Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:43, контрольная работа
Государство может быть не только заемщиком капитала, но и выступать в качестве кредитора для других государств.
Далее рассмотрим что же такое государственный долг, из чего он образуется, каким он бывает, методы его управления и какое влияние оказывает государственный долг на экономику государства.
Введение 1
I. Причины возникновения государственного долга и его виды. 3
II. Последствия государственного долга и его виды. 6
III. Влияние государственного долга на развитие экономики России. 9
Практикум 13
Заключение 14
Приложение 1 16
Приложение 2 17
Литература 18
При увеличении внутреннего долга происходит дополнительное предложение денег, это происходит тогда, когда государство покрывает его за счет печатного станка, еще он может покрываться за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, что ведет к снижению покупательной способности национальной валюты, т.е. к инфляции. Проплата же долга уменьшает количество обращающихся денег, что ведет к сдерживанию экономического роста.
В середине 90-х годов на фондовом рынке РФ государственные бумаги расценивались инвесторами как самые доходные. Как следствие, основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, шла не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего долга. Отсюда следует, что вложения оказали негативное воздействие на экономическое развитие страны.
После распада СССР, Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов приняла на себя все их долги. Такое решение позволило нашему государству сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечить доверие к нам потенциальных западных инвесторов.
По данным Минфина России, государственный внешний долг нашей страны по состоянию на 1 января 2004 года составлял 119,7 млрд. долл. США (см. приложение 1; на 1 января 2005г. он уменьшился до 110,5 млрд. долл.)5. Основная часть долга приходится на страны Парижского клуба кредиторов. Крупнейшими кредиторами России являются Германия, Италия, Франция, Япония. Велика также рыночная составляющая внешнего долга, выраженная в облигациях.
Россия является должником и одновременно кредитором. Как видно из рисунка 1 (см. приложение №1) суммарный объем обязательств иностранных государств перед Россией представляет около 85 млрд. долл. США, из которых основная часть (более 76 млрд. долл. CIF) приходится на страны не входящие в Парижский клуб кредиторов. Большая часть иностранного долга перед Россией (около 66%), как видно из рисунка 2 и таблица 1 (см. приложение №2), номинирована в советских и переводных рублях. то есть в валюте не существующего в настоящее время государства. Это усложняет переговорную позицию России при урегулировании долгов иностранных государств, так как остается проблема пересчета курсов валют, по которым будет погашаться долг. А отсюда возникают сложности при планировании бюджетных доходов страны, связанных с поступлениями от выплат по иностранному долгу перед Россией.
В настоящее время общий размер внешнего долга России соизмерим с размером иностранного долга перед Россией. Наше государство могло бы выплачивать свой внешний долг только за счет платежей от погашения и обслуживания долга иностранных государств перед ним, если бы качественная структура задолженности иностранных государств была близка к структуре российского внешнего долга. Фактически произошел бы обмен российского долга на долг перед Россией.
С учетом того, что Россия не относится к числу беднейших стран, а также устойчивости платежного баланса страны списание ее внешнего долга не представляется реальным. Более того, при обсуждении досрочной выплаты Россией долга странам Парижского клуба кредиторов выдвигаются требования погашения всех процентных платежей будущих периодов по обслуживанию этого долга.
Членство России в Парижском клубе накладывают на нее обязательства по списанию значительной части долгов беднейших стран как клиентов Парижского клуба, так и нет (по некоторым оценкам, за последние 10 лет Россия списала своим должникам более 45 млрд. долл. США)6.
Таким образом, финансовые потоки по обслуживанию Россией внешнего долга и иностранного долга перед ней очень сильно различаются. К примеру, в 2002 году объем денежных средств в федеральный бюджет в счет погашения и обслуживания задолженности по кредитам иностранных государств перед Россией составил около 508 млн. долл. США, из них более 1/3 ушло на выплату процентов.7
Все платежи по внешнему долгу, при формировании российского государственного бюджета, учитываются в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России увеличивать долговые выплаты, так как она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевой эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.
Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утвержденный в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.
Проводимые
в настоящее время в России
административная и бюджетная реформы
предлагают усиление ответственности
органов исполнительной власти за принимаемые
решения, также их ориентацию на достижение
общественно значимых целей и результатов,
структурированных по бюджетным программам
и соответствующих потребностям общества,
в рамках бюджетирования, ориентированного
на результат.8
Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. по годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.
Заключение.
В
управлении государственным долгом
важно соблюдать
Научиться
правильно управлять
В
настоящее время устойчивое положительное
сальдо платежного баланса России,
наличие профицита бюджета, а также
высокий уровень золотовалютных резервов
Банка России позволяют в полной мере
и своевременно осуществить обслуживание
и погашение внешнего долга. Однако этот
факт не должен снимать проблему урегулирования
долга иностранных государств перед нашей
страной.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Рис. 1 . Структура долга России и перед Россией
по состоянию
на 1 января 2004 года (по странам, млрд. долл.)9
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.
Рис. 2 . Структура иностранного долга
перед
Россией в разрезе
валют (в %).10
Структура иностранного долга
перед Россией в разрезе валют.11
Наименование валюты | Код
валюты по ОКВ |
Сумма задолженности | |
в
валюте
млрд. ед. |
эквивалент
в млрд. долл. США | ||
Доллары США | USD | 22,629 | 22,629 |
Переводные рубли | TRR | 19,629 | 19,120 |
Советские рубли | SUR | 21,085 | 35,142 |
Социальные права - заимствования | XDR | 1,210 | 1,792 |
Евро | EUR | 1.026 | 1.292 |
Другие валюты | - | 2,866 | |
Итого | - | 82,841 |
1. Бюджетное
послание президента РФ
Учебники
2.Денежное обращение. Кредит. Финансы: Учебное пособие/ С.В. Галицкая. Изд. «Международные отношения», 2002
3. Финансы: Краткий курс/ И.В. Бородушко, Э.К. Васильева, Н.Н. Кузин – СПб.: Питер, 2006
4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2-е издание 2001
5. Экономика / Том Горман; пер. с англ. П. Сатановский – М.: АСТ: Астрель, 2005.
6. Экономическая теория: Учебник/ Под. ред. Е.Ф. Борисов – ООО «Юрайт - М», 2002.
Экономическая теория: Учебник/ Под. ред. И.П. Николаевой – М.: «Проспект», 2000
Статьи из журналов
8. Афанасьев
Мст., Кривоногов И. Управление
сбалансированностью
9. Водянов
А., Гаврилова О., Гришин Л., Шевелева
Е., Касаткина А. Инвестиционные
проекты, финансируемые из
10. Гурвич
Е. Бюджетная и монетарная
11. Колчин С. Внешний долг России // Власть. 2002 №9
12. Битов Д. Последний бросок на Восток // Экономика и жизнь. 2006г. январь №3