Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа
Финансовая система государства представлена совокупностью четырёх основных звеньев – государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Главным звеном этой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В нём объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы.
Бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.
1.Введение.
2.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
3.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
4. Балансирование бюджета и его особенности в России.
5.Практикум.
6.Заключение.
7.Список литературы.
Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то что, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с
идеей так называемых
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:
Овладение этой политикой
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
При неизменном данном уровне инвестицией
результат действия мультипликатора сбалансированного
бюджета будет в точности равна 1. А это
означает, что объем выпуска продукции
будет увеличиваться ровно на величину
прироста правительственных расходов.
Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,
а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .
Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .
Следовательно .
А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:
. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Таким
образом, если государственные закупки
и автономные налоги увеличиваются
(сокращаются) на одну и ту же величину,
то это ведет к росту (сокращению)
совокупного дохода, причем ровно на
величину роста (сокращения) государственных
закупок и налогов.
Балансирование бюджета и его особенности в России.
В России, начиная с 2000г. наблюдается динамика профицита бюджета.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.
В РФ за
последние 15 лет в области
Первый – примерно до конца 90-х гг. – когда дефицит был нормой, его количественная мера порой весьма существенно превышала порог регулируемости. Ценой такой политики была инфляция, дефолт 1998 года и падение рейтинга России как заемщика.
Второй
– последние четыре – пять лет, когда
целью макрополитики применительно к
бюджету стало достижение профицита бюджета.
В это время положение в народном хозяйстве
страны весьма существенно улучшилось,
рейтинг России практически уже поднялся
до уровня инвестиционного.
Консолидированный бюджет РФ в 1995-2002 гг.(12)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
доходы | 437,0 | 558,5 | 711,6 | 686,8 | 1213,6 | 2097,7 | 2683,7 | 3519,2 |
расходы | 486,1 | 652,7 | 839,5 | 842,1 | 1258,0 | 1960,1 | 2419,4 | 3422,3 |
Профицит,дефицит
(-) |
-49,1 | -94,2 | -127,9 | -155,3 | -44,4 | 137,6 | 264,3 | 97,0 |
При профиците бюджета у государства доходов больше, чем расходов. Это говорит, вероятно, о достаточности финансовых ресурсов, но все-таки не об эффективности их использования.
Современный российский бюджет, развивающийся пока в «либеральном» направлении, ставит более узкие задачи, чем бюджет США, социальная и стимулирующая составляющие которого намного выше, хотя доля российского бюджета в ВВП скорее превышает американскую. Доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете США в 2001г. составляла - 9,26 %, на программу медицинского обслуживания «Медикейр» - 11,67, социальное страхование – 23,24, обеспечение доходов населения – 14,48 %. В федеральном бюджете России на 2007г. на образование предусмотрено – 5,1 %, на здравоохранение и спорт – 3,77, культуру, кинематографию и СМИ – 1,19, ЖКХ – 0,91, на социальную политику – 3,86 %.Сопоставление расходов на здравоохранение и образование в процентах к ВВП в России и развитых странах показывает, что этот индикатор намного ниже пределов глобальной национальной безопасности нашей страны: в России – 5,7 %, в США – 12,2 (2001г.), во Франции – 13,3 (2002г.), в Германии – 13,4 % (2002г.).
В бюджетной политике России приоритет отдаётся расходам на выполнение традиционных и общеадминистративных функций государства по поддержанию общественного порядка. В 2007г. на эти цели выделено – 69,4 % всех расходов федерального бюджета, в развитых странах в среднем за 1990-2002гг. – 17,0 %; на выполнение широкого спектра социальных функций государства приоритеты принципиально иные: в России – 15,0 %, в развитых странах – 70,3 %. (9; стр. 68)
Структура
федерального бюджета, логика и факторы
его формирования становятся всё
более сложными для его общественной
экспертизы и контроля над эффективностью
возрастающих объёмов денежных средств.
В федеральном бюджете 2007г. сосредотачивается
более 55 % всех ресурсов сводного финансового
баланса и свыше 65 % консолидированного
бюджета. Размер профицита бюджета, достигший
1,5 трлн. руб., более чем в два раза превышает
профицит в 2006г.(9; стр. 65)
Сводные показатели государственного бюджета РФ на 2007г
(трлн. руб.)
Ресурсы сводного финансового баланса | 12,4 |
Общий
объём доходов бюджетной |
11,7 |
Консолидированный бюджет | 10,5 |
Федеральный бюджет | 6,9 |
Расходы федерального бюджета | 5,4 |
Профицит | 1,5 |
Отчисления в Стабилизационный фонд | 1,7 |
Дефицит, млрд. руб. | 188,8 |
Благоприятная
конъюнктура на мировом рынке
энергоносителей стала фактором
роста с начала текущего десятилетия
нефтегазовых доходов намного более быстрыми
темпами по сравнению с темпами роста
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы. В этих условиях федеральный
бюджет перестал быть дефицитным, в связи
с чем отпала необходимость в крупномасштабных
государственных внешних заимствованиях
– в отличие от всего периода 1990-х гг. Бюджет
с 2000г. профицитный, причем профицит быстро
растет и в 2008г. превысит 2 трлн. руб.(10;
стр. 14)
Создаётся впечатление, что правительство страны сумело обеспечить устойчивость бюджетной системы, однако такое впечатление обманчиво. Наряду с профицитом существует дефицит, размеры которого многократно меньше. Присутствие в сводных показателях госбюджета на 2007 год противоположных по знаку бюджетных результатов объясняется особенностями счета: если из профицита бюджета вычесть средства Стабфонда, то и выявляется тот самый неожиданный дефицит. С экономической точки зрения он показывает, что бюджет не справляется со своей расходной частью без подпитки конъюнктурными доходами (КД) от экспорта нефти. Это свидетельствует о превышении бюджетных расходов над доходами в отраслях, не входящих в нефтяной сектор.
Баланс
ненефтяного, а с 2008г. ненефтегазового
бюджета – расчетный
Так, если в 2007 году от нефти и газа Россия получила доходы в 8,8% от ВВП, а в 2008 ожидается 11,2%, то в 2009-м – 9,1%(4,695 трлн. руб.), в 2010-м – 7,7%(4,526 трлн. руб.). В 2011 году нефтегазовые доходы составят уже 6.9% ВВП (4,637 трлн. руб.). Кудрин отметил, что в связи со снижением нефтегазовых доходов стране придется сокращать свои расходы после 2008 года. «Это рубеж, когда надо быть более экономными, более умеренными в приросте расходов, собственно сокращать расходы», - сказал вице-премьер.(14)
При обсуждении бюджетной политики в условиях внешней зависимости ключевое значение имеет понятие структурного баланса – разность между бюджетным балансом и конъюнктурными доходами. Величина структурного баланса показывает, как текущий уровень расходов соотносится со средним уровнем доходов, то есть представляет собой фундаментальную характеристику бюджетной политики с точки зрения среднесрочной перспективы. В среднем за длительный период величина структурного баланса равна величине бюджетного баланса в обычном смысле.
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования