Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:29, курсовая работа
Краткое описание
Роль государства в экономике, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором. Актуальность исследования определяется тем, что экономика Российской Федерации представляет собой преимущественно рыночную систему, но вместе с тем в ней большой упор делается на централизованное планирование, и экономические функции государства играют очень существенную роль. Объектом исследования является государственная экономика, как сфера взаимодействия экономики и государства.
Оглавление
Введение 1 ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ История эволюции представлений о роли государства 1.2 Принципы, цели и функции государства в экономике 1.3 Типы регулирования экономики 2 ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Причины государственного вмешательства в экономику 2.2 Инструменты государственного регулирования экономики 2.3 Особенности регулирования экономики в современных условиях 3 ГЛАВА. ТЕОРИЯ «ПРОВАЛОВ» РЫНКА И ГОСУДАРСТВА 3.1 Экстерналии: сущность, классификация, необходимость и способы нейтрализации 3.2 Ассиметрия информации 3.3 Теория общественного выбора и «провалы» государства Заключение Список литературы
1.2 Принципы, цели
и функции государства в экономике
Экономическими целями, стоящими
перед государством на современном этапе,
являются:
повышение благосостояния и
качества жизни населения в России;
обеспечение устойчивых темпов
качественного экономического роста;
усиление конкурентных позиций
России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;
развитие человеческого капитала,
повышение пространственной и квалификационной
мобильности населения;
улучшение экологической ситуации
в регионах Российской Федерации для сбалансированности
экономического развития.
К важнейшим экономическим
функциям государства относятся:
формирование эффективной экономической
политики государства, воздействие на
ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
регулирование кредитно-денежной
системы страны;
развитие и защита механизма
конкуренции и предотвращение негативных
последствий монополизма;
защита и охрана всех видов
собственности;
формирование законодательной
основы экономической деятельности и
обеспечение судебной защиты имущественных
интересов граждан и юридических лиц;
помощь беднейшим слоям населения
и предотвращение перерастания проблемы
бедности в социальное бедствие и причину
политических конфликтов;
регулирование трудовых отношений
в стране;
охрана интересов потребителей
и контроль за качеством товаров и услуг;
контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику;
регулирование использования
природных ресурсов и охрана окружающей
среды;
размещение заказов, приобретение
товаров и услуг, необходимых для реализации
функций государства;
сбор и распространение информации
об экономическом развитии страны.
Главные экономические задачи,
которые вынуждены сегодня решать большинство
стран, состоят в достижении следующих
экономических целей:
увеличение объемов производства
материальных благ;
обеспечение более высокого
уровня жизни;
стабильный уровень цен;
справедливое перераспределение
доходов граждан и хозяйственных объединений;
перераспределение ресурсов
страны в интересах общества в целом;
организация производства общественных
услуг, предоставляемых государством
на равных началах всем гражданам, включая
социально незащищенные категории;
охрана окружающей среды.
Справиться с указанными задачами
государству помогают различные методы
и прежде всего механизм налогообложения.
1.3 Типы регулирования
экономики
Типы государственного регулирования
экономики могут быть такие: правовое
регулирование, финансовое регулирование,
социальное регулирование и государственное
предпринимательство.
Правовое регулирование экономики
состоит в разработке законов, обеспечивающих
нормы функционирования рыночных структур
(биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства
и коммерции, защиту прав покупателей
и интересов общества, равноправие рыночных
субъектов, посредничество между предпринимателями
и наемными работниками, борьбу с теневой
экономикой и т.д.
Финансовое регулирование,
всегда представляют государственно–организованную
систему денежных отношений в обществе,
т.к. организатором денежного обращения
может выступать только государство. Размеры
банкнотной (наличной) и депозитной - чековой
(безналичной) денежной эмиссии и степень
ее обеспеченности реальными активами
оказывают непосредственное воздействие
на динамику рыночных процессов (определяя
величину платежеспособного спроса, масштаб
цен предложения, скорость оборота денежной
единицы и ее валютный курс).
Особым направлением в государственном
регулировании рыночной экономики является
защита отдельных социальных групп. В
такой защите нуждаются практически все
рыночные субъекты, включая предпринимателей,
которым должна быть гарантирована неприкосновенность
их собственности, право на свободное
распоряжение доходами и возможность
предпринимательства в любой сфере рыночной
экономики. Приоритетами являются следующие
направления социальной защиты: гарантия
минимума заработной платы, обеспечение
занятости, индексация фиксированных
доходов.
Государство выступает и как
крупный хозяйствующий субъект, непосредственно
участвующий в рыночной экономике. В результате
предпринимательства государство регулирует
рыночную экономику не только как внешняя
по отношению к ней сила, но и непосредственным
участием в производственно – коммерческих
операциях.
Также возможна классификация
регулирования по масштабам его влияния
– либо на отдельную отрасль экономики,
либо на экономику в целом, то есть имеет
ли узкоотраслевую направленность или
общеэкономическую. Некоторые виды влияния
могут касаться только отдельных отраслей,
тогда как большинство типов регулирования
влияет на экономику в целом.
Государственное регулирование
экономики также можно разделить на два
типа: в зависимости от того, нацелено
оно на замену конкуренции или является
дополнением к рыночным механизмам и предназначено
для достижения других специфических
целей.
Классическим примером первого
типа регулирования является естественная
монополия. Она существует в отраслях,
связанных с большим объемом продукции,
где в силу технологических особенностей
производства наиболее эффективное удовлетворение
спроса достигается при отсутствии конкуренции,
функционировании одного субъекта предпринимательства.
Предоставление коммунальных услуг –
типичный пример такой монополии, а регулирование
доступа на рынок, цен и доходов субъектов
предпринимательства – это пример государственного
регулирования.
Второй тип регулирования отличается
тем, что он не заменяет конкуренцию, а
является дополнением к рынку и предназначен
для достижения специфических целей. Он
действует в тех случаях, когда нерегулируемый
рынок не обеспечивает определенные общественные
интересы (например, при недостаточной
информации о ценах на рынке)
В любой экономической системе,
в том числе и рыночной экономике, государство
выступает в известном смысле как экономический
агент, обладающий правом и возможностью
принуждения, например, в сфере налоговой
политики, государственного законодательства.
Принуждение часто обосновывается политической
философией, требующей подчинения личных
интересов общественным. Принуждение,
если оно расширительно трактуется государством,
сводит на нет все преимущества свободного
предпринимательства, основанного на
конкуренции и рыночном ценообразовании.
2 ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Причины государственного
вмешательства в экономику
Экономика страны — это сотни
миллионов различных компонентов (включая
людей, машины, оборудование, сырье, материалы,
инструменты и др.), находящихся в постоянном
взаимодействии. Синхронность работы
гигантской экономической системы, ее
динамическая устойчивость обеспечиваются
хозяйственным механизмом, преследующим
общие целевые задачи, но при условии достаточной
свободы действия этого механизма в нижних
звеньях явственной структуры. Каждое
мельчайшее звено в рамках общих целевых
задач и правил должно действовать самостоятельно.
Все локальные вопросы должны решаться
на том уровне, где они возникают. Только
при условии рационального разделения
прав и обязанностей между верхними и
нижними управленческими уровнями обеспечивается
эффективное функционирование механизма
управления. Роль государственных органов
заключается главным образом, во-первых,
в контроле соблюдения законов субъектами
экономики и, во-вторых, подготовке недостающих
законов и нормативов.
Главная задача хозяйственного
законодательства и государственных органов,
обеспечивающих его исполнение, — недопущение
крупных сбоев в экономике и ее зашита
от хозяйственных злоупотреблений. Наряду
с этим немыслимо и невозможно пытаться
централизованно, с помощью приказов регулировать
неисчислимое многообразие явлений и
процессов, происходящих в каждом звене
экономики страны. Государственные органы
управления ставят перед хозяйственными
структурами задачи общественного значения,
а также вводят отдельные ограничения
на их действия, способные нанести ущерб
экономике страны или отдельным лицам.
Наряду с этим государство определяет
основные направления, развивает программы
развития экономики и добивается безусловного
выполнения этих программ. Во многих странах
фундаментальные исследования, определяющие
основные направления развития современной
науки, техники и производства, в основном
финансируются из государственного бюджета,
а также нельзя забывать об инициируемых
государствами иследованиях.
