Государство в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Роль государства в экономике, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Актуальность исследования определяется тем, что экономика Российской Федерации представляет собой преимущественно рыночную систему, но вместе с тем в ней большой упор делается на централизованное планирование, и экономические функции государства играют очень существенную роль.
Объектом исследования является государственная экономика, как сфера взаимодействия экономики и государства.

Оглавление

Введение
1 ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
История эволюции представлений о роли государства
1.2 Принципы, цели и функции государства в экономике
1.3 Типы регулирования экономики
2 ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Причины государственного вмешательства в экономику
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики
2.3 Особенности регулирования экономики в современных условиях
3 ГЛАВА. ТЕОРИЯ «ПРОВАЛОВ» РЫНКА И ГОСУДАРСТВА
3.1 Экстерналии: сущность, классификация, необходимость и способы нейтрализации
3.2 Ассиметрия информации
3.3 Теория общественного выбора и «провалы» государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 104.94 Кб (Скачать)

7.  Положительные внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении определённых товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования. Если проводится вакцинация и лечение больных туберкулёзом или либо другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и всё население. Образование приносит пользу не только самим учащимся. Предприниматели получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Общество получает активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объём производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и услуг. Государство само может заняться производством продукции с большим положительным внешним эффектом, так как среди них имеется много товаров жизненно необходимых обществу.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

  2.2 Инструменты государственного регулирования экономики

Основные инструменты государственного регулирования экономики можно разделить на административные и экономические.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах города. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные средства государственного регулирования:

1.  Фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государствнном регулировании экономики играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

2.  Денежная политика - способ воздействия государства на национальную экономику с использованием учетной ставки процента и размеров денежной массы. Цель этой политики обычно заключается в стабилизации цен путем принятия антициклических мер в сфере денежного обращения, которые в будущем должны способствовать экономическому росту. Поскольку основную часть денежной массы в современной кредитной системе составляют банковские депозиты, создаваемые путем увеличения кредитов и инвестиций, Денежная политика оказывает влияние на денежное обращение путем воздействия на чрезмерные банковские ресурсы, которые служат источником увеличения кредитов и инвестиций, что ведет к росту банковских депозитов.

3.  Политика регулирования доходов или перераспределение доходов. Это изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов.

4.  Социальная политика. Она включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

5.  Государственное регулирование ценообразования. Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Государство может вмешиваться в механизм ценообразования, как правило, путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться. Государство это делает что бы обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению определенного товара, предотвратить дефицит, обеспечить определенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочь производителям покрыть свои издержки.

6.  Внешнеэкономическое государственное регулирование. Оно воздействует на все важнейшие аспекты внешнеэкономической деятельности развитых стран: их участие в международной торговле товарами и услугами, миграции капитала и рабочей силы, а также валютно-расчетные отношения. Внешнеторговый режим развитых стран характеризуется высшей степенью либерализации, что является закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности их национальных экономик.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные экономические средства это:

1.  Регулирование учетной ставки (осуществляется центральным банком ). Учётная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты, как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег, плата в данном случае называется дисконтом.

2.  Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке. Для расчета минимального уставного капитала применяется свое определенное количество минимальных размеров, оплаты труда для каждого вида предприятий.

3.  Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

  2.3 Особенности регулирования экономики в современных условиях

Насчет Швеции сейчас особенно беспокоит экспертов сильное падение внутреннего спроса. Несмотря на то, что еще осенью правительство Швеции осуществило масштабное снижение налогов, а Центробанк понизил учетную ставку, падение растет быстрее. Как показала практика в виде кризиса, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской экономики, по этому, вызывает беспокойство и быстрый рост безработицы, несмотря на принятые правительством меры стимулирования занятости, предполагающие дополнительно направить в текущем году примерно 1,3% ВВП на осуществление инфраструктурных проектов, уровень безработицы в Швеции достигнет в будущем году, по расчетам экспертов банка SEB, примерно 10,2%.

Но наиболее болезненным для Швеции оказался удар, который глобальный кризис нанес по той части ее экономики, которая ориентирована на экспорт и обеспечивает примерно половину всей производительности шведского народного хозяйства. Слабый курс шведской кроны по отношению к евро и доллару смог в некоторой степени компенсировать падение в четвертом квартале объема заказов.

По поводу Италии в Еврокомиссии ожидают, что в результате застоя экономики, государственный долг Италии, который является самым высоким в Европе по сравнению с размером экономики, останется в районе 104% от ВВП до 2010 года и прогнозируют что рост экономики Италии будет нулевым ввиду замедления роста мировой экономики из-за мирового финансового кризиса и давления государственного долга, которые негативно повлияют на спрос в этой третьей по величине экономике еврозоны.

Малый прирост экономики, неэффективная сфера услуг, которая интенсивно приватизируется, неравное распределение благосостояния между богатым Севером и бедным Югом, где безработица в 3 раза выше, сильная зависимость от импорта энергоресурсов, в силу всего этого в Италии нынешний кризис проявляется сильнее чем во многих других странах Западной Европы. Кризис привел также к увеличению сектора теневой экономики, и на данный момент размеры теневой экономики в Италии составляют от 20% до 25% от ВВП, а количество людей, ищущих работу, зашло за полтора миллиона.

Место крупнейшего экспортера в мире, государственная поддержка и эффективное содействие малому и среднему предпринимательству, в частности, ремесленному производству, система государственной поддержки национальной экономики и экспорта, регулирование производства сельхозпродукции с помощью стимулирующих методов и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. К сожалению все это не сильно спасает от кризиса, падение ВВП Германии установило рекорд за предыдущие 40 лет причем оно снижается четвертый квартал подряд, что также является беспрецедентным явлением. Также все больше и больше растет безработица.

В столкновении с кризисом промышленное производство Эстонии довольно сильно упало, бюджет на 2009 год впервые за последнее десятилетие, принят с дефицитом. По мнению экспертов Эстония может вернуться к прежним темпам развития минимум через 5 лет. Очередное, третье по счету, сокращение бюджета 2009 года ожидается осенью. Эксперты, бизнесмены и оппозиция обвиняют государство "в снятии с себя социальных и экономических обязательств" перед населением. По данным Европейской Комиссии, Эстония занимает последнее место в ЕС по доле ВВП, выделяемой на поддержку социальной сферы. Также государству полезно:

1. Использовать денежно-кредитный инструментарий наподобие параметров денежной массы, норм резервов, уровня процента, сроков кредита, ставок рефинансирования;

2. Влиять на развитие  отдельных отраслей и экономики  осуществляется с помощью инструментов  налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере  занятости;

3. По необходимости проводить  решительные действия по либерализации  цен и условий хозяйственной  деятельности в целом, поддерживать  частное предпринимательство, привлекать  иностранный капитал, проводить  жесткую финансово-кредитную политику  в случае возможности получения  сокращенных расходов.

По мнению автора разумно не пускать все на волю рынка а контролировать такие вещи как доходы, прибыли, использование различными организациями капитала, рабочей силы, а также цены через законодательства, активно вмешиваться и стимулировать промышленный и аграрный сектора, поддерживать постоянный доступ к сырьевым и энергетическим ресурсам. Важно для роста экономики и занятости населения поддерживать экспорт и улучшать общие условия для предпринимательской деятельности в стране, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция, удерживать примерное равновесие в росте занятости по стране. Ключ к обеспечению большей занятости лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные рабочие места. Иначе говоря надо разгрузить предприятия и граждан от излишней бюрократии и связанных с ней издержек, высвободив благодаря этому ресурсы для инноваций и инвестиций, тем самым открыть перспективы в сфере занятости.

Полезно повышать конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций и экологии, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.

Благодаря этому, вместе с значительной ролью государства в оказании помощи предпринимателям и экспортёрам можно добиться стабильного роста экономики.

 

3 ГЛАВА. ТЕОРИЯ «ПРОВАЛОВ»  РЫНКА И ГОСУДАРСТВА

3.1 Экстерналии: сущность, классификация, необходимость и способы нейтрализации

 Различают два вида экстерналий: положительные, при которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в трансакции, возрастают, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц. Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, так как характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.

По результатам воздействия на субъект:

• отрицательные;

• положительные.

По направлениям действия:

• производственные — экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей;

Информация о работе Государство в экономике