Государство в рыночной экономике: Его роль и функции на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я хочу рассказать , что в рыночной экономике государство занимает неотъемлемую часть, так как корректирует рыночный механизм, и создает условия для его свободного функционирования.
Все экономисты сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна допол¬няться видимой рукой государства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
1.Роль и функции государства в экономике……………………………………....5
1.1. Внешние эффекты……………………………………………………………6
1.2. Общественные товары……………………………………………………….7
1.3. Три глобальные функции государства……………………………………..10
2.Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику……… .12
2.1. Причины государственного вмешательства в рыночную экономику……13
2.2. Виды государственного вмешательства. Цели, направления и методы государственного регулирования…………………………………………………17
3.Особености современной экономической политики России 2010году……….21
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31
Приложение…………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.13 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………3

1.Роль и функции государства в экономике……………………………………....5

   1.1. Внешние эффекты……………………………………………………………6

   1.2. Общественные товары……………………………………………………….7

   1.3. Три  глобальные функции государства……………………………………..10

2.Необходимость  вмешательства государства в рыночную экономику……… .12

   2.1. Причины  государственного вмешательства в рыночную экономику……13

   2.2. Виды государственного вмешательства. Цели, направления и методы    государственного регулирования…………………………………………………17

3.Особености  современной экономической политики России 2010году……….21

Заключение………………………………………………………………………….29

Список литературы…………………………………………………………………31

Приложение…………………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     “Люди, никогда систематически не изучавшие  экономическую теорию,

       похожи на глухих, которые пытаются  оценить звучание оркестра.”

     (П. Самуэльсон) 
 

Введение

 В данной курсовой работе я  хочу рассказать , что в рыночной экономике государство занимает неотъемлемую часть, так как  корректирует рыночный  механизм, и создает условия для его свободного функционирования.

Все экономисты сходятся в понимании того, что  «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Рыночная система  – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством.                                                                                                       Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.     Данная тема актуальна, так как государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства. От правильного вмешательства в рыночную экономику , зависит стабильность .                                               

  Цели исследования состоит в изучении роли и функций государства в экономике. В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

- роль и функции государства в экономике 

- экономические  функции государства

-необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику

-экономическая  политика  России

 В соответствии с поставленными целями, сформировавшаяся рыночная экономика развитого государства позволит увеличить национальный капитал и улучшить уровень жизни российского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Роль и функции государства в экономике 

 Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.                            Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.   В современной развитой экономике основу жизнедеятельности  составляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры,  основанным  на  правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законодательство.

Государство, пытаясь  решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику. 

Большинство современных  западных экономистов разделяют  взгляд о том, что даже в системе рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это прежде всего следующие функции:

  1. Регулирование так называемых внешних (или побочных) эффектов;
  2. Удовлетворение потребностей в коллективных благах ( или общественных товарах).
 

1.1.Внешние  эффекты

 Внешние эффекты – это издержки или выгода от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции  экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты  делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные с выгодами  для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частичными издержками (выгодами): 

MSC=MPC+MEC

где MSC – преодоленные общественные издержки (marginal social cost);       MPC – предельные частные издержки (marginal private cost); MEC – предельные внешние издержки (marginal external cost).развитие образование дает прекрасный пример достижения положительного эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Каждый из нас, принимает решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Мы соотносим затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Отсюда инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: MPB=MSC (рис.1)

На графике  кривая предложения равна динамике MSC - предельных общественных издержек; кривая спроса D1 – динамике MPB – предельных частных выгод (marginal private benefits);  кривая спроса D2 – MSB – предельных общественных выгод (marginal social benefits); MEB – предельные внешние выгоды (marginal external benefits). Так как предельные социальные выгоды больше предельных частных выгодах на величину предельных внешних выгод, то эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площади треугольника AЕ1Е2.

Таким образом, отрицательные внешние эффекты (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Положительные внешние эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.

При наличии  отрицательного внешнего эффекта экономическое  благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным  объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

При наличии  положительного внешнего эффекта экономическое  благо продается и покупается в меньшей по сравнению с эффективным  объеме , т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Трансформация внешних эффектов во внутренние может  быть достигнуто путем приближения  предельных частных издержек ( и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующий налог и субсидии.

Корректирующий  налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные части издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая  субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических  благ, характеризующихся положительными  внешними эффектами, которая позволяет  приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. 

1.2. Общественные  товары

Рассмотрим следующую  функцию государства: удовлетворение потребностей в общественных товарах  или чисто общественных благах.

Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Механизм рынка  нацелен на удовлетворение только тех  потребностей, которые выражаются через  спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах  и превратить в спрос, рынок пройдет  мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного  пользования, в потреблении которых  участвуют все члены общества. Это оборона. Охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. – эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами.  Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и частично потребляются коллективно и неизбирательны в потреблениях. Последнее означает, что потребление общественных товаров одним человеком не уменьшает его доступность для других. Такие товары неконкурентные, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Интересно отметить, что если бы оплата общественных товаров  осуществлялась в соответствии с  предельными выгодами от их использования. То появились бы мощные стимулы для  сокрытия истинной информации и преуменьшений  реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят за него или нет, то возникает  желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая  ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших , чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.

Предоставление  населению общественных товаров  является функцией государства, а их финансирование осуществляется через  центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты  общественного товара, так как  студенты потребляют его услуги коллективно  и поровну, но оно же имеет и  черты частного товара, так как  не отвечает принципу неисключаемость  из потребления.  Поэтому система  высшего образования может развиваться  на сочетании рыночной и государственной  основ.

Три рассмотренные  функции – это максимум того, что может делать государство  в условиях свободного рынка, и  одновременно минимум того, что оно делает в  реальной рыночной экономике. 
 
 
 

1.3.Три  глобальные функции государства

Государственное вмешательство в экономику связано  с ограниченностью самого рыночного  механизма.

Провалы – это случай, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

  1. Монополия
  2. Несовершенная информация
  3. Внешние эффекты
  4. Общественные блага

Во всех этих случаях приходит на помощь государство

В связи с этим в экономической литературе подчеркивается необходимость выполнения государством еще три глобальные функции: эффективность, справедливость и стабильность.

Информация о работе Государство в рыночной экономике: Его роль и функции на макроуровне