Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Выделим следующие задачи:
1. Изучить структуру бюджета и его функции;
2. Рассмотреть понятия профицита и дефицита бюджета, а также что такое мультипликатор сбалансированного бюджета;
3. Рассмотреть особенности балансирования бюджета в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………..4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………….10
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России……………15
Практикум……………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………….22

Файлы: 1 файл

К.№2.docx

— 58.64 Кб (Скачать)

Расходы государственного бюджета, являясь  важной составляющей частью государственных  расходов, выражают в целом, экономические  отношения, возникающие в связи  с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Расходы в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие и капитальные.

Расходы государственного бюджета страны включают следующие основные группы: военные  расходы; расходы на социально-культурные нужд; расходы на развитие экономики; расходы на поддержание хозяйственной конъюнктуры; расходы на содержание внутренних органов; заработная плата бюджетников; выплаты процентов по государственным долгам; трансферт.

Основная  часть расходов федерального бюджета  направляется на выплаты населению, в том числе — через бюджеты  регионов и государственных внебюджетных фондов.[7, c.268] 

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 

Нормальным состоянием государственного бюджета является его сбалансированность. Когда доходы превышают расходы, образуется профицит бюджета. Когда расходы превышают доходы, образуется бюджетный дефицит.

Дефицит бюджета - это его разбалансированность. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен. Причины дефицита могут быть разные. Главной причиной бюджетного дефицита является неэффективная экономика. Также причинами дефицита являются плохая собираемость налогов, неграмотная финансовая политика государства, проводимая в стране и др.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате, как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста. Дефицит подразделяется на структурный и циклический. Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы. Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла.

В теории различают также активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Все это, в конечном счете, ведет к экономическому росту. Второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики «недоимки», которые являются следствием неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления, и он не составляет удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.[6, c.515]

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Различают следующие способы финансирования бюджетного дефицита:

  1. Кредитно-денежная эмиссия (монетаризация дефицита госбюджета, 
    которая часто вызывает сеньораж - доход, извлекаемый государством в 
    результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, 
    что порождает рост среднего уровня цен);
  2. Государственные займы у населения и центрального банка, которые 
    приводят к росту средней рыночной ставки процента, сокращая тем 
    самым инвестиции в частном секторе и уменьшает экспорт, а также 
    потребительские расходы, в результате чего образуется «эффект

    вытеснения», который, в свою очередь, уменьшает стимулирующий эффект  фискальной политики;

    3. Увеличение налоговых поступлений;

      

Теперь скажем несколько слов о профиците бюджета. В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, от конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

Таким образом, нельзя утверждать точно относительно таких финансовых явлений, как дефицит  и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительно или, наоборот, отрицательное само по себе. Возникновение дефицита и профицита  является результатом воздействия  на процесс формирования и использования  бюджетных средств одного или  нескольких факторов как экономического, так и неэкономического характера.

Существует мультипликатор сбалансированного бюджета, который показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного национального дохода на величину прироста государственных расходов и налогов, т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице. Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

            К сбалансир. бюджета =              рост   ∆  ЧНП           ,где

                                                 рост ∆ G; рост ∆ tax                                             

∆ЧНП - изменение чистого национального продукта, ∆G - изменение государственных расходов,  ∆ tах - изменение налогов. Можно записать и так:   ∆G = ∆ tах = ∆ ЧНП - если госрасходы и налоги растут на одну и ту же величину, то и равновесный ЧНП увеличивается на ту же самую величину.

Так, через  изменение налогов и государственных  расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП. Выбор сочетания указанных  регуляторов определяет эффективность  корректировки экономического развития.[6, с.527] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Балансирование  госбюджета и его особенности  в России
 

Государственный бюджет предполагает необходимость  балансирования, и современная экономическая  теория представляет три направления:

ежегодное балансирование;

балансирование за срок экономического цикла;

«функциональные финансы»

Первый  подход связан с ориентацией на ежегодную  сбалансированность бюджета. Это означает объявление его сбалансированности основной целью. Ежегодно балансируемый  бюджет на самом деле усугубляет колебание  экономического цикла, вызывает ускорение  инфляции. Это происходит потому, что  в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет  уменьшение налоговых поступлений  в государственную казну, и в  такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать  государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее  сокращение совокупного спроса и  дальнейший спад в экономике.

В противоположном  случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы  не допустить превышения доходов  над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить  расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания  инфляционной спирали.

Второй  подход основан на необходимости  сбалансирования бюджета в масштабах  экономического цикла. В период спада  правительство должно сознательно  допускать дефицит бюджета, снижая налоги и увеличивая государственные расходы. В период подъема предполагается наличие профицита, образующегося в результате увеличения налогов и сокращения государственных расходов. Профицит может быть использован для покрытия дефицита, образовавшегося в период спада.

Вместе  с тем подъемы и спады в  экономическом цикле по продолжительности  и глубине не могут быть одинаковыми  хотя бы потому, что на характер протекания восьмилетних циклов деловой активности оказывают влияния большие волны Кондратьева. В условиях повышательной волны фазы подъема более выражены и продолжительны, чем фазы спада, а в условиях понижательной волны спады дольше и глубже последующих подъемов. Поэтому в первом случае вероятнее возникновение профицита бюджета, а во втором – его дефицита.

Третий  подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к  тому, чтобы фискальная политика рассматривалась  лишь в качестве инструмента экономической  политики сбалансированного развития народного хозяйства. Сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства – это стимулирование экономического роста. В соответствии с этим подходом развитие экономики  может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что  макроэкономическая стабильность и  экономический рост автоматически  оказывают положительное воздействие  на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.[8, c.386]

Что касается состояния государственного бюджета в российской экономике, то нарастание бюджетного дефицита в 90-х годах при недостаточном стимулировании развития реального сектора вызвало быстрое увеличение государственного долга, которое привело в 1998 г. к глубокому финансовому кризису. Начало XXI в. было ознаменовано принципиальным изменением ситуации в рассматриваемой сфере: начиная с 2000 г. федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Профицит бюджета 2006 г. был одним из самых больших за последние годы — 7,5% ВВП .[9, c.447]

19 декабря  2006 г. Президент РФ подписал  Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального  бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд  руб. Уровень инфляции установлен  в размере 6,5 — 8,0 %.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный  закон 267-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2007 год», который значительно  скорректировал доходы и расходы  бюджета 2007 года. Расходы увеличивались  до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы —  до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования