Государственные организации по защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 01:18, реферат

Краткое описание

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Становление законодательства о защите прав потребителей…...4
Глава 2. Государственные организации по защите прав потребителей…………………………………………………………………11
2.1 Государственная защита прав потребителей……………………..……11
2.2 Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации……………………………………………………………….14
2.3 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области………....18
Заключение…………………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………….…21

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.89 Кб (Скачать)

1) проведение мероприятий, связанных с контролем, проверки  соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями  или уполномоченными индивидуальными  предпринимателями, импортерами) обязательных  требований законов и иных  нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области  защиты прав потребителей, а также  обязательных требований к товарам (работам, услугам);

2) выдачу в пределах  полномочий, предусмотренных законодательством  РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям  или уполномоченным индивидуальным  предпринимателям, импортерам) о прекращении  нарушений прав потребителей, необходимости  соблюдения обязательных требований  к товарам (работам, услугам);

3) в установленном законодательством  РФ порядке принятие мер по  приостановлению производства и  реализации товаров (выполнения  работ, оказания услуг), которые не  соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком  годности), и товаров, на которые  должен быть установлен, но не  установлен срок годности, по  отзыву с внутреннего рынка  и (или) от потребителя или потребителей  товаров (работ, услуг), которые не  соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

4) направление в орган, осуществляющий лицензирование  соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов  о нарушении прав потребителей  для рассмотрения вопросов о  приостановлении действия или  аннулировании соответствующей  лицензии в установленном законодательством  РФ порядке;

5) направление в органы  прокуратуры, другие правоохранительные  органы по подведомственности  материалов для решения вопросов  о возбуждении уголовных дел  по признакам преступлений, связанных  с нарушением установленных законами  и иными нормативными правовыми  актами РФ прав потребителей;

6) обращение в суд с  заявлениями в защиту прав  потребителей, законных интересов  неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о  ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении  деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального  предпринимателя) за неоднократное  или грубое нарушение установленных  законами и иными нормативными  правовыми актами РФ прав потребителей.

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" уполномоченные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Эти организации дают также разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждают положение о порядке рассмотрения ими дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Закон устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию соответствующих органов исполнительной власти и их должностных лиц обязан представить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную необходимую информацию (ст. 41 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие федеральные органы исполнительной власти:

1) Федеральная служба  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека;

2) Министерство внутренних  дел РФ;

3) Федеральное агентство  по техническому регулированию  и метрологии;

4) иные федеральные органы  исполнительной власти, осуществляющие  контрольно-надзорные функции.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено Постановлением Правительства РФ  от 30 июня 2004 г. № 322.

Согласно указанному Положению Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение  необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в  том числе научных исследований  по вопросам осуществления надзора  в установленной сфере деятельности;

2) давать юридическим  и физическим лицам разъяснения  по вопросам, отнесенным к компетенции  Службы;

3) запрашивать и получать  сведения, необходимые для принятия  решений по отнесенным к компетенции  Службы вопросам;

4) привлекать в установленном  порядке для проработки вопросов  установленной сферы деятельности  научные и иные организации, ученых  и специалистов;

5) пресекать факты нарушения  законодательства РФ в установленной  сфере деятельности, а также применять  предусмотренные законодательством  РФ меры ограничительного, предупредительного  и профилактического характера, направленные на недопущение  и (или) ликвидацию последствий нарушений  юридическими лицами и гражданами  обязательных требований в установленной  сфере деятельности;

6) осуществлять контроль  деятельности территориальных органов  Службы и подведомственных организаций;

7) создавать совещательные  и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной  сфере деятельности (п. 6 Положения  о Федеральной службе по надзору  в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека).

2.2 Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей". В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

1) рассматривать жалобы  потребителей, консультировать их  по вопросам защиты прав потребителей;

2) обращаться в суды  в защиту прав потребителей (неопределенного  круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг).

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления самостоятельно формируют в составе местных администраций структуры по защите прав потребителей (службы, отделы) или возлагают эти обязанности на работников других структурных подразделений.

Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей реализуются ими в соответствии с Федеральным законом         № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Если структура администрации не позволяет иметь самостоятельное подразделение, то работа по защите прав потребителей возлагается на конкретных работников других подразделений местных администраций. В случае, если такое возложение обязанностей невозможно, то в штатном расписании муниципального образования можно предусмотреть должность специального уполномоченного.

Конечно, органы местного самоуправления не могут самостоятельно решать все вопросы по защите прав потребителей, поэтому в своей работе они обязательно сотрудничают с различными организациями, например с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов РФ, некоммерческими общественными объединениями потребителей и т.д.

Итак, давайте же посмотрим, как осуществляется защита прав потребителей органами местного самоуправления. Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей") органы местного самоуправления:

1) рассматривают письменные  и устные обращения и заявления  потребителей;

2) консультируют их по  вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям  в восстановлении их нарушенных  прав, в том числе и при составлении  исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с  целью выявления условий, ущемляющих  права потребителей;

5) обращаются в суды  в защиту прав потребителей (неопределенного  круга потребителей).

Этим же пунктом Методических рекомендаций предусмотрено, что заявления потребителей должны рассматриваться в срок не более месяца. В случаях, когда для рассмотрения заявления необходимы проведение экспертизы, востребование дополнительных материалов и т.д., сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц.

Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при необходимости проводят проверки хозсубъектов.

В случае подтверждения нарушений в соответствии с установленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:

1) разъясняют потребителям  их права, помогают в составлении  претензий к хозяйствующим субъектам  по выявленным фактам нарушений  законодательства о защите прав  потребителей. Претензия вручается  адресату лично с отметкой  о вручении либо отсылается  по почте заказным письмом  с уведомлением. У потребителя  должна оставаться копия претензии;

2) проводят работу с  хозяйствующими субъектами в  целях устранения нарушений в  добровольном порядке, разъясняют  их обязанности и установленные  Законом РФ "О защите прав  потребителей" последствия несоблюдения  норм настоящего Закона;

3) по фактам выявления  товаров (работ, услуг) ненадлежащего  качества, а также опасных для  жизни, здоровья, имущества потребителей  и окружающей среды составляют  акты о выявленных нарушениях  и незамедлительно извещают об  этом федеральные органы исполнительной  власти, осуществляющие контроль  качества и безопасности продукции  и услуг;

4) помогают потребителям  составлять исковые заявления  в суд либо самостоятельно  предъявляют иски в защиту  прав конкретного потребителя  или о признании действия продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", если с заявлением в защиту прав потребителей выступают органы местного самоуправления, а суд вынес решение о взыскании с изготовителя, продавца, исполнителя, нарушившего права потребителя, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются соответствующему органу местного самоуправления. При этом важно, чтобы орган местного самоуправления заявил требование о взыскании такого штрафа с хозяйствующего субъекта;

5) обращаются за консультациями  в соответствующие органы или  передают им на рассмотрение  материалы по конкретным нарушениям  законодательства о защите прав потребителей (п. 2.2 Методических рекомендаций).

Также Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей закреплено, что представители органов местного самоуправления могут привлекаться к участию в работе комиссии по изъятию из продажи недоброкачественной или опасной для потребления и окружающей среды продукции.2

 

2.3 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.3

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 733 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области», с изменениями, внесенными приказом Роспотребнадзора от 11.02.2013 № 60.

В состав Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области входят 13 территориальных отделов

В структуру центрального аппарата Управления Роспотребнадзора по Ростовской области входят 15 отделов, из которых 10 осуществляют функции по контролю и надзору:

  • отдел надзора за питанием населения;
  • отдел надзора за условиями воспитания и обучения;
  • отдел надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания;
  • отдел надзора за условиями труда;
  • отдел надзора за радиационной безопасностью;
  • отдел защиты прав потребителей;
  • отдел эпидемиологического надзора;
  • отдел надзора на транспорте и санитарной охраны территории;
  • отдел юридического обеспечения;
  • отдел регистрации и лицензирования. 
    Пять отделов обеспечивают деятельность Управления:
  • отдел организации деятельности;
  • отдел кадров и государственной службы;
  • отдел социально-гигиенического мониторинга;
  • отдел бухгалтерского учета и отчетности;
  • планово-экономический отдел.

Информация о работе Государственные организации по защите прав потребителей