Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:29, курсовая работа
Роль государства в экономике, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Актуальность исследования определяется тем, что экономика Российской Федерации представляет собой преимущественно рыночную систему, но вместе с тем в ней большой упор делается на централизованное планирование, и экономические функции государства играют очень существенную роль.
Объектом исследования является государственная экономика, как сфера взаимодействия экономики и государства.
Введение
1 ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
История эволюции представлений о роли государства
1.2 Принципы, цели и функции государства в экономике
1.3 Типы регулирования экономики
2 ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Причины государственного вмешательства в экономику
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики
2.3 Особенности регулирования экономики в современных условиях
3 ГЛАВА. ТЕОРИЯ «ПРОВАЛОВ» РЫНКА И ГОСУДАРСТВА
3.1 Экстерналии: сущность, классификация, необходимость и способы нейтрализации
3.2 Ассиметрия информации
3.3 Теория общественного выбора и «провалы» государства
Заключение
Список литературы
Основные инструменты государственного регулирования экономики можно разделить на административные и экономические.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах города. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.
Административные средства государственного регулирования:
1. Фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государствнном регулировании экономики играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.
2. Денежная политика - способ воздействия государства на национальную экономику с использованием учетной ставки процента и размеров денежной массы. Цель этой политики обычно заключается в стабилизации цен путем принятия антициклических мер в сфере денежного обращения, которые в будущем должны способствовать экономическому росту. Поскольку основную часть денежной массы в современной кредитной системе составляют банковские депозиты, создаваемые путем увеличения кредитов и инвестиций, Денежная политика оказывает влияние на денежное обращение путем воздействия на чрезмерные банковские ресурсы, которые служат источником увеличения кредитов и инвестиций, что ведет к росту банковских депозитов.
3. Политика регулирования доходов или перераспределение доходов. Это изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов.
4. Социальная политика. Она включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
5. Государственное регулирование ценообразования. Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Государство может вмешиваться в механизм ценообразования, как правило, путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться. Государство это делает что бы обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению определенного товара, предотвратить дефицит, обеспечить определенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочь производителям покрыть свои издержки.
6. Внешнеэкономическое государственное регулирование. Оно воздействует на все важнейшие аспекты внешнеэкономической деятельности развитых стран: их участие в международной торговле товарами и услугами, миграции капитала и рабочей силы, а также валютно-расчетные отношения. Внешнеторговый режим развитых стран характеризуется высшей степенью либерализации, что является закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности их национальных экономик.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные экономические средства это:
1. Регулирование учетной ставки (осуществляется центральным банком ). Учётная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты, как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег, плата в данном случае называется дисконтом.
2. Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке. Для расчета минимального уставного капитала применяется свое определенное количество минимальных размеров, оплаты труда для каждого вида предприятий.
3. Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
3 ГЛАВА. ТЕОРИЯ «ПРОВАЛОВ» РЫНКА И ГОСУДАРСТВА
3.1 Экстерналии: сущность, классификация, необходимость и способы нейтрализации
Различают два вида
Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, так как характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.
По результатам воздействия на субъект:
• отрицательные;
• положительные.
По направлениям действия:
• производственные — экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей;