Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Значимость выбранной мною темы заключается в том, что в современных условиях с помощью бюджета и связанных с ним налогообложения и налоговых льгот, субсидии, субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство активно воздействует на участников рынка, на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.

Оглавление

Введение 3
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции. 4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета. 10
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 17
Заключение 24
Литература 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Гос. бюджет.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

    Известно, что сбалансированность и равновесие могут достигаться как при  сбалансированном бюджете, так и  при его дефиците в пределах 3% ВВП. Искусство экономической и  финансовой политики заключается в  выборе того или иного варианта в  зависимости от конкретных экономических  условий. Критериями выбора служат темпы  роста ВВП, качество и уровень  жизни граждан.

    Вот уже восемь лет подряд в нашей  стране фиксируется профицит федерального бюджета (таблица № 1), который в отдельные годы приближался к 10% ВВП. Резко снизился объем внутреннего государственного долга – со 154,7 млрд долл. на конец 1998 г. до 39,6 млрд долл. – на конец III квартала 2007 г. не является пока чрезмерным и государственный внутренний долг. Правда, снижение общей величины государственного долга, к сожалению, замещается ростом долгов, прежде всего внешних, крупных корпораций и банков.  

    Таблица №1

    ВВП и бюджет2

  1990-

1994

1995-

1999

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
ВВП в  реальном выр. (1989 г. – 100%) 80,5 58,4 65,2 68,5 71,8 77,0 82,5 87,8 94,3 102,0
Рост  ВВП в реальном выр., % 91,2 98,9 110,0 105,1 104,7 107,3 107,2 106,4 107,4 108,1
Дефицит/профицит гос. бюджета, в % к ВВП -9,2 -5,2 2,8 3,0 1,0 1,4 4,5 7,7 7,9 8,9
Доля  гос. расходов в ВВП,% 36,7 30,9 25,6 26,9 31,4 29,9 27,4 27,5 27,4 25,3
в том  числе непроцентных   26,7 23,0 24,2 29,2 28,0 26,0 26,4 26,6 24,7
 
 

    Одной из основных проблем Российской Федерации является зависимость ее экономики от колебаний внешней среды, которая определяется ее сохраняющейся сырьевой ориентацией. Эта проблема уже несколько лет находятся в центре общественного внимания. Основным фактором нестабильности внешней среды служат резкие и непредсказуемые колебания мировых цен на экспортируемые страной товары  и прежде всего цен на нефть. В 2004-2005 гг. доля налогов, собранных в нефтегазовом комплексе составила 30 % всех доходов бюджетной системы. Колебания экспортных цен на сырьевые товары приводит к нестабильности доходов бюджета, что требует частого пересмотра либо величины государственных расходов, либо налоговых ставок, либо размеров заимствований.

    В то же время возможности денежных властей варьировать макроэкономические параметры в ответ на изменение внешних условий весьма ограничены. Это касается в первую очередь бюджетных доходов и расходов: нереально без серьезных долгосрочных последствий сократить обслуживание государственного долга, с политической точки зрения чрезвычайно сложно снизить зарплату работникам бюджетного сектора или свернуть ключевые социальные программы, трудно часто пересматривать налоговые ставки.

    Учитывая  возникающие в связи с внешней  зависимостью проблемы, правительство и Банк России приняли ряд мер, направленных на ослабление влияния внешней конъюнктуры на внутренние экономические условия. Стандартным инструментом сглаживания расходов при колебании поступлений в бюджет служит контрциклическая политика: увеличение заимствований в фазе спада и их уменьшение в фазе подъема. Принципиальным шагом в создании эффективного механизма контрциклической политики стало создание Стабилизационного фонда с формализованными, законодательно закрепленными правилами пополнения. Отчисления в Стабилизационный фонд и источники его образования  представлены в таблице № 2.

    Его основной целью является аккумулирование  части бюджетных доходов, полученных от роста мировых цен на нефть  выше базовой цены (установлена с 1 января 2006 г. в размере 27 долл. за баррель  марки «Юралс»). На 1 января 2008 г. в  него поступило 3,8 трлн руб.3 (переведенных в доллары, евро и фунты стерлингов). 
 
 

    Таблица №2 

    Расчет  прогнозируемого  объема стабилизационного  фонда

    На 1 января 2007г. И на 1 января 2008г., прогнозируемого  объема

    Поступлений в него и использования  его средств в 2007г. 4 

    (млрд  руб.)

Объем стабилизационного фонда по состоянию  на 01.02.2006 1459,0
Прогнозируемый  объем поступлений в 2006г., всего 1703,5
    в том числе  за счет дополнительных доходов, всего
1703,5
    из них:
 
    НДПИ (нефть)
690,3
    Экспортная  пошлина (нефть)
1013,2
Прогнозируемый  объем использования в 2006г., всего 614,6
    из них:
 
    плановое досрочное  погашение внешнего долга РФ
614,6
Итого объем Стабилизационного  фонда по состоянию  на 01.01.2007 2547,9
Прогнозные  остатки средств федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд, по состоянию на 01.02.2007 (пункт 3 статьи 96.2 Бюджетного кодекса РФ) -
Итого объем Стабилизационного  фонда по состоянию  на 01.02.2007 2547,9
Прогнозируемый  объем поступлений в 2007 г., всего 1690,7
    в том числе  за счет дополнительных доходов, всего
1690,7
    из них:
 
    НДПИ (нефть)
629,1
    экспортная  пошлина (нефть)
1061,6
Итого объем Стабилизационного  фонда по состоянию  на 01.01.2008 4238,6
 

    Фонд  призван обеспечить сбалансированность государственного бюджета при падении  цен на нефть ниже базовой. По закону, если накопленный объем средств  Фонда превышает 500 млрд руб., сумма  превышения может быть использована на иные цели, указанные в Законе о федеральном бюджете на соответствующий  год. В 2005 г.  из Стабилизационного  фонда было направлено 647,3 млрд руб. на выплату внешних долгов и 30 млрд руб. – на покрытие дефицита Пенсионного  фонда. В 2006 г. на выплату внешних  долгов из него поступило 616,8 млн руб., в 2007 г. – еще 34,1 млн. руб.5 Оставшиеся средства вкладываются в ценные бумаги иностранных государств.

    В связи с этим может возникнуть вопрос: наилучшее ли это направление  использования столь значительных накоплений? Ведь внутри страны существует достаточное количество проблем, требующих  решения. Целесообразнее было бы имеющиеся  средства в виде накоплений вложить  в процессы внутри страны, чтобы  уменьшить ее зависимость от цен  на энергоресурсы, диверсифицировать экспорт и экономику в целом. По моему мнению такую политику нужно было проводить еще несколько лет назад, когда начался быстрый рост Стабилизационного фонда. На сегодняшний день это дало бы положительные результаты.

    Также эти средства можно вкладывать в эффективные инвестиционные проекты, в том числе социального характера. Согласно расчетам каждый такой проект должен быть достаточно крупным - в пределах  5-10 млрд долл. с рентабельностью не менее 15%. Такие проекты должны дать мощный мультипликативный экономический эффект, а доходы, полученные от их реализации можно полностью или частично освобождать от налогов и направлять высвобождающиеся денежные средства на пополнение Пенсионного фонда.

    В заключении Счетной палаты РФ на проект федерального бюджета на 2007 г. содержится предложение разработать и принять концепцию по управлению его средствами на долгосрочную перспективу. Необходимо определить порядок использования данных средств не только для решения проблем текущей бюджетной политики, но и для повышения темпов и качества экономического роста нашей страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    В 2007 г. по предложению Минфина РФ были внесены поправки в бюджетный кодекс, в соответствии  с которыми Стабилизационный фонд преобразован в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд будет формироваться в Законе о федеральном бюджете на очередной год в размере 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП с учетом уже накопленной суммы. В него будут поступать доходы от налога на добычу полезных ископаемых, нефти и газа, вывозные таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ независимо от мировой цены на нефть. Он предназначен для компенсации выпадающих доходов бюджета при снижении мировых цен на энергоресурсы.

    Предусматривается, что средства из Резервного фонда могут расходоваться на досрочное погашение и выплату внешнего долга. Часть средств, поступивших от нефтегазового сектора в установленном размере (на 2008 г. 6,1 % ВВП) может использоваться на финансирование расходов бюджета. Доходы от нефтегазового сектора, которые превысят отчисления в Резервный фонд, и средства, используемые на финансирование расходов бюджета, будут направляться в Фонд будущих поколений.

    Таким образом, большая часть нефтегазовых доходов не расходуется, а накапливается  на случай, если ухудшиться внешнеэкономическая  конъюнктура. 
 

 

Заключение

 

    На  основании рассмотренных мною в  первой части данной курсовой работы вопросов о структуре и основных макроэкономических функциях государственного бюджета   можно сделать вывод, что государственный бюджет является ведущим звеном государственной бюджетной системы, отражающим отношения, складывающиеся у государства с населением и юридическими лицами и заключающиеся в перераспределении национального дохода. Функции государственного бюджета находят свое отражение в создаваемом государственном бюджетном механизме, являющимся реальным воплощением бюджетной политики, и отражающем конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

    Вторая  часть моей курсовой работы посвящена рассмотрению дефицита и профицита государственного бюджета и их влиянию на экономику страны. Следует отметить, что дефицит государственного бюджета, не смотря на все его негативные последствия для экономики, не всегда свидетельствует о кризисном положении внутри страны, а профицит – не всегда является признаком стабильности экономики. Для того, чтобы определить положительно или отрицательно влияние данных экономических категорий на экономику страны, необходимо учитывать их соотношение к стоимости ВВП, а также обращать внимание на процессы, протекающие внутри самой страны.

    По  моему мнению, преодоление бюджетного дефицита должно опираться, прежде всего, на развитие производства и обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, а также на развитие предпринимательства.

    В третьей части моей курсовой работы рассмотрен вопрос о балансировании государственного бюджета и его  особенностях в РФ. Не смотря на то, что в России уже на протяжении нескольких лет подряд фиксируется профицит государственного бюджета, необходимо отметить высокую его зависимость от внешней конъюнктуры, что связано с сохраняющейся сырьевой ориентацией нашей страны и непредсказуемостью колебаний мировых цен на экспортируемые товары, что в свою очередь приводит к нестабильности доходов.

    Учитывая  ситуацию, сложившуюся в настоящее  время в нашей стране, необходимо отметить основные задачи, которые  выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования