Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система государства представлена совокупностью четырёх основных звеньев – государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Главным звеном этой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В нём объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы.
Бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

Оглавление

1.Введение.
2.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
3.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
4. Балансирование бюджета и его особенности в России.
5.Практикум.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по эт.doc

— 235.50 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

Кафедра _____________________ 

Факультет__________________  Специальность___________________

                                          (направление) 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине ______________________________________

____________________________________________________ 

Тема _______________________________________________

_____________________________________________________ 
 
 
 
 
 

Студент__________________________

                     (Ф.И.О.)

Курс________      № группы _________

Личное дело № ___________________

Преподаватель ___________________

                         (Ф.И.О.) 
                     
                     
                     

Уфа– 2011 

Содержание:

1.Введение.

2.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.

3.Профицит и  дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

4. Балансирование  бюджета и его особенности  в России.

5.Практикум.

6.Заключение.

7.Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Финансовая  система государства представлена совокупностью четырёх основных звеньев – государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Главным звеном этой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В нём объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы.

     Бюджет  представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным  образом с помощью налогов  и расходуемый государством для решения своих задач.

     В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на повышение нормы накопления, ускорения  темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование  темпов обновления и расширения основного капитала.

В условиях современной НТР резко возросла роль человеческого фактора, что  требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы - просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам.

В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств
        
Основная цель работы рассмотреть механизм формирования доходной и расходной частей федерального бюджета РФ, изучить особенности использования государственного бюджета в качестве инструмента государственного регулирования  и выявить особенности балансирования госбюджета в Российской Федерации.

Актуальность  данной темы ещё более вырисовывается на фоне экономического финансового кризиса, охватившего весь мир. Как Россия переживет этот кризис?

Для достижения цели работы необходимо решить следующие  задачи:

     1. Дать характеристику государственному  бюджету, его структуре и основным  макроэкономическим функциям;

     2. Рассмотреть профицит и дефицит  бюджета, мультипликатор сбалансированного  бюджета;

     3. Проанализировать балансирование  госбюджета и его особенности  в России;

     4. Сделать соответствующие выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.

     Центральное место в финансовой  системе  любого  государства   занимает

государственный бюджет - имеющий силу  закона  финансовый  план  государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

 Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.  
Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).(4; стр. 422)

     Государственный бюджет – это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия.(1; стр.203)

     В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим  орудием распределения и перераспределения  национального дохода. Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов.        Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности и зависит она от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов. В федеративных государствах она состоит  из трех звеньев – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

  • бюджеты городских и сельских поселений.

     Местные бюджеты. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Совокупность  бюджета субъекта Российской Федерации  и бюджетов входящих в него муниципальных  образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 88 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке.

       
Основное назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей распределительной задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся (6; стр.402):

     1.Контрольная  функция. Бюджет позволяет контролировать действия исполнительной власти. Осуществляется контроль в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата, налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, центральный банк), со стороны вышестоящей организации. В странах с развитыми демократическими традициями особое значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нём законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно чётко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

     2. Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными. 
3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов.

  Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных  сил, здравоохранения, образования, выплаты  социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов.

     Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием.

  Структура государственного  бюджета

     Госбюджет как единый государственный план государства состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной и расходной.

Доходы Расходы
  • Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др.
  • Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др.
  • Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов
  • Прочие доходы
  • Финансирование экономики
  • Социально-культурные и целевые программы
  • Оборона
  • Управление
  • Трансферты
  • Кредиты и помощь другим государствам
  • Платежи по государственному долгу
 

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти  РФ соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Оценка  состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. Целевой характер использования бюджетных ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом. Если в ходе составления этого основного финансового плана страны государство устанавливает приоритетность и объемы удовлетворения тех или иных общественных потребностей, исходя из реальной социально-экономической ситуации, то принцип целевого использования бюджетных ресурсов также способствует повышению эффективности бюджетных расходов.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования