Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 01:18, реферат
Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Становление законодательства о защите прав потребителей…...4
Глава 2. Государственные организации по защите прав потребителей…………………………………………………………………11
2.1 Государственная защита прав потребителей……………………..……11
2.2 Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации……………………………………………………………….14
2.3 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области………....18
Заключение…………………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………….…21
1) проведение мероприятий,
связанных с контролем, проверки
соблюдения изготовителями (исполнителями,
продавцами, уполномоченными организациями
или уполномоченными
2) выдачу в пределах
полномочий, предусмотренных
3) в установленном
4) направление в орган,
осуществляющий лицензирование
соответствующего вида
5) направление в органы
прокуратуры, другие правоохранительные
органы по подведомственности
материалов для решения
6) обращение в суд с
заявлениями в защиту прав
потребителей, законных интересов
неопределенного круга
В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" уполномоченные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Эти организации дают также разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждают положение о порядке рассмотрения ими дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Закон устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию соответствующих органов исполнительной власти и их должностных лиц обязан представить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную необходимую информацию (ст. 41 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие федеральные органы исполнительной власти:
1) Федеральная служба
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
2) Министерство внутренних дел РФ;
3) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
4) иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.
Согласно указанному Положению Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) организовывать проведение
необходимых исследований, испытаний,
экспертиз, анализов и оценок, в
том числе научных
2) давать юридическим
и физическим лицам
3) запрашивать и получать
сведения, необходимые для принятия
решений по отнесенным к
4) привлекать в установленном
порядке для проработки
5) пресекать факты нарушения
законодательства РФ в
6) осуществлять контроль
деятельности территориальных
7) создавать совещательные
и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) в установленной
сфере деятельности (п. 6 Положения
о Федеральной службе по
2.2 Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей". В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
1) рассматривать жалобы
потребителей, консультировать их
по вопросам защиты прав
2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг).
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления самостоятельно формируют в составе местных администраций структуры по защите прав потребителей (службы, отделы) или возлагают эти обязанности на работников других структурных подразделений.
Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей реализуются ими в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Если структура администрации не позволяет иметь самостоятельное подразделение, то работа по защите прав потребителей возлагается на конкретных работников других подразделений местных администраций. В случае, если такое возложение обязанностей невозможно, то в штатном расписании муниципального образования можно предусмотреть должность специального уполномоченного.
Конечно, органы местного самоуправления не могут самостоятельно решать все вопросы по защите прав потребителей, поэтому в своей работе они обязательно сотрудничают с различными организациями, например с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов РФ, некоммерческими общественными объединениями потребителей и т.д.
Итак, давайте же посмотрим, как осуществляется защита прав потребителей органами местного самоуправления. Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей") органы местного самоуправления:
1) рассматривают письменные
и устные обращения и
2) консультируют их по
вопросам защиты прав
3) оказывают помощь потребителям
в восстановлении их
4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;
5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Этим же пунктом Методических рекомендаций предусмотрено, что заявления потребителей должны рассматриваться в срок не более месяца. В случаях, когда для рассмотрения заявления необходимы проведение экспертизы, востребование дополнительных материалов и т.д., сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц.
Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при необходимости проводят проверки хозсубъектов.
В случае подтверждения нарушений в соответствии с установленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:
1) разъясняют потребителям
их права, помогают в составлении
претензий к хозяйствующим
2) проводят работу с
хозяйствующими субъектами в
целях устранения нарушений в
добровольном порядке, разъясняют
их обязанности и
3) по фактам выявления
товаров (работ, услуг) ненадлежащего
качества, а также опасных для
жизни, здоровья, имущества потребителей
и окружающей среды составляют
акты о выявленных нарушениях
и незамедлительно извещают об
этом федеральные органы
4) помогают потребителям
составлять исковые заявления
в суд либо самостоятельно
предъявляют иски в защиту
прав конкретного потребителя
или о признании действия
5) обращаются за консультациями
в соответствующие органы или
передают им на рассмотрение
материалы по конкретным
Также Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей закреплено, что представители органов местного самоуправления могут привлекаться к участию в работе комиссии по изъятию из продажи недоброкачественной или опасной для потребления и окружающей среды продукции.2
2.3 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.3
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 733 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области», с изменениями, внесенными приказом Роспотребнадзора от 11.02.2013 № 60.
В состав Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области входят 13 территориальных отделов
В структуру центрального аппарата Управления Роспотребнадзора по Ростовской области входят 15 отделов, из которых 10 осуществляют функции по контролю и надзору:
Информация о работе Государственные организации по защите прав потребителей