Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Значимость выбранной мною темы заключается в том, что в современных условиях с помощью бюджета и связанных с ним налогообложения и налоговых льгот, субсидии, субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство активно воздействует на участников рынка, на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.

Оглавление

Введение 3
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции. 4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета. 10
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 17
Заключение 24
Литература 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Гос. бюджет.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра экономической теории 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  экономической теории на тему:

  «Государственный  бюджет как инструмент  государственного  регулирования» 
 

          Преподаватель: Гречель Светлана Артуровна

          Работа  выполнена: Маркова Инна Вячеславовна

          факультет: ФНО 

          личное  дело № 08ФФД41554

          группа  №  ФК5 
           

Смоленск  – 2008

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции. 4

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета. 10

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 17

Заключение 24

Литература 27 

 

Введение

 

    Значимость  выбранной мною темы заключается  в том, что в  современных условиях с  помощью бюджета и связанных с ним налогообложения и налоговых льгот, субсидии, субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство активно воздействует на участников рынка, на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.

    По  сути, государственный бюджет и рыночные регуляторы являются двумя сторонами одной медали. Так,  посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные закупки, капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять на структуру производства, направления его развития и эффективность.

    Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике, а также выступает своеобразным контролером качества регулирования экономики.

 

  1. Государственный бюджет, его структура  и основные макроэкономические функции.
 

    По  определению Бюджетного кодекса РФ, государственный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    Основы  бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и ее государственным  устройством как федеративной республики, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

    Совокупность  бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов называется бюджетной системой.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;
  3. Местных бюджетов

    Бюджетная система РФ включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

      Являясь ведущим звеном государственной бюджетной системы, основным финансовым планом формирования и использования централизованного денежного фонда государства бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет финансирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

    По  своей экономической сущности государственный  бюджет отражает денежные отношения, которые  складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Особенностью этого звена финансовой системы является то, что бюджет связан с обособлением части национального дохода в виде налогов и платежей в руках государства и ее использованием в общественных целях. Государственный бюджет распределяет имеющуюся у него часть национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности в пропорциях, определяемых в первую очередь потребностями воспроизводства в целом и финансовой политикой государства. Государственный  бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством свих функций.

    Государственный бюджет выполняет  следующие функции:

  • Перераспределение ВВП

    Распределительная функция бюджета - основная. Она проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применить самые разнообразные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование конверсии оборонных отраслей промышленности. Результатом такого воздействия служит решение насущных социальных проблем, расширение или уменьшение совокупного спроса и предложения, создание необходимой инфраструктуры, рациональное расходование бюджетных средств.

  • Государственное регулирование и стимулирование экономики.

    Государство использует бюджет для регулирования  экономики посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства  денежными ресурсами.

  • Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

    Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь  в те отрасли народного хозяйства  и те экономические районы, которые  требуют на данном этапе первоочередного  развития, т.е. посредством бюджета  осуществляется межотраслевое и  межтерриториальное перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

  • Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

    Эта функция позволяет узнать насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются. Следовательно, государство может своевременно координировать свою экономическую жизнь, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, что способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

    В доходах бюджета находят выражение  экономические отношения, которые  возникают между плательщиками  и государством. Проявляются эти  экономические отношения при  совершении платежей в виде налогов  и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства.

    К доходам государственного бюджета относятся:

  • Федеральные, региональные и местные налоги и неналоговые платежи. Это основные доходы бюджета. В России они должны превышать 50% суммы доходов консолидированного бюджета. За государственным бюджетом в РФ закреплены главные налоги – налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы, пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи – доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т.п.
 
  • Доходы  федеральных целевых  бюджетных фондов. Они обособленно учитываются в доходах государственного бюджета в соответствии с их целевым назначением.
  • Безвозмездные перечисления. Они могут осуществляться как со стороны экономических субъектов данной страны или других стран, так и за счет перераспределения средств из других форм бюджетов.

    Все доходы бюджета можно разделить  на собственные, закрепленные законодательством полностью или частично на постоянной основе за соответствующими бюджетами (налоговые и неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также безвозмездные перечисления), и регулирующие (федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты разных уровней по разным видам таких доходов).

    Расходование  государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

    Бюджетные расходы можно  квалифицировать по различным признакам:

  • В зависимости от экономического содержания:
  • текущие (закупка товаров и оплата услуг, субсидии, текущие трансферты);
  • капитальные  (вложения в основные средства)
  • По их роли в воспроизводстве
  • расходы, направляющиеся в сферу материального производства
  • расходы, направляющиеся на развитие сферы услуг
  • По отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение)
  • Целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату)
  • По общественному назначению (на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону и управление).

    В условиях рыночной экономики приняты  меры по сокращению бюджетного дотирования  заведомо убыточных и низкорентабельных производств и последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирования предприятий. Теперь бюджетные ассигнования направляются в основном на осуществление экономических и социальных программ.

    В расходной части бюджетов всех уровней  бюджетной системы предусматривается  создание резервных фондов органов  исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер их не должен превышать 3% от общей суммы расходов.

    В бюджетной политике России приоритет  отдается расходам на выполнение традиционных и общеадминистративных функций  государства по поддержанию общественного  порядка. В 2007 г. на эти цели выделено 69,4 % всех расходов федерального бюджета.

    Многие  экономисты полагают, что в будущем  могут возникнуть проблемы с обеспечением расходов на социальные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые пенсионерам, финансируются из налогов, взимаемых  с фонда  заработной платы. Это  объясняется тем, что растет численность  пожилых людей и, в связи с  этим, растущее число пенсионеров будет финансироваться уменьшающимся числом работников. В итоге государству придется повысить налоги, либо снизить размер пенсий, либо сделать и то и другое.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования