Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Выделим следующие задачи:
1. Изучить структуру бюджета и его функции;
2. Рассмотреть понятия профицита и дефицита бюджета, а также что такое мультипликатор сбалансированного бюджета;
3. Рассмотреть особенности балансирования бюджета в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………..4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………….10
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России……………15
Практикум……………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………….22

Файлы: 1 файл

К.№2.docx

— 58.64 Кб (Скачать)

Содержание  
 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………..4
  2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………….10
  3. Балансирование госбюджета и его особенности в России……………15

Практикум……………………………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………21

Список  используемой литературы…………………………………………….22

Приложения  ……………………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. 
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и 
социальных  процессов в интересах членов  общества. 
Актуальны вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов, как федерального бюджета, так и местных бюджетов.

Повышение доходности бюджета и оптимизация  его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость  управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты  бюджетного устройства определяют уровень  социально-экономического развития страны, качество жизни населения.

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.

Выделим следующие задачи:

  1. Изучить  структуру бюджета и его функции;
  2. Рассмотреть понятия профицита и дефицита бюджета, а также что такое мультипликатор сбалансированного бюджета;
  3. Рассмотреть особенности балансирования бюджета в России.
  4. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Одной из основных задач любого государства  является удовлетворение общественных потребностей. Для этого у государства  должны быть финансовые ресурсы.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет. Денежные средства на выполнение этой задачи берутся именно из государственного бюджета.

 Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ и т.д. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.

 Государственный бюджет – это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов.

По своей  экономической сущности государственный  бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с  физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.  

Как финансовый  план государственный бюджет состоит  из доходов и расходов. Государственный  бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств перераспределения национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

 Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом.

Как особая часть стоимостного распределения  государственный бюджет выполняет  специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Разработка  и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно  сложную процедуру, включающую его  составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса.

Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная  система включает два звена: государственный  бюджет и многочисленные местные  бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная  система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный  бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов –  в США, земель – в ФРГ, провинций  – в Канаде, субъектов Федерации  – в России); местные бюджеты.

Федеральный бюджет решает такие задачи как национальная оборона, обустройство и охрана государственных  границ, фундаментальные научные  исследования; 

Задачи, решаемые на уровне субъекта Федерации: финансирование приоритетных для данного  региона экономических программ, жилищно-комунальное хозяйство;

На местном  уровне решают следующие задачи: содержание органов местного самоуправления, спорт, культура.

При этом бюджеты нижестоящих органов  самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих  уровней, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований . Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

• распределительную;

• контрольную;

• стимулирующую;

• социальную;

•функцию  по обеспечению существования государства.

Проявление  распределительной функции обусловлено  тем, что происходит концентрация денежных средств в руках государства, далее эти средства распределяются и перераспределяются между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения  и между некоторыми видами услуг. В результате формируются различные  фонды денежных ресурсов (государственные, местные бюджеты, пенсионные фонды, фонды социальной защиты и др.).

Стимулирующая функция проявляется в том, что  государство, регулируя экономические  отношения (с помощью распределительной  функции), способно усиливать или  сдерживать темпы роста производства, изменять структуру спроса и предложения, т.е. воздействует на экономику в  зависимости от ситуации в стране.

Социальная  функция проявляется в финансировании социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, образования  и т.п.

С помощью  контрольной функции, возможно, определить своевременность и полноту ресурсов, поступающих в распоряжение государства, как они распределятся и эффективно ли используются. Отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Функция обеспечения существования государства  ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата   управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

Образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов и состоит  доходной и расходной частей. Доходная часть бюджета (или - государственные  доходы) показывает, откуда поступают  денежные ресурсы для финансирования расходов государства.

Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Формирование доходной части бюджета с переходом  на рыночные отношения имеет в  основном налоговый характер и составляют около 84% бюджетного фонда государства.

Налоги  – это принудительные, безвозмездные  и обязательные платежи, которые  платят в доход государства юридические  и физические лица. Налоги подразделяются на прямые, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

К основным видам налоговых доходов относятся: налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции; таможенные пошлины, таможенные сборы  и иные таможенные платежи; государственная  пошлина в соответствии с законодательством  РФ.[ 7,c.273]

С помощью  налогов государство осуществляет решение возложенных на него функций  и задач.

Из неналоговых  же доходов основными являются следующие  виды: доходы  от имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности;  доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;  доходы от реализации государственных  запасов;  доходы от внешнеэкономической  деятельности (торговля); доходы от продажи  земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов  из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба.

Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания, но и по другим признакам, например: по социально- экономическому признаку бывают -  доходы  поступающие  от юридических лиц и от физических лиц; по признаку источников уплаты –  налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли  и налоги, относимые на себестоимость  продукции (работ, услуг) и пр.

Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными  бюджетными назначениями.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования