Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Выделим следующие задачи:
1. Изучить структуру бюджета и его функции;
2. Рассмотреть понятия профицита и дефицита бюджета, а также что такое мультипликатор сбалансированного бюджета;
3. Рассмотреть особенности балансирования бюджета в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………..4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………….10
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России……………15
Практикум……………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………….22

Файлы: 1 файл

К.№2.docx

— 58.64 Кб (Скачать)
fy">В 2007 году был впервые сформирован так  называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих  трех лет.[1]

1 июня 2009 г. на заседании президиума правительства министры подвели итоги государственных трат из федерального бюджета в 2008 году. Минфин тогда оговорился, что исполнение бюджета России с сентября 2008 года происходило в условиях мирового финансового кризиса, в результате чего наблюдалось замедление темпов экономического роста. Тем не менее в 2008 году было зафиксировано рекордное за последние 10 лет соотношение уровня расходов к ВВП страны - 18,2 процента, или 7,571 триллиона рублей. В то же время доходы составили 9,276 триллиона рублей (22,3 процента к ВВП). Таким образом, профицит обозначился на уровне 1,705 триллиона рублей. Этот показатель, кстати, с 2005 года постоянно снижался и сократился в 2008 году до минимального значения к объему ВВП - 4,1 процента (четыре года назад он составлял 7,5 процента к ВВП).

В конце  ноября 2008г. вступил в силу Федеральный  закон №204 – ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009г. и на плановый период 2010-2011 годов».

Впервые трехлетний бюджет принимается в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы станут серьезным испытанием на прочность бюджетной системы и экономики страны.

В доходах  бюджетной системы значительную долю сохраняют налоговые поступления  от экспорта нефти и газа. В 2008г. эта доля составляла 50% всех бюджетных доходов. В 2009г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета  снижается до 40%. Но возрастают кассовые расходы и в итоге бюджет 2009 г. исполнен с дефицитом 2 трлн 322,3 млрд рублей, или 5,9% ВВП.

Доходы  бюджета составили 7 трлн 337,6 млрд рублей (109,3% от общего объема, утвержденного  законом о бюджете на 2009 год).

Кассовые  расходы составили 9 трлн 660 млрд рублей (97,2% к уточненной росписи на год).

Объем ВВП в прошлом году составил 39 трлн 63,6 млрд рублей.

Нефтегазовые  доходы бюджета составили 2 трлн 984 млрд рублей (145,1% к утвержденному законом  объему), ненефтегазовые - 4 трлн 353,8 млрд рублей (93,5% к утвержденному законом  объему).[4]

По предварительным  данным дефицит бюджета на октябрь 2010 г. составляет 82 млрд. руб.[см. Прил.2]

Резервный фонд России, в котором на 1 сентября 2010 года оставалось $40,08 млрд, исчерпается в первом полугодии 2011 года. Такое мнение «Росбалту» высказал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

«Скорее всего, деньги в Резервном фонде полностью закончатся в первом полугодии 2011 года, — предполагает он. — Когда это случится, государство будет покрывать дефицит бюджета в первую очередь за счет внутренних заимствований, но не исключены и внешние».

Напомним, что источниками формирования Резервного фонда являются доходы от добычи и экспорта нефти и газа. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений в бюджет нефтегазовых доходов. До 2010 года максимальный размер фонда устанавливался на уровне 10% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП России. Но с 1 января 2010 года до 1 января 2013 года нормативная величина фонда не определяется, а нефтегазовые доходы не используются для формирования Резервного фонда, а напрямую направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Размер Резервного фонда за два года сократился на 72%, со $142,5 млрд 1 сентября 2008 года до $40,08 1 сентября 2010 года.[2]

 Премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по основным подходам к формированию бюджета на 2011-2013 годы и внесению изменений в федеральный бюджет 2010-2012 годов сказал следующее:

«Мы можем более экономно использовать средства Резервного фонда, во всяком случае, сохранить его частично», — сказал он.

Глава правительства напомнил, что федеральный  бюджет-2010 рассчитывался исходя из цены на нефть в $58 за баррель, однако по факту среднегодовая цена держится выше $70 за баррель.

«Соответственно, у нас появляются дополнительные доходы», — сказал Путин, подчеркнув, что их можно считать лишь «условно дополнительными», принимая во внимание дефицитность бюджета.

Тем не менее, по словам премьера, все это дает правительству возможность более активно продвигаться по пути решения основных финансовых вопросов. В частности дефицит бюджета будет ниже, чем в 2009 году, когда он составлял 5,9%.[5]

В федеральном  законе «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 г. объем ВВП предположительно составит 50 трлн.руб. Также прогнозируется снижение уровня инфляции и дефицита бюджета в 2012-2013 гг. 

Практикум

Рассчитать  доходы и расходы главного звена финансовой системы любой страны, если государственные расходы составляют 50 млрд ден. ед., трансферты — 20 млрд, проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд, — 10% годовых, налоговые поступления — 100 млрд ден. ед. Ответить на вопрос, дефицитен или профицитен бюджет и почему.

Решение:

Для того, чтобы ответить на вопрос дефицитен или профицитен бюджет нужно найти разницу между суммой всей доходов и расходов государства.

По условию  задачи к расходам относятся: государственные  расходы – 50 млрд. ден. ед., трансферты - средства, которые могут быть направлены на субсидирование бюджетов субъектов РФ, - 20 млрд. ден. ед., а также государственный долг – 10 % годовых от 40 млрд. ден. ед. всей суммы долга составляет 4 млрд. ден. ед.в год.

Доходы: налоговые поступления – 100 млрд. ден. ед.

Итого: 100 млрд. - (50млрд. + 20 млрд. +4 млрд.) = 26 млрд. ден. ед.

Ответ: доходы превышают расходы на 26 млрд. ден. ед. значит бюджет профицитен.

   
 
 
 

Заключение 

В любой  стране государственный бюджет –  ведущее звено финансовой системы. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты и внебюджетные фонды. Федеральный  бюджет Российской Федерации – главный  элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства. Он концентрирует  основную часть бюджетных ресурсов страны, выражает экономические отношения. Через государственный бюджет (федеральный  и региональные) мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Государственное регулирование направлено на единство бюджетной системы РФ, разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность  бюджетов, полноту отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность  использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета.

Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания  обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это  в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление их на достижение программы развития. 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. www.minfin.ru
  2. www.eeg.ru
  3. www.rg.ru
  4. www.finmarket.ru
  5. www.rosbalt.ru
  6. Курс экономической теории: учебник – Издание 5-е исп., доп. и перераб., под общей ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Кисилевой Е.А.
  7. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – 5- е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2008 – 688 с.
  8. Экономическая теория. Макроэкономика -1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Уч./ Под  общ.  ред.  заслуженного деятеля науки РФ., проф., д.э.н. Г.П. Журавлевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009 – 920 с.
  9. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям./ под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 527 с.
  10. Экономическая теория. Экспресс-курс. Учебное пособие кол. авторов, под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной,  А.Ю. Юданова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008 – 608 с.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования