Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:05, курсовая работа
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему
мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная
ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения
государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное
и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного
вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических
воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного
государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до
крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной
может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного
предпринимательства.
расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития
образования, здравоохранения.
Система сбыта регулируется через государственные закупки и через
потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной
экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка,
поскольку
стимулирует рост совокупного спроса.
2.6 Регулирование рынка труда
Важная роль отводится
котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее
найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального
роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в
разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика
безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и
предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством
принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков,
вводятся
системы иммиграционного
в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой
сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
2.7 Обеспечение социальной защиты
Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для
развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики
перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и
социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в
результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры
доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди,
не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие,
нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства,
они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов.
Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В
обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти
рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной
фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума
доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение
доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их
содержание становится заботой государства, а не рынка.
Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в
перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного
механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право
человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми
рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось
немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными
социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В
результате расширились экономические функции государства, активно
включившегося в перераспределение доходов.
Государство гарантирует
инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим,
осуществляет
индексацию фиксированных доходов
в связи с ростом цен и т.д.
2.8 Сохранение и улучшение
В рыночной экономике
улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную
экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую
безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред
здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на
восстановление разрушенной природной среды.
2.9 Региональная политика
Государство проводит
при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных,
демографических
и прочих нерыночных факторов.
2.10 Реализация национальных интересов
Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает
проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль
над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на
валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство,
пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную
политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу
предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни,
стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических
результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного
обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных
преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки,
производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным
для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты,
контроль
внешнеэкономической
системы, и многие другие. Это так называемые классические функции
государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в
рыночную экономику.
Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием
общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в
его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни
возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов:
установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания
человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени
отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице,
различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации
на школьное обучение и т.д.
К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные
интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно
является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов,
социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации
контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней
политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и
организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен
быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например
ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным
транспортом, связью и др.
В последнее время
государственного регулирования различным институтам гражданского общества -
ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными
структурами.
Ни одна из всех
своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм
осуществления функций государства в рыночной экономике.
Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем
ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять
производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами,
прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в
технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую
социальную защищенность населения без учета реальных возможностей
экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура
производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от
развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни
народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение
пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно
становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от
чрезмерной
государственной активности.
2.11 Основные направления
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности
государства являются:
1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что
предполагает регулярную
профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание