Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы:  
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории;  определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий.
В 2010 году деятельность Министерства была направлена на повышение публичности, прозрачности и прогнозируемости на долгосрочный период инвестиционных программ ключевых инфраструктурных монополий. Результатом этого является сокращение доли средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.
Основные задачи на 2011 год – разработка нормативных правовых актов, необходимых для реформирования субъектов естественных монополий.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе в 2010 году предусматривается подготовить следующие проекты:
а) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях», касающихся в том числе:
  1) 
уточнения понятия субъекта 
  2) 
определения статуса реестра 
субъектов естественных 
  3) 
разграничения полномочий 
б) Разработка механизма компенсации выпадающих доходов энергосбытовых организаций, связанных с реализацией электрической энергии социально значимым категориям потребителей, включая применение нормы субсидируемого потребления электрической энергии, и поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования;
в) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
г) Внесение изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений;
д) Внесение изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в части:
  1) 
обеспечения возможности 
  2) 
установления особенностей 
е) Регламентация процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями.
 
2. 
Анализ современного состояния 
естественных монополий в 
2.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
Российская Федерация унаследовала от советской командно-административной системы управления множество предприятий-гигантов или даже целые отросли, которые с переходом к рыночной экономике были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный транспорт, нефти и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика.
  В 
Российской Федерации система 
Совокупность нормативных актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции, выглядит следующим образом. Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью, а первый – в большинстве своих статей, и основным законодательным актом антимонопольного регулирования в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».
  Данный 
закон был направлен на снижение 
степени монополизации рынка. Он 
запретил соглашения между конкурирующими 
фирмами, занимающими в совокупности 
доминирующее положение на рынке, если 
их результатом может быть существенное 
ограничение конкуренции. В том 
числе, запрещаются соглашения и 
согласованные действия, направленные 
на установление и поддержание цен, 
раздел рынков сбыта, ограничение доступа 
на рынок других фирм, отказ от заключения 
договоров с определенными 
  Российское 
антимонопольное 
  
  | 
  
  | 
  
  
  | |||||||||||
  
  | 
  ||||||||||||
  Рисунок 
11 - Теоретические посылки 
  Антимонопольное 
законодательство России разрабатывалось 
по аналогии с антимонопольным 
Таблица 1 - Различия между антимонопольным законодательством России и США
| Антимонопольное законодательство РФ | Антимонопольное законодательство США | 
| законодательные 
  акты РФ направлены на разукрупнение 
  уже сложившихся  | 
  законодательные акты США - на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий | 
| российское 
  законодательство выражает интересы монополий-наследников 
  административно-командной  | 
  американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса. | 
  Модели 
регулирования, применяемые за рубежом, 
имеют целью предотвратить 
Регулирование конкурентных отношений в США считается в настоящее время одним из самых комплексных, жестких и эффективных в мире. К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.
  Сходство 
антимонопольного регулирования России 
и США заключается в том, что 
оно направлено в принципе против 
крупного капитала. Но если представители 
крупного капитала США сумели нейтрализовать 
воздействие данного 
  Сходство 
между антимонопольным 
  Так, 
антимонопольный иск по определению 
может быть предъявлен только очень 
крупным хозяйственным 
  К 
нечеткости законодательных норм, которое 
усиливает сходство систем прямого 
антимонопольного регулирования РФ 
и США относится приводимые в 
законодательстве РФ формы недобросовестной 
конкуренции, такие как введение 
потребителей в заблуждение, некорректное 
сравнение хозяйствующим 
  Наложенные 
Европейской комиссией и 
  Важно 
отметить, что американское благополучие 
строится на трех китах - Конституции 
США, Билле о правах человека и 
антитрестовском 
  В 
свою очередь антимонопольное 
В ЕС в качестве главной задачи конкурентной политики было определено «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на Общем рынке будет носить нормальный характер». Конкурентная политика в ЕС существует не обособленно, а развивается в рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка. Ее функции представлены на рисунке 12:
  
  | 
  ||||||
  Рисунок 
12 - Основные функции европейской 
комиссии 
  Федеральная 
антимонопольная служба России создана 
в соответствии с Указом Президента 
России № 314 от 9 марта 2004. Положение 
о Федеральной антимонопольной 
службе принято Правительством России 
29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный 
орган исполнительной власти, руководство 
деятельностью которого осуществляет 
Правительство Российской Федерации. 
В настоящее время