Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий.
Будущее России непосредственно зависит от состояния и развития транспортной системы.
Отставание
транспортной инфраструктуры уже приводит
к тому, что тормозится развитие
экономики и не удовлетворяются
потребности населения в
Основная
продукция отрасли (перевозки) создается,
как правило, несколькими предприятиями
- железными дорогами, то есть на уровне
всей отрасли. Отсюда необходимость
централизованного формирования и
распределения доходов от перевозок,
аккумулирования финансовых ресурсов
для развития железнодорожной сети,
приобретения и ремонта железнодорожного
состава, внедрения достижении научно-технического
прогресса. В настоящее время, в
среднем, грузовой вагон находится
в состоянии простоя около 80 процентов
своего времени. Очевидно, и надо начинать
решение проблемы с повышения
скорости «транспортного конвейера»,
с сокращения всех видов простоев
вагонов (по технологическим и
Рисунок 21 - Показатели производительности российских железных дорог за 2010 г.
В
России показатели производительности
российских железных дорог, оцениваемых
по количеству тонно-километров, приходящихся
на одного занятого на перевозках в 2,5
- 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии
и Китае. При этом время оборота вагонов
в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США,
несмотря на большие расстояния перевозок.
В Западной Европе железные дороги нерентабельны:
убытки достигают 50% и компенсируются
государственными дотациями. В России
же убытки пассажирского транспорта покрываются
за счет работы грузового, а железные дороги
в целом работают с прибылью (при том, что
средний железнодорожный тариф в России
в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
Таблица 3 - Показатели производительности российских железных дорог за 2009 г.
Вид деятельности | Показатель | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 |
Грузовые перевозки | грузооборот (трлн т.км). | 1,85 | 2,31 | 2,4 | 2,27 |
к пред. году | +3,1 % | - | +5 % | ||
грузов (млрд т.). | 1,40 | 1,34 | 1,30 | 1,11 | |
к пред. году | +4 % | - | - | - | |
Пассажирские перевозки | пассажирооборот (млрд пасс.км.) | 118,9 | 174,1 | 176 | 153,6 |
к пред. году | +3,8 % | - | +1 % | - | |
пассажиров(млн пасс.) | 1352,8 | 1296 | ~1100 | ||
к пред. году | - | +2,5 % | - | - | |
численность персонала (тыс. чел.) | 1127 | 1099 | - | 1075 |
В 2009 по российским железным дорогам было перевезено 1,1 млрд. пассажиров, что на 12 % меньше, чем в 2008. Убытки от пассажирских перевозок составили 52,3 млрд. руб., из них в дальнем следовании 27,5 млрд., в пригородном сообщении 24,8 млрд. руб.
2.3
Анализ государственного
регулирования естественных
монополий в России
В
экономической системе
Закон
содержит ряд норм, определяющих основные
направления регулирования
Проанализировав Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях», можно прийти к выводу, что не все его положения соответствуют существующему состоянию дел и в целом закон нуждается в серьезной корректировке. В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.[10,102]
Исходя из общих условий построения нормы закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях» не предусматривает применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными к применению и могут использоваться по усмотрению соответствующих органов регулирования.
Как следует из названия ФСТ России и Положения о ней, этот орган наделен полномочиями по применению к субъектам естественных монополий только одного из трех методов регулирования- ценового. В свою очередь, ФАС России наделена полномочиями по использованию второго и третьего метода - антимонопольных.
За время, прошедшее с момента принятия Закона «О естественных монополиях», федеральные органы исполнительной власти претерпели не одну реорганизацию, в сам Закон неоднократно вносились изменения. Между тем, положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий по-прежнему нельзя признать удовлетворительным.
По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации видится в необходимости четкого законодательного решения вопросов о том, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии, деятельность которой подлежит государственному регулированию.
Эти
вопросы особенно актуальны в
свете того, что российские естественные
монополии в настоящее время
находятся в процессе реформирования,
в ходе которого происходит выделение
из них некоторых видов
Закрепленное
в законодательстве понятие «естественная
монополия» основано не на экономическом
анализе, а исключительно на соображениях
«целесообразности», что, конечно, недопустимо.
Выделение именно тех отраслей, которые
перечислены в Федеральном
Таким образом, закон принят вопреки нормальной логике юриспруденции. Вместо того, чтобы сначала определить объект, а уже под него подвести нормативно-правовую базу, был написан закон под императивно выбранные сферы экономической деятельности. Другими словами, если убрать из закона определение естественной монополии, как объекта регулирования, то его юридическая суть не изменится.
Выделяя из какой-либо отрасли отдельные сферы деятельности и называя их естественно-монопольными, Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях» «забывает» обо всей совокупности отношений, которые существуют в этой отрасли в целом. При этом в законодательстве наметилась именно эта тенденция - попытка считать естественной монополией только ядро соответствующей отрасли. Отсюда - и попытка «искусственно» ограничить сферу государственного регулирования отрасли целиком.
Например, в электроэнергетике, согласно Закону «О естественных монополиях», естественно-монопольными видами деятельности признаются только услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
При
этом практически весь массив нормативно-правовых
актов в области
3.
Приоритетные задачи
3.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий
Экономическое
развитие страны требует надежного
функционирования естественных монополий,
прежде всего в электроэнергетике,
газовой и железнодорожной
Реформирование
естественных монополий не сможет привести
к их полному исчезновению, поэтому
наряду с реформированием, направленным
на расширение сферы действия конкурентных
механизмов, необходимо совершенствовать
и государственное
Предметом
государственного регулирования являются
отношения между субъектом
Реформирование естественных монополий имеет смысл в том случае, если достигается минимизация сферы, подлежащей государственному регулированию, при том, что обеспечивается достаточный уровень конкуренции на рынках, выделяемых из структур с естественной монополией рынках.
Выделение конкурентных видов деятельности и упразднение государственного регулирования цен на них должно предваряться устранением барьеров входа на рынок, гарантирующим реальное развитие конкуренции - с тем, чтобы не произошла замена регулируемой монополии на нерегулируемую. Примером неудачного «реформирования» является выделение обслуживания внутридомового газового оборудования многоквартирных домов в качестве отдельной услуги (ранее оно производилось в рамках газоснабжения жилых домов, и затраты на него учитывались при формировании соответствующих регулируемых тарифов).
Развитию
конкуренции на этом рынке препятствует
норма, закрепленная постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.07.2007г. №
549: деятельность по техническому обслуживанию
внутридомового газового оборудования
имеет право осуществлять только
газораспределительная
В связи с этим при государственном регулировании цен на услуги естественных монополий необходимо четко фиксировать качественные, технологические и иные параметры товаров (работ, услуг), на которые устанавливаются цены. Это следует осуществлять, в том числе путем издания подробных правил оказания услуг и перечней технологических операций, входящих в состав услуги, чтобы хозяйствующий субъект не мог неправомерно экономить на качестве товара или на неполноте услуги.