Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:42, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы изучения государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета_____________5
1.2 Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета_______8
1.3 Принципы построения бюджета____________________________________ 13
Глава 2. Анализ бюджетной системы Республики Казахстан
2.1 Анализ исполнения государственного бюджета за 1 квартал 2009 года___ 21
2.2 Пути совершенствования межбюджетных отношений__________________17
Заключение_________________________________________________________19
Список использованной литературы______________________________
3) Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификаций бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений. Реальность определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на показателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием бюджетных резервов.
4) Принцип гласности
означает требование публиковать данные
о доходах и расходах бюджета в печати
для ознакомления общественности с составом
и структурой бюджета, размерами дефицита
и способами его покрытия (сокращение
расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия
денег).
Глава 2. Бюджетная система Республики Казахстан.
Бюджетная система
Республики Казахстан.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность отдельных самостоятельных бюджетов.
Бюджетное устройство — это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
В состав бюджетной
системы Республики Казахстан входят:
республиканский бюджет; местные бюджеты:
областные, городские, районные, районные
в городах (см. схему).
Бюджетная система Республики Казахстан
В основу устройства бюджетной системы положены принципы единства, самостоятельности и сбалансированности бюджетов.
Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления свода государственного бюджета республики. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичном перераспределении. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.
Законом установлено, что покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов; использование кредитных ресурсов.
С целью уменьшения
дефицита или его устранения используется
секвестр — пропорциональное снижение
государственных расходов на определенный
процент по всем статьям (кроме защищенных)
в течение оставшегося времени текущего
финансового года. Состав защищенных статей
определяется Парламентом республики
и местными органами власти.
Исполнение бюджета.
Поступления в республиканский бюджет
Поступления включают:
1). Доходы республиканского бюджета, которые состоят из:
-налоговых и таможенных поступлений, установленных налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан, включая общегосударственные налоги и сборы, за вычетом сумм, подлежащих зачислению в доход местных бюджетов, при этом нормативы поступлений по общегосударственным налогам и их верхний предел по областям и городам Астаны и Алматы определяются законом о республиканском бюджете;
-неналоговых поступлений, определяемых Правительством в рамках законодательства и предоставленных ему полномочий;
-доходов от операций с капиталом государства;
-иных поступлений, не противоречащих законодательству, включая поступления в бюджет, получаемые от государственных учреждений за оказанные платные услуги;
2). Полученные официальные трансферты (гранты), которые состоят из:
-внутренних официальных трансфертов, включая получаемые от исполнительных органов;
-внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств;
3). Правительственные заимствования, которые состоят из поступлений в бюджет от внутренних и внешних источников, необходимых для покрытия дефицита республиканского бюджета;
4). Поступления от погашения ранее выданных из республиканского бюджета кредитов (ссуд), а также части поступлений от продажи государственного пакета акций государственной собственности для возмещения обязательств.
Расходование средств из республиканского бюджета
Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:
1). Общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:
-в области образования и здравоохранения;
-в области фундаментальных и прикладных научных исследований;
-в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы, в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и в сфере культуры;
-по услугам радио и телевидения и других государственных СМИ;
-по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширению сельскохозяйственного производства, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений и болезнями животных и на другие приоритетные цели;
-по воспроизводству, охране животного мира, сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий;
-по реализации новой жилищной политики и развитию жилищного строительства, адаптации нормативной базы строительства, геологоразведочных, геодезических и сейсмологических работ, охране недр, землеустройству, мероприятий по строительству крупных объектов водоснабжения и канализации;
-по выполнению государственных обязательств, связанных с выплатой вознаграждений (интересов) по государственным долгам и их размещением;
-по программе государственных инвестиций, а также трансфертные расходы, передаваемые в качестве субвенций в местные бюджеты;
-по пенсионным выплатам из Государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту;
-по обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканского значения;
-по другим общегосударственным приоритетным мероприятиям в соответствии с программами Правительства Республики Казахстан, включая расходы по обслуживанию государственного долга;
2). Бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возвратной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ, как правило, через государственные банки;
3). Погашение основной суммы государственного долга.
Местные бюджеты
Из местного бюджета обеспечивается финансирование местных программ. Через местные бюджеты допускается реализация части государственных программ.
Местные исполнительные
органы разрабатывают и самостоятельно
исполняют бюджет соответствующих административно-
Бюджеты СЭЗ формируются советами СЭЗ, рассматриваются, утверждаются и исполняются в порядке и по правилам, установленным законодательством о специальных экономических зонах в Республике Казахстан и положениями о специальных экономических зонах, утверждаемыми Президента Республики Казахстан.
Разграничение общегосударственных налогов, сборов и платежей между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения определяется местными исполнительными органами, рассматривается и утверждается соответствующими представительными органами.
Поступления в местные бюджеты
Поступления в местные бюджеты включают:
1). Доходы местных бюджетов, которые состоят из :
-местных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством РК;
-сумм отчислений от общегосударственных налогов в порядке регулирования нижестоящих бюджетов, с учетом уровня социально-экономического развития региона;
-неналоговых поступлений в местные бюджеты, установленных законодательными актами республики;
2) полученные официальные трансферты, которые состоят из:
-внутренних официальных трансфертов, получаемых от вышестоящих бюджетов местными исполнительными органами с целью обеспечения сбалансированности их бюджетов;
-внешних официальных трансфертов, получаемых от международных организаций и иностранных государств;
3). Поступления средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года;
4) поступления от погашения ранее выданных кредитов.
Расходование средств из местных бюджетов
Расходование средств из местных бюджетов включает:
1) расходы на содержание местных органов государственного управления и для осуществления местными исполнительными органами следующих программ по:
-обеспечению общественного правопорядка и безопасности, проводимых местными исполнительными органами;
-образованию и здравоохранению;
-социальному обеспечению и реализации законодательно установленных льгот для отдельных категорий населения;
-жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, водоснабжению и инженерной инфраструктуре;
-культуре, туризму, спорту, содержанию местных средств массовой информации и организации досуга;
-аграрной реформе, осуществлению земельной реформы, поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, борьбе с особо опасными вредителями растений и болезнями животных и на другие цели;
-экологии и организации рационального природопользования;
-развитию малого и среднего бизнеса;
-обеспечению других программ, предусмотренных в утвержденном бюджете на очередной финансовый год, включая расходы по обслуживанию кредитов;
-предупреждению чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера;
-занятости;
-обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог местного значения.