Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему
мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная
ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения
государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное
и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного
вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических
воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного
государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до
крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной
может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного
предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Реферат по эт.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     бездефицитной  системы  государственных   финансов  и  др.  В  странах,

     вставших на путь восстановления  рыночного хозяйства, государству  также

     приходится формировать многосекторную  экономику, демонтировать  звенья

     административно-командного   управления,   образовывать    действенную

     систему экономических регуляторов и много другое.

   2. Выполнение функций, очерченных  минимально необходимыми  и   максимально

допустимыми границами вмешательства государства  в экономику. В решении  этих

экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою  несостоятельность

или неэффективность.

    3.  Разработка,  принятие  и   организация   выполнения   хозяйственного

законодательства,     т.е.     правовой     основы      предпринимательства,

налогообложения, банковской системы и др. 

     Глава 3. Методы государственного  регулирования рыночной экономики. 

              3.1 Требования к методам регулирования  экономики

    Государство  выполняет  свои  функции,  применяя  различные  методы,  к

которым рыночная система предъявляет следующие  требования:

    Во-первых, исключаются любые действия  государства, разрывающие рыночные

связи.   Недопустимы,   например,   тотальное   директивное    планирование,

натуральное распределение производственных ресурсов и предметов  потребления

(фонды,  талоны, купоны  и  т.д.),  всеобщий  административный  контроль  над

ценами  и  т.п.  Отсюда  не  следует,  что  в  условиях  рыночной  экономики

государство снимает с себя всякую  ответственность,  допустим  за  уровни  и

динамику  цен.  Напротив,  государство  внимательно  следит  за  ценами   и,

опираясь  главным образом на экономические   методы управления, старается  не

допустить их бесконтрольного инфляционного роста,  причем  имеет  для  этого

гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

    Во-вторых, влиять на рынок в   основном  экономическими  методами.  Если

государство полагается исключительно  на  административные  методы,  то  оно

способно  разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не  означает,  что  в

рыночном  хозяйстве административные методы не имеют право на  существование,

в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

    В-третьих, экономические регуляторы не должны  ослаблять  или  заменять

рыночные  стимулы, их следует применять по правилу  «не  мешай  рынку».  Если

государство игнорирует это требование,  не  обращает  внимание  на  то,  как

действие  регуляторов  отражается  на  механизме  рынка,  последний  начинает

давать  сбои. 

                    3.2 Воздействие на рыночный механизм 

    Государство оказывает воздействие  на рыночный механизм через:  1)  свои

расходы,  2)   налогообложение,   3)   регулирование,   4)   государственное

предпринимательство.

    Государственные  расходы   считаются  одним   из   важных   инструментов

макроэкономической  политики. Они влияют на распределение  как дохода,  так  и

ресурсов.  Крупными  статьями  являются  расходы  на  оборону,  образование,

социальное  обеспечение.

    Существенный элемент расходов  – трансфертные  платежи.  Сюда  относятся

различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности,  на  ребенка,

на поддержание  дохода), пенсии по старости, ветеранам  войн.  Но  возможности

использования трансфертных платежей как канала перераспределения  доходов  не

беспредельны. Значительное увеличение размеров  и  продолжительности  выплат

пособий по безработице или  пособий  малоимущим  слоям  населения  ослабляет

стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на  экономику,  но  и  на

социальную  атмосферу  в  обществе.   Политика   перераспределения   доходов

призвана  сократить разрыв в уровнях жизни  высоко-  и  низко  доходных  групп

населения, но лишь в той  мере,  которая  не  угрожает  подавлением  деловой

активности.

    Другим   важным   инструментом   государственной   политики    является

налогообложение.  В  США,  например,  налоги  составляют  около   1/3   всей

стоимости производимых  товаров  и  услуг  в  течение  года.  Налоги  играют

значительную  роль   в   перераспределении   доходов.   Однако   возможности

увеличения  налоговой прогрессии весьма  ограничены.  Значительное  повышение

прогрессивности  налогообложения  подрывает  стимулы  к  получению   высоких

доходов,  а  тем самым к высокопроизводительному труду и   инвестициям,

поощряет  утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на  развитии

национальной  экономики.

    Государственное регулирование  способствует  формированию  хозяйственных

связей  и  пропорций,  координированию  экономических  процессов  и   увязке

частных и общественных интересов. (В США  существует  более  100  федеральных

агенств,  занимающихся  проблемами  и  практикой  регулирования  экономики).

Государственное   регулирование   осущестляется   в   различных   формах   –

законодательной, налоговой кредитной, субвенционной.  Законодательная  форма

означает, что принимаются специальные  законодательные  акты,  обеспечивающие

относительно  равные  возможности  для  соперничества,  расширяющие  границы

конкуренции,  препятствующие  развитию   монополизированного   производства,

установлению  непомерно высоких цен.

    Примером законодательной формы  регулирования  является  антимонопольное

законодательство. В США, например, оно осуществляется с 1890 г.,  с момента

принятия  “Закона   Шермана”,   дополненного   впоследствии   рядом   других

государственных актов.  Антимонопольное  (антитрестовское)  законодательство

направлено  на противодействие  монополизации  экономики,  на  стимулирование

конкуренции.  За   нарушение   антитрестовского   законодательства   в   США

предусмотрена  уголовная  и  гражданская  ответсвенность.  Она  предполагает

штраф до 1 млрд. $ с корпорации,  до  100  тыс.  $  с  должностного  лица  и

тюремное  заключение до трех  лет.  Антитрестовское  управление  министерства

юстиции США направляло приблизительно 80 уголовных  дел в  год  (80-е  годы).

На    международном    уровне    конкуренция    регулируется    специальными

межгосударственными    соглашениями,    документами    Комиссии    ООН    по

промышленности  и торговле, Европейского Экономического Сообщества  и  других

организаций.

    Налоговая и кредитная формы  регулирования предусматривают  использование

налогов и кредитов в целях воздействия  на национальный  объем  производства.

Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство  воздействует на сужение  или

расширение  производства,  на  инвестиционные  решения.   Варьируя   условия

кредитования,  государство  влияет  на  уменьшение  или  увеличение   объема

производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы,  при

этом   повышаются   процентные   ставки    и   соответственно    сокращается

производство. Скупая же ценные бумаги,  государство  увеличивает  банковские

резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

    Субвенционная   форма   регулирования    предполагает    предоставление

государственных   субсидий   или   налоговых   льгот   отдельным   отраслям,

предприятиям  (главным  образом  таким  отраслям,  как  сельское  хозяйство,

добывающая  промышленность, судостроение, транспорт). Доля  субвенции  в  ВНП

развитых  стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые  ставки,

государство тем  самым  изменяет  распределение  ресурсов,  и  субсидируемые

отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном  случае

они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

    Некоторые западные экономисты  считают, что субвенции нарушают  действие

рыночного механизма, препятствуют  адекватному  распределению  экономических

ресурсов, тормозят реагирование рынка на  изменение  издержек  и  количества

произведенной продукции на стороне предложения.

    Государственное  предпринимательство,  как  правило,  осуществляется  в

областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или  же

в которых  требуются огромные инвестиции и  риск. Государственные  предприятия

занимают  существенные позиции  в  таких  отраслях,  как  энергетика,  черная

металлургия, транспорт,  связь.  Доля  государственного  предпринимательства

варьируется в различных  странах,  но  в  названных  отраслях  она  довольна

весома. 
 
 

                                 Заключение 

    Изучение данной темы дает  обильную пищу для  размышлений.  Очень  часто

государство  является  первопричиной  изменений   экономического   поведения

предпринимателей.  Для  сглаживания  социальных  противоречий  связанных   с

производством и  распределением  экономических  благ  используется  активная

Информация о работе Государственное регулирование