Государство в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Роль государства в экономике, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Актуальность исследования определяется тем, что экономика Российской Федерации представляет собой преимущественно рыночную систему, но вместе с тем в ней большой упор делается на централизованное планирование, и экономические функции государства играют очень существенную роль.
Объектом исследования является государственная экономика, как сфера взаимодействия экономики и государства.

Оглавление

Введение
1 ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
История эволюции представлений о роли государства
1.2 Принципы, цели и функции государства в экономике
1.3 Типы регулирования экономики
2 ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Причины государственного вмешательства в экономику
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики
2.3 Особенности регулирования экономики в современных условиях
3 ГЛАВА. ТЕОРИЯ «ПРОВАЛОВ» РЫНКА И ГОСУДАРСТВА
3.1 Экстерналии: сущность, классификация, необходимость и способы нейтрализации
3.2 Ассиметрия информации
3.3 Теория общественного выбора и «провалы» государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 104.94 Кб (Скачать)

                       МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                          Высшего профессионального образования

                      «Юго-Западный государственный университет»

                     Кафедра таможенного дела и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине «Экономическая теория»

 

На тему « Государство в экономике»

 

Специальность 036401 Таможенное дело

                                           (код, наименование)

 

Автор работы                 В.Г.Куликов                    ____________

                                                 (инициалы, фамилия)                    (подпись, дата)

Группа   ТД-34

 

Руководитель работы   М.Ф.Зозулич               ______________

                                                 (инициалы, фамилия)                     (подпись, дата)

 

 

Работа защищена _________________

                                                           (дата)

 

Оценка _________________

 

Председатель комиссии _______________                       В.В.Игнатенко

                                                                (подпись, дата)                                 (инициалы, фамилия)

 

Члены комиссии               _______________                       М.Ф.Зозулич

                                                                (подпись, дата)                                  (инициалы, фамилия)

 

                                           _______________                       А.С.Шевякин

                                                                (подпись, дата)                                   (инициалы, фамилия)

 

                                           _______________                       Л.М.Фомичева

                                                                (подпись, дата)                                    (инициалы, фамилия)

 

                                               

                                                Курск, 2014 г.

Содержание 

              

Введение

        

    

1 ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ  ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

    1. История эволюции представлений о роли государства

1.2 Принципы, цели и функции  государства в экономике

   1.3 Типы регулирования экономики

2 ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

 

   2.1 Причины государственного вмешательства в экономику

   2.2 Инструменты государственного регулирования экономики

   2.3 Особенности регулирования экономики в современных условиях

3 ГЛАВА. ТЕОРИЯ «ПРОВАЛОВ» РЫНКА  И ГОСУДАРСТВА

3.1 Экстерналии: сущность, классификация, необходимость и способы нейтрализации

3.2 Ассиметрия информации

3.3Теория общественного выбора и «провалы» государства

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Сегодня острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Во всех экономических системах государство регулирует экономику, такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта.

Роль государства в экономике, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

 

Актуальность исследования определяется тем, что экономика Российской Федерации представляет собой преимущественно рыночную систему, но вместе с тем в ней большой упор делается на централизованное планирование, и экономические функции государства играют очень существенную роль.

 

Объектом исследования является государственная экономика, как сфера взаимодействия экономики и государства.

 

Предметом исследования выступает экономические функции государства и государственное регулирование экономики.

 

Цель исследования – выявление основных аспектов государственного регулирования экономики и оценка необходимости государственного вмешательства в рыночные отношения.

 

Задачи исследования:

рассмотреть эволюцию роли государства в экономике в ведущих экономических научных школах

определить причины государственного вмешательства и способы воздействия государства на экономику

выявить основные экономические функции государства

изучить отечественный опыт государственного регулирования экономики

 

В первой главе рассмотрены: эволюция роли государства в экономики, история эволюции о роли государства; а так же принципы, цели и функции государства и типы регулирования экономики.

Вторая глава посвящена изучению необходимости регулирования экономики, инструментам и особенностям регулирования экономики.

В третьей главе проведен анализ особенностей государственного регулирования экономики в России и результатов взаимодействия государства и рынка в 90-е гг. XX в.

Проблема государственного регулирования экономика в силу своей извечной актуальности достаточно хороша изучена многими исследователями, в том числе фундаментальные положения в области теории управления и экономического механизма развития рыночных отношений и участия в нём государства разработаны в трудах ведущих отечественных ученых: Ф.И. Шамхалова, Н.Я. Петракова, Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Е.Н. Куличкова, С.П. Гржибовского, П.Я. Шлаена и многих других.

 

1 ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ  РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

 

 

1.1 История эволюции  представлений о роли государства

 

Какова оптимальные степень и характер государственного регулирования в экономике? Именно этот вопрос, отражая собой, противоречие свобода-принуждение пронизывал эволюция экономической мысли, сопровождавшей историческое развитие.

Меркантилисты XVII в., пионеры нормативной экономической теории, писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

В XVIII в. рынок и свобода отбросили заповеди меркантилистов. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство".

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений.

Если в XVIII – XIX в. экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав, то XX в. был ознаменован почти повсеместным укреплением активного экономического присутствия государства. Со второй половины XIX в. национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века был связан со взрывом, скачком в научно-техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. По существу, теория Кейнса является "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры и поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста: высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е условия воспроизводства резко ухудшились, был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Противодействовать им могут антиинфляционные мероприятия на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателя.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов: от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Информация о работе Государство в экономике