Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий.

Файлы: 1 файл

курсовик скач эт.docx

— 421.18 Кб (Скачать)
 

  Рисунок 2 - Типы естественных монополий 

  Рождение  природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где  располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение  использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает  регулирующего вмешательства государства  в деятельность такого монополиста).

  Технико-экономические  монополи можно называть монополиями, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением  эффекта масштаба.

  Монополия на стороне спроса (на рынке выступает  один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному  продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

  Современная рыночная экономика регулируется с  помощью экономических (косвенных) и административных методов. При  постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают  экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

  К экономическим относят следующие методы, рисунок 3: 

  Экономические методы регулирования экономики
  
 

 

       
   
 

  Рисунок 3 – Экономические методы регулирования экономики

  Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и  выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

  а) операции па открытом рынке, т. е. на рынке  правительственных ценных бумаг;

  б) политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

  в) изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном  банке (без процентов).

  Финансовой  политикой называются мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений  деятельности государства: бюджетной  политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области  налогов и государственных расходов).

  Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

  а) краткосрочные программы, разрабатываемые  на срок от одного года до трех лет;

  б) среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет;

  в) долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

  По  объектам государственного программирования подразделяются следующие программы, рисунок 4:

    

  Рисунок 4 – Объекты государственного программирования

  Общегосударственные программы содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры  экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование  деятельности государственного сектора  и частных фирм.

  Региональные  программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В некоторых  странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование.

  Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных  исследований, а также поддержку  отдельных групп населения.

  Отраслевые  программы направлены на развитие отдельных  отраслей.

  Чрезвычайные  программы разрабатываются в  тех случаях, когда экономика  находится в кризисном состоянии  вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения  военных действий.

  Государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как  в командной экономике. Частный  сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает  сильную поддержку за счет экономических  и социальных ресурсов всего общества.

  Как уже отмечалось выше, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

  Административным  методам регулирования экономики  изображены на рисунке 5:

                   
   
  Административные  методы регулирования экономики
  
 
                   
       
                   
 
  запрещение
  
 
  разрешение
  
 
  принуждение
  
 

  Рисунок 5 – Административные методы регулирования  экономики 

  Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

  Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

  Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

  Административные  методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т.д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении  контроля за их соблюдением.

  Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется, или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

  Реализация  целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного механизма (как  это исторически сложилось) выступают  финансовая (фискальная) и денежно-кредитная  политика. В качестве общих принципов  использования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты:

  а) Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.

  б) Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания  применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут  заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

  в) Стремление к достижению максимального  эффекта в процессе использования  регулирующего механизма предполагает четкое знание его структуры. Как  известно, принято выделять в системе  государственного регулирования две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).

  г) К экономическим инструментам относят  те действия государства, которые имеют  не столько предписывающий, сколько  воздействующий характер. Речь идет о  методах влияния, например, на аспекты  рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации  капитала, социальные, структурные  и региональные элементы экономики).

  д) Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

  е) Существует и другая классификация  регулирующих мер. Их можно разделять  на прямые и косвенные методы, воздействия  на экономику.

  Методы  прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны  государства, при котором поведение  субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом  выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние  ни налогового законодательства. В  каждой стране законом предписана обязанность  юридических и физических лиц  на безвозмездную передачу части  получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен  также порядок расчета амортизационных  отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают  и таможенные процедуры правительства.

  Методы  косвенного воздействия проявляются  в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые  соответствуют целям экономической  политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование  центральным банком величины учетной  ставки, а также - модуляцию налоговых  ставок.

  Оба метода воздействия на экономику  не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов  регулирования, в то время как  при использовании денежно-кредитной  политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России