Государство в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Роль государства в экономике, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Актуальность исследования определяется тем, что экономика Российской Федерации представляет собой преимущественно рыночную систему, но вместе с тем в ней большой упор делается на централизованное планирование, и экономические функции государства играют очень существенную роль.
Объектом исследования является государственная экономика, как сфера взаимодействия экономики и государства.

Оглавление

Введение
1 ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
История эволюции представлений о роли государства
1.2 Принципы, цели и функции государства в экономике
1.3 Типы регулирования экономики
2 ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Причины государственного вмешательства в экономику
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики
2.3 Особенности регулирования экономики в современных условиях
3 ГЛАВА. ТЕОРИЯ «ПРОВАЛОВ» РЫНКА И ГОСУДАРСТВА
3.1 Экстерналии: сущность, классификация, необходимость и способы нейтрализации
3.2 Ассиметрия информации
3.3 Теория общественного выбора и «провалы» государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 104.94 Кб (Скачать)

• потребительские — экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя;

• смешанные (производство-потребление — экономическая дея-тельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство — экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей).

По характеру воздействия на субъект:

• технологические — последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами;

• денежные — результат взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.

По степени воздействия на субъект:

• предельные — эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта;

• интрамаржинальные — эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

По влиянию на благосостояние других лиц:

• Парето-непротиворечивые — ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других;

• Парето-противоречивые — ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.

По способу трансформации внешних эффектов:

• устраняются при государственном регулировании;

• путем переговоров.

Классическим примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения. Таким образом, предельные частные издержки, равные кстати предельным издержкам общества, снижаются, что, для достижения рыночной эффективности, вызывало бы снижение цены и увеличение выпуска продукта под воздействием положительного внешнего эффекта.

Эффектом положительной экстерналии со стороны потребителя является рост предельного частного выигрыша потребителя, также эквивалентного предельному выигрышу общества. При этом, оптимально было бы увеличить количество данного товара, но сделать его платным для потребителей. Такого рода экстерналия часто ассоциируется с «эффектом безбилетника», то есть когда потребитель не платит за пользование товаром или услугой при условии, что производитель инвестировал в их производство. Создателем положительного внешнего эффекта можно назвать, к примеру, жителя дома, установившего освещение в своем подъезде в личных интересах, что, при этом, принесло пользу соседям по дому.

Эффект отрицательной экстерналии со стороны производителя.

Отрицательный внешний эффект со стороны производителя повышает величину предельных издержек общества. К примеру такой экстерналии относится загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, от чего страдают некоторые фирмы и общество в целом. Отрицательная экстерналия со стороны потребителя снижает значение предельного частного выигрыша (также и предельного выигрыша общества). Аналогичный пример: пробки на дорогах. При этом, автомобилисты сами создают отрицательную экстерналию и платят за это своим временем.

Негативные внешние эффекты часто устраняются путем вмешательства государства в экономику. Государство может установить различные виды налогов, пошлины для «вредителей». При увеличении налогов фирмы сокращают предложение своего товара, при этом, повышая на него цену. В случае с пробками правительство может сделать данную трассу платной. Общественные потери от траты времени заменяются на издержки по налоговым выплатам за использование трассы, но при этом общественный выигрыш возрастет на величину выигрыша государства от налоговых сборов, к тому же дорога наверняка станет значительно более разгруженной.

 

3.2 Ассиметрия информации

Одна из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других. Асимметричность информации в микроэкономике – это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. 
Существует два типа асимметрии информации – скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая, а скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником. 
Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Выделяют два вида проблем – неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (например, поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией). 
Наиболее полно и всесторонне теорию асимметричности информации раскрыл Джордж Акерлоф в работе «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» который в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством, возможно даже, что рынок сожмется до полного исчезновения. 
Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности, на каждом из которых она имеет свои особенности.  
Существуют несколько основных проблем, возникающих на рынках из-за асимметрии информации: 
• проблема неблагоприятного отбора;  
• проблема риска недобросовестности;  
• проблема дорогостоящей верификации состояния – «принципал – агент». 
Существуют различные меры и способы регулирования асимметрии информации. Асимметричность информации возможно снижать путем оптимизации маркетинговых каналов продвижения товаров. 
Подводя итоги работы, следует также отметить, что в научном мире сделан существенный шаг в понимании способов снижения рисков, связанных с неполнотой информации. Тем не менее, очевидно, что полностью избавиться от ее негативных последствий – невозможно. 

 

3.3Теория общественного  выбора и «провалы» государства

 


Информация о работе Государство в экономике