Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Значимость выбранной мною темы заключается в том, что в современных условиях с помощью бюджета и связанных с ним налогообложения и налоговых льгот, субсидии, субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство активно воздействует на участников рынка, на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения.

Оглавление

Введение 3
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции. 4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета. 10
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 17
Заключение 24
Литература 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Гос. бюджет.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

 

  1. Профицит  и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного  бюджета.
 

    Государственный бюджет построен на соотношении доходов и расходов. Доходы бюджета должны быть адекватны расходам, т.е. бюджет должен быть сбалансированным. Если доходы бюджета больше расходов, то говорят о профиците бюджета, когда доходы меньше расходов – дефиците бюджета. Любое значительное отклонение от сбалансированности является нежелательным, причем как дефицит, так и профицит.

    Следует отметить, что бездефицитность бюджета  еще не признак «здоровья» экономики. Существует ряд мероприятий, направленных на снижение профицита бюджета, которые  включают сокращение привлечения доходов  от продажи собственности, увеличение расходов бюджета, направление большей суммы на погашение долговых обязательств. Так как профицит бюджета может сменяться дефицитом либо в силу отвлечения избыточной денежной массы создается стабилизационный фонд. В РФ Стабилизационный фонд был основан 1 января 2004 г., его основной целью стало обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

    Бюджетный дефицит относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемой частью экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях. Любое государство стремиться, если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

    При бюджетном дефиците государству  не хватает средств для нормального  выполнения своих функций, и ему приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. 

    Однако  бюджетный дефицит не обязательно  свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Например, при крупных государственных вложениях в развитие экономики, он отражает скорее рост ВВП, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны также чрезвычайные обстоятельства  в виде войн и стихийных бедствий, затраты на которые не могут быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены. Представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный дефицит является благом, поскольку он дает возможность увеличить совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов.

    Временный бюджетный дефицит не стоит считать  исключительным событием, если он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВВП и имеются перспективы его преодоления. Но в случаях когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – неэффективность функционирования, - тогда это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10 % суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20 % - критическим.

    Следует различать также структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Данное различие основано на различиях его структурной и циклической частей. Размеры структурной части бюджета определяются  под действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок. Циклическая часть бюджета зависит от колебаний деловой активности. 

    Если  фактический государственный бюджет отражает фактические денежные доходы, расходы и дефицит за год, то структурная  часть бюджета охватывает доходы, расходы и дефицит, которые имели  бы место, если бы экономика функционировала  на уровне потенциального выпуска. Циклический  бюджет представляет собой  разницу  между фактическим и структурным  бюджетом.

    Различие  между структурным и циклическим  бюджетом в свою очередь порождено  различием между дискреционной  и недискреционной фискальной политикой. Структурный бюджет формируется  под воздействием проводимой дискреционной  политики. Циклический бюджет складывается под влиянием автоматически меняющихся в зависимости от состояния экономики  налоговых поступлений и расходов.

    Разграничение структурного и циклического дефицита необходимо для оценки эффективности  проводимой фискальной политики. Без  него ни размеры дефицита бюджета, ни его динамика не могут характеризовать  состояние экономики.

    Основными причинами значительного бюджетного дефицита, проявившихся в условиях перехода к рыночной экономике, в России, - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей из-за распада бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 1990-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20-25 % доходов и превышал 5 % ВВП.

     Существует  несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита – эмиссия денег или «сеньоранж», кредиты центрального банка (ЦБ) и государственные заимствования, как внешние, так и внутренние. «Сеньоранж» сейчас уже не принимает форму простого печатанья денег, так как это способствует росту инфляции. В настоящее время «сеньоранж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Кредитование со стороны ЦБ также приводит к увеличению необеспеченных денег в экономике, инфляции и последующим кризисным последствиям. Основным источником финансирования дефицита бюджета являются внешние и внутренние займы в виде кредитов от кредитных организаций, выпуска государственных ценных бумаг, бюджетных и правительственных ссуд (рис. 1).  

    

    

    

    

    

    

      

    Рис. 1. Классификация источников финансирования дефицита бюджета.1 

    Таким образом, государство накапливает государственный долг – бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики, приводящее к снижению ВВП и соответственно к снижению уровня жизни населения в будущем. Различают внутренний и внешний государственный долг.

    Внешний государственный  долг – это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.

    Внутренний  государственный  долг – это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, и других долговых обязательств, гарантированных правительством.

    В том случае, когда налоги и правительственные  расходы увеличиваются на одинаковую величину при сбалансированном бюджете  имеет место эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

    Экономический смысл мультипликатора сбалансированного  бюджета состоит в том, что  прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом  налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.

    Прирост государственных расходов приводит к увеличению совокупного спроса на всю величину данного прироста, что приводит к увеличению объема производства. Государственные расходы имеют прямое воздействие на величину совокупных расходов и соответственно на объем производства.

    Прирост налогов, равный по величине приросту государственных расходов, сокращает уровень совокупного спроса на гораздо меньшую величину, поскольку оказывает косвенное воздействие на совокупные расходы посредством изменения располагаемого дохода и через него – на величину потребления.

    В результате одновременного действия указанных  эффектов объем производства возрастает, поскольку изменение государственных  расходов сильнее воздействует на совокупные расходы, чем изменение налогов.

    При измененном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета  будет равен единице, т.е. финансируемое за счет налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мутипликативный эффект. Это можно выразить следующим образом:

    ΔY/ΔG - ΔY/ΔT = (1/1 - MPC) – (MPC/1 - MPC) = 1

    ΔY – прирост дохода;

    ΔG – все изменения доходов бюджета;

    ΔT – все изменения расходов бюджета;

    MPC – предельная склонность к потреблению. 

    Коэффициент 1/1 – MPC  представляет собой мультипликатор, показывающий, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения государственных расходов на единицу.

    Равновесный объем производства увеличиться  ровно на величину прироста государственных  расходов.

    Когда речь идет о мультипликаторе сбалансированного  бюджета, не предполагается отсутствие бюджетного дефицита или профицита. Имеется в виду всего лишь сбалансированное изменение в доходной и расходной частях бюджета. Иначе говоря, должно сохраняться равенство: 

ΔТ=Δ G,

где  ΔТ – все изменения доходов бюджета;

      Δ G – все изменения его расходов.

 

  1. Балансирование  госбюджета и его  особенности в  России
 

    Существуют  три различных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

    1. Необходимость покрытия государственных расходов доходами. Простота и очевидный экономический смысл делают данную концепцию привлекательной. Вместе с тем требование ежегодной сбалансированности противоречит необходимости проведения антициклической политики, поскольку значительно снижает ее действенность. Так, если экономика находится в фазе кризиса, то безработица растет, доходы экономических субъектов снижаются, падают налоговые поступления. В целях недопущения бюджетного дефицита правительство должно усилить налоговый пресс или сократить государственные расходы, или применить эти меры одновременно. В результате совокупный спрос сократится, что приведет к еще большему углублению кризиса. Если экономика находится в фазе подъема, когда возрастают доходы и налоговые поступления, то в целях предотвращения возможного профицита бюджета правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать данные меры в комплексе, что может привести к инфляционному перегреву экономики.

    2. Необходимость сбалансирования бюджета в масштабах экономического цикла. Поэтому в период спада правительство должно сознательно допускать дефицит бюджета, снижая налоги и увеличивая государственные расходы. В период подъема предполагается наличие профицита, образующегося в результате увеличения налогов и сокращения государственных расходов. Профицит может быть использован для покрытия дефицита, образовавшегося в период спада. Сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла не противоречит проведению антициклической политики.

    3. Целью государства является не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если устойчивых темпов роста удается достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета экономически оправдано. Наращивание экономического потенциала, повышение доходов увеличат налоговую базу, что приведет к росту налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению государством его функций в рыночной экономике. Для богатой экономики последствия постоянного наличия бюджетного дефицита и соответственно возрастающего в определенных пределах государственного долга не столь опасны.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования