  Спрос и величина  спроса

      При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а так же между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

      Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары и т.д.). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки А в точку В как на рисунке 2. 

 

Рис.2. Изменение  величины спроса        

      Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо из D1  в D2 ( если спрос растет) или влево D2 в D1(если падает) (См.рис.3). 

                                

Рис.3. Изменение  спроса 
 

3.3.1.5.  Закон спроса

      Убывающий характер кривой спроса и обратная зависимость между изменением цены и изменением величины спроса носят  универсальный характер и отражают действие одного из основополагающих экономических законов -  закона спроса. 

    Если  цены на какой-либо товар  увеличиваются, и  при этом  все  прочие параметры  остаются неизменными, то спрос будет  предъявляться на все меньшее количество данного товара.

    Практически единственным исключением из закона спроса является парадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки  прочих товаров       (например, хлеба,масла,мяса )  увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид.

        Действие закона спроса может  быть объяснено на основе действия  двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем.

        С одной стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способность, т.е. способность покупать подорожавший товар в прежних количествах , что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).

        С другой стороны, этот же  рост цен делает более привлекательными  для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший  товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению  величины спроса на него (эффект замещения).

      Более подробно эти эффекты будут рассмотрены  в теме "Теория потребительского поведения". 

3.3.1.6.  Неценовые детерминанты  спроса.  

      Факторы, оказывающие воздействие на спрос  при неизменных ценах на рассматриваемый  товар, называются неценовыми детерминантами спроса.  Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

      1) Вкусы и предпочтения потребителей;

Так, например, активная рекламная компания здорового  образа жизни, может привести к росту  спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

      2) Доходы потребителей.

    · Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

    · Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

              3) Число потребителей.

При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных  покупателей, тем выше рыночный спрос  на товар.

      4) Цены на другие товары.

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого  товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

      Различают условно три группы "других" товаров:

      - нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;

      - заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности независимо от основного товара, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;

      - дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, они вместе с основным товаром удовлетворяют общую потребность , например, чай и сахар удовлетворяют потребность в сладком чае; магнитофон и кассета – потребность в  прослушивании музыкальных произведений.

      Если  от первой группы товаров можно абстагироваться, то изменение цен на товары дополняющие  и товары-заменители будет оказывать  существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

    · Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель  спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.)

    · Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу.

       Оба примера могут быть проиллюстрированы  смещением кривой спроса влево как  на рисунке 4.

     

    Рис.4. Увеличение спроса под воздействием изменения цен на рынке замещающих (дополняющих) товаров 

5) Экономические ожидания потребителей.                                                                      Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) - сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево. 

          Результирующее  изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием ценовых и неценовых, в том числе и рассмотренных выше факторов. Вместе с тем, для каждого  уровня цены существует такая величина спроса на товар, когда люди перестают реагировать на изменение объемов спроса остальных потребителей (внешние, или экзогенные эффекты равны нулю). То есть для каждой цены существует определенный объем спроса, определяющий в конечном счете ее кривую. 

3.3.2. Предложение: понятие  и основные характеристики 

3.3.2.1. Предложение, его  величина и цена.

      Предложение( S) можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке, и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

      Величина  предложения  (Qs), или количество товаров и услуг , которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах.

      Цена  предложения  (Рs) показывает минимальную цену за  которую продавец готов продать  данное количество товара..

      При анализе рыночной конъюнктуры различают  рыночное и индивидуальное предложение.

      Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители.

3.3.2.2.  Функция предложения

      Величина  предложения находится в тесной зависимости не только от цен, но и  от других параметров рыночной конъюнктуры. Данную зависимость называют функцией предложения и в наиболее общем виде записывают по аналогии с функцией спроса:

Qs=Qs(C, P1...Pi...Pj,...Tx,...), 

где Qs - величина предложения на товар i,

С - уровень  издержек фирмы,

Р1..Pj - цены на все товары и услуги, в том  числе и на рассматриваемый  товар,

Tx - налоги  и т.д.

      Если  все выше названные факторы представить неизменными для данного момента времени, то можно записать функцию предложения от цены:

Qs=Qs(Pi),

а также  дать ее графическое изображение  в виде кривой предложения.

      Надо  особо оговорить тот обстоятельство, что в отличие от общего закона спроса, практически не имеющего исключений, подобного универсального закона предложения не существует, и поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать положительный наклон кривой предложения лишь как наиболее часто встречающийся случай наряду с другими возможными вариантами. 

3.3.2.3. Предложение и  величина предложения 

      Как и при рассмотрении спроса, следует  не смешивать изменения величины предложения и изменения предложения.( Рис.5)

      Изменение величины предложения  наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторах рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения.

      Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на анализируемый товар, и изображается путем смещения всей кривой вправо  из S1 в S2(при увеличение предложения) или влево из S2 в S1(при его уменьшение). 

Рис.5. Предложение  и величина предложения 

3.3.2.4.  Неценовые детерминанты  предложения.

      К наиболее значимым неценовым детерминантам предложения относятся:

Информация о работе Экономическая система и ее функционирование