Количественно выразить экономическую
роль правительства нелегко. Очень грубым
показателем удельного веса рынка и правительства
в экономике, служит тот факт, что в настоящее
время примерно около 4/5 национального
продукта обеспечивается рыночной системой,
а остальная его часть производится под
эгидой правительства. Но помимо финансирования
производства правительство осуществляет
также ряд программ социального страхования
и социального обеспечения, ставя своей
целью перераспределение доходов в частном
секторе экономики. Наконец, множество
трудно поддающихся количественному измерению
регулирующих мер, предназначенных для
защиты окружающей среды, охраны здоровья
и труда рабочих, защиты потребителей
от опасных продуктов, обеспечение равного
доступа к вакантным рабочим местам и
контроля за практикой ценообразования
в определенных отраслях, вовлекает правительство
практически во все сферы экономической
деятельности.
Экономическая роль правительства,
несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличии
от модели чистого капитализма, нашу экономику
лучше характеризовать как смешанный
капитализм. Функционирование частного сектора на основе
рыночной системы модифицируется самыми
разными способами государственным сектором.
Теория экономической политики
как составная часть макроэкономической
теории объясняет необходимость государственного
регулирования экономики различными проявлениями
несовершенства рынка, предоставленного
самому себе. При этом речь идет о следующих
проявлениях:
1. Несостоятельность конкуренции,
выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых
и региональных рынках могут возникать
(и возникают) монополии, которые, если
этому не противодействует государство,
своим ценообразованием наносят ущерб
благосостоянию общества. А так как поддержание
конкуренции как основного регулирующего
механизма в рыночной экономике является
одной из приоритетных задач государства,
обществу с рынком, но без государства,
никак.
2. Макроэкономическая нестабильность.
Функционирование рыночного механизма
приводит к равновесию между спросом и
предложением. Но такое равновесие может
установиться при неполной занятости
экономических ресурсов или при высоком
уровне инфляции. Рынок самостоятельно
(без осмысленной государственной политики)
не может справиться с высокой безработицей
и инфляцией, со сглаживанием циклических
колебаний в экономике. Государственное
регулирование в этой области состоит
в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной
политики.
3. Безработица, инфляция, экономическое
неравновесие, особенно резко проявляющееся
в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.
Мировой опыт показал, что выход из кризиса
возможен лишь при жесткой централизации
государственной власти и проведении
нетривиальных мер по обеспечению экономического
роста. Так было с западноевропейскими
странами в послевоенный период, с латиноамериканскими
совсем недавно.
4. Излишне неравномерное распределение
доходов, которое, если государство не
принимает мер для «социальной компенсации»
малоимущим, обездоленным, и прочим нуждающимся
в поддержке слоям населения, ставит под
угрозу общественную стабильность. Рынок
предъявляет одинаковые требования ко
всем, однако у кого-то есть экономические
ресурсы, а у кого-то их нет. В данной ситуации
государственное регулирование заключается
в различных программах борьбы с бедностью,
в трансфертных (безвозмездных) платежах
обездоленным слоям населения, регулировании
ценообразования и определении минимального
размера заработной платы. Прогрессивная
шкала обложения индивидуальных доходов
(богатые платят больше, чем бедные) также
является инструментом государственного
регулирования социальных проблем.
5. Наличие обязательных товаров
(например, начальное образование), потреблять
которые общество может заставить только
государство, но никак не рынок.
6. Отрицательные внешние эффекты
(издержки перелива) обычно иллюстрируются
примерами, связанными с загрязнением
окружающей среды. Целлюлозно-бумажный
комбинат загрязняет своими отходами
чистый водоём, вблизи которого он располагается.
Стороной, которая страдает в данной ситуации
(несёт дополнительные издержки), является
население этого региона. Производитель
и потребитель выигрывают. Производственные
затраты, без учёта расходов на очистку
отходов, оказываются достаточно низкими.
Производитель привлекает дополнительные
экономические ресурсы. Объём производства
растёт до уровня выше оптимального с
точки зрения всего общества. Цена опускается
до уровня ниже оптимального для общества.
Таким образом, для производства целлюлозы
и бумаги используется избыточное количество
ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать
подобную ситуацию. Государственное регулирование
издержек перелива может быть разным:
законодательное ограничение и даже запрещение
загрязнения природы; введение штрафных
санкций, особых налогов (комплекс законодательных,
административных и экономических инструментов
государственного регулирования). Такими
действиями государство перекладывает
на производителя издержки перелива.