Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система государства представлена совокупностью четырёх основных звеньев – государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Главным звеном этой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В нём объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы.
Бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

Оглавление

1.Введение.
2.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
3.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
4. Балансирование бюджета и его особенности в России.
5.Практикум.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по эт.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

     Расходы бюджета, являясь важной составной  частью государственных расходов в  целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного  фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Профицит  и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного  бюджета.

1.Дефицит и профицит бюджета.В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который идет на покрытие государственного долга. Такой излишек, как правило, существовал в бюджетах государств в эпоху свободной конкуренции, что создавало устойчивость государственных финансов и денежного обращения. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом. 
В отечественной экономической науке до недавних пор превалировал сугубо отрицательный взгляд на бюджетный дефицит; он рассматривался как крайне отрицательное свойство, присущее, якобы, лишь бюджетам западных стран. В литературе утверждалось, что в нашей экономике с ее планомерным развитием бюджетный дефицит не может существовать. Отсутствие глубоких научных разработок о причине, допустимом пределе и социально-экономических последствиях бюджетного дефицита, сравнительно низкая общая финансовая культура привели к тому, что прежние экономические ведомства страны оказались неподготовленными к управлению бюджетным дефицитом 90-х годов.

     Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет. Более того, представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит - это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В целом же для ответа на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита для общества следует решить по крайней мере две проблемы:

   1) определить, порожден ли дефицит  спадом или является следствием  финансовой политики государства;

   2) выяснить, уменьшает дефицит частные  инвестиции или поощряет их.

   Чтобы ответить на первый вопрос, нужно ввести новые понятия: циклический и структурный дефициты. Циклический дефицит - это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, структурный - это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. В первом случае дефицит - это, скорее, зло, поскольку он является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

   Вторая  проблема связана с так называемым "эффектом вытеснения" частных инвестиций. "Эффект вытеснения" связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов при определенных условиях вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако "эффект вытеснения" становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

     Существует  несколько способов преодоления дефицита бюджета (5; с. 298): 
1. Сокращение расходов. При значительном дефиците бюджета правительство может использовать секвестр, который представляет собой пропорциональное сокращение расходов государственного бюджета. Эта вынужденная мера используется в крайних случаях, поскольку влечет за собой сокращение социально значимых расходов. 
2. Увеличение доходов. Этого увеличения можно добиться как за счет простого увеличения налоговых ставок и введения дополнительных налогов, так и за счет эффективной и гибкой налоговой системы, которая бы отвечала интересам всех субъектов хозяйствования и государства, а так же за счет проведения эффективной внешнеэкономической политики, проведения приватизации и повышения эффективности использования государственной собственности. 
Повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений. Наглядно взаимосвязь между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками отражает кривая Лаффера.

       
 
 
 

   2. Государственный долг. Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом - это проблема государственного долга. Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны. 

     Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам.

   - необходимость обслуживать внешний  долг, что при крупном его объеме  означает существенное сокращение  возможностей потребления для  населения данной страны;

   - долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

   - увеличение налогов для оплаты  растущего государственного долга  выступает в качестве антистимула  экономической активности;

   - перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

   На  протяжении последних лет происходит постепенное снижение как относительных, так и абсолютных показателей  государственного долга. Снижается  значение процентного соотношения  величины госдолга Правительства РФ по номинальной стоимости к ВВП. Это можно проследить по таблице (10; стр. 26):

   Относительные индикаторы изменения  госдолга России

  2002г 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г
Госдолг-всего (млрд. руб.) 4430,2 4562,2 4190,2 3944,8 3076,8 2435,3
Внутренний, млрд. руб. 533,5 679,9 682,0 778,5 875,4 1064,8
Внешний, млрд. руб. 3896,7 3882,3 3508,2 3166,3 2201,4 1370,5
Внешний, млрд. долл. 129,3 122,1 119,1 114,1 76,5 52,0
Весь  долг, % к ВВп 49,5 42,1 31,6 23,3 14,2 9,1
внутренний 6,0 6,3 5,1 4,6 4,1 4,0
внешний 43,5 35,8 26,5 18,7 10,1 5,1
 

Сокращение величины государственного долга можно отнести к положительным результатам сдержанной политики расходов, что само по себе ускоряет экономический рост благодаря уменьшению рисков. Так для стран с невысокими доходами снижение отношения внешнего долга к экспорту вдвое приводит к повышению темпов роста на 0,5-1,0%. В России в 2000-2005гг. данное соотношение уменьшилось с 209 до 33%, чему соответствует повышение темпов роста на 1,5-2,5% в год. (7; стр.16)

Но имеют  место и весьма тревожные тенденции. Их две: стремительный рост внешнего корпоративного долга и слабое использование госдолга для инвестиций в реальный сектор экономики.

 Можно  занимать, но разумно инвестировать  полученные в долг ресурсы,  тогда быстрее растут и ВВП,  и доходы. 

3.Теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита.В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

      Первая концепция базируется  на том, что бюджет должен  быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

     Рассмотрим другой пример, показывающий  как стремление ежегодно балансировать  бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении  денежных доходов  автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

     Вторая концепция базируется  на том, что бюджет должен  быть сбалансирован в ходе  экономического цикла, а не  ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет  антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно  вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета  может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования