Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий.
Важным
понятием с этой точки зрения является
понятие «единый
Эти обстоятельства необходимо отразить при доработке законодательства о естественных монополиях.
3.2
Подходы к разработке
Важность
реформирования естественных монополий
очевидна, так как, реформирование естественных
монополий может способствовать
повышению предпринимательской
активности, улучшению инвестиционного
климата. Важность реформирования естественных
монополий связана с ростом издержек
на вырабатываемую продукцию, который
становятся обоснованием для повышения
уровня тарифов естественных монополий,
непрозрачностью информации, непрофильными
активами, что снижает капитализацию
таких компаний и увеличивает
затраты на привлечение инвестиций.
Нередко можно слышать
В сфере реформирования естественных монополий необходимо обеспечить решение двух основных задач, рисунок 22:
| ||||||
Рисунок
22 - Основные задачи в сфере реформирования
естественных монополий
Предполагается принять нормативные правовые акты, обеспечивающие недискриминационный, прозрачный и максимально регламентированный доступ к инфраструктуре во всех секторах естественных монополий. Одновременно будет обеспечено создание механизмов, стимулирующих снижение издержек и рост эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий.
В развитии и обновлении инфраструктуры государство в существенной степени будет ориентироваться на частный капитал. Будут обеспечены конкурентоспособные условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, прежде всего, за счет новой тарифной политики. Долгосрочные тарифы будут гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Уровень тарифа будет увязан с качеством оказываемых услуг. Регулятор будет экономически стимулировать инфраструктурные компании к снижению издержек.
При
реформировании естественных монополий
надо учесть недавний опыт проведения
реструктуризации в странах Центральной
и Восточной Европе: процессы реструктуризации
имеют определенную последовательность.
И проведение реструктуризации в
российских компаниях стало в
большей степени напоминать процессы
в этих странах. На начальной стадии
процессов реструктуризации исследовались
конкурентоспособность, производственные
возможности и
На
первой стадии необходимы варианты реформирования
по отдельным компаниям-
Прежде
чем реформировать необходимо, удостовериться,
что выгоды перекрывают издержки
и риски. Поэтому раздел должен содержать
анализ рисков, связанных с реформированием
естественных монополий. Реформирование
компаний-монополий, выделение структурных
подразделений, способных действовать
в условиях конкурентного рынка
(добыча газа, ремонт скважин), должно сопровождаться
упорядочиванием условий и
Разработку
проектов преобразований естественных
монополий и ранее поручали руководству
самих этих монополий. Реформу газового
хозяйства разрабатывал Газпром, железных
дорог – Министерство транспорта,
электроэнергетики –
Следует
помнить о сложности дальнейшей
реализации задачи по разделению компаний-монополий.
Решение, которой возможно при обеспечении
прозрачности условий приватизации
(продажи) активов, их разукрупнения
и поэтапного дерегулирования соответствующих
секторов. Необходимо начинать с финансового
оздоровления нынешних структурных подразделений
компаний-монополий, наведения порядка
в их финансовой отчетности, отсечения
структур, занятых в непрофильной деятельности
и т.п. Определить возможность реализации
реформы с точки зрения изменения нормативной
базы, оценить возможные реакции на те
или иные меры, как реформирование естественных
монополий приведет к инновационному
социально ориентированному типу экономического
развития задача экспертной группы.
3.3
Прогноз тарифной
политики субъектов
естественных монополий
Инвестиционные
программы субъектов
В условиях кризиса при общем падении совокупного спроса инвестиции естественных монополий будут благоприятно сказываться на экономике – поддерживать строительную индустрию и обслуживающие ее отрасли, сдерживать безработицу и снижение реальных доходов населения, что позитивно отразится как на доходах, так и на расходах бюджета. Сокращение инвестиций в инфраструктурные проекты, доля которых в общем объеме капитальных вложений составляет, по оценке, на 2009 год 27,2%, может негативно сказаться на экономической динамике российской экономики в период выхода из мирового кризиса.
Субъекты
естественных монополий в меньшей
степени страдают от кризиса, чем
остальные отрасли экономики
в силу относительной стабильности
спроса на реализуемые товары и услуги
и снижения стоимости закупаемого
топлива, строительных работ, материалов
и оборудования по сравнению с
их запланированной стоимостью. Субъекты
естественных монополий, за исключением
генерации электрической
Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись, исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и минимально необходимого объема инвестиций.
Также
учитывалась необходимость
Исходя из вышеуказанных факторов, рост регулируемых оптовых цен на газ на 2010-2012 годы предполагается в размере 15% в год (с января) для всех категорий потребителей, кроме населения. Для населения планируется проводить повышение цен два раза в год: на 5% с 1 января и на 15% с 1 апреля.
В отличие от 2009 года, повышение регулируемых цен для промышленных потребителей будет осуществляться один раз в год. В среднем за год рост цен составил в 2010 году – 26,5%, а в 2011-2012 годах – 15 процентов. При этом внутренние цены на газ будут существенно ниже, чем цены поставки за пределы России. Так, в 2012 году оптовая цена на газ без учета НДС составит 82 и 85 долларов США по вариантам 1а и 1b, что соответственно в 2,5-3 раза ниже предусматриваемых контрактных цен поставки за рубеж. Рост цен на газ для населения представлен на рисунке 23:
Рисунок 23 - Рост цен на газ для населения за 2010-2012 гг.
Вместе с тем рост цен на газ, поставляемый для населения, не окажет существенного прямого влияния на рост тарифов на услуги ЖКХ и инфляцию в связи с низкой долей затрат в расходах населения (оплата газоснабжения составляет около 6% и 0,4-0,5% в корзине оплаты услуг ЖКХ и потребительской корзине в целом). Основное влияние роста цена на газ на рост тарифов на услуги ЖКХ будет происходить в связи с повышением цен на электрическую и тепловую энергию. Рост цен на газ в среднегодовомвыражении приведет к следующему росту прямых затрат (не учитывая косвенных затрат, связанных с ростом цен на другие товары и услуги):
Таблица 4 - Рост прямых затрат в среднегодовом выражении, в %:
Год | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Электроэнергетика | 2,6% | 4,6% | 3,1% | 3,4% |
Теплоэнергетика | 6,3% | 10,7% | 7,2% | 7,4% |
Также
планируется продолжить работу по ликвидации
перекрестного субсидирования в
газораспределении и сбыте
Кроме того, будет продолжено поэтапное изменением подходов к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам в части введения единой зависимости изменения стоимости газа, с учетом стоимости транспортировки, от расстояния транспортировки (расстояния от территории добычи газа до региона потребления газа). Это отразится на несколько более высоком относительно среднего уровня росте цен на газ для ряда регионов.
Предполагается,
что к 2011 году произойдет полная либерализация
рынка электроэнергии, за исключением
отпуска электроэнергии населению
и в неценовых зонах и
|
| |||||||