Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий.

Файлы: 1 файл

курсовик скач эт.docx

— 421.18 Кб (Скачать)

  С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно  обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования, рисунок 6: 

           
   
  Ведущие инструменты регулирования экономики
  
 
           
   
 

  Рисунок 6 – Ведущие инструменты регулирования  экономики

  Указанные варианты классификации, безусловно, связаны  между собой.

  Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей  обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако в  смысловом наполнении двух указанных  терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика»  имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.

  Понятие «финансовая политика» отражает более широкое содержание. Смысловая  нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений  финансирования, которые превратились, по сути, в самостоятельные области  экономической политики государства.

  Процесс финансового регулирования основан  на использовании системы аккумуляции  средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная сторона  политики изъятия средств - эффективность  воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же финансовых затрат позволяет  поддерживать общее развитие страны.

  Основу  финансовых доходов составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.

  В целом налоговая система представляет собой противоречивое явление. С  одной стороны, ее задача состоит  в обеспечении изъятия у субъектов  экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой системой ряда принципов.

  а) Налогообложение следует построить  так, чтобы затраты государства  на его реализацию были настолько  низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны  обложения);

  б) Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип  дешевизны уплаты налогов);

  в) Уплата налогов должна быть как можно  менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с тем, чтобы не ущемлять его экономическую  активность (принцип ограничения  бремени налогов).

  В качестве самостоятельного принципа можно  назвать и положение о необходимости  нахождения оптимальных ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом А. Лаффером. Реализуя это правило в условиях России, уместно сослаться на мнение российского экономиста Е.Г. Ясина. По его словам, оптимальная для условий России налоговая нагрузка не должна превышать 30-32%.

  Обращаясь к конкретным методам налогового регулирования, следует обозначить два аспекта.

  Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.

  Во-вторых, заметную роль играет использование  системы прогрессивных ставок. Именно этот аспект создает условия автоматического  регулирующего воздействия налоговой  системы. Благодаря прогрессии, а  также умело разработанной системе  соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает  свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.

  Монетарная  политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения  и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого  развития экономики.

  Особенностью  монетарных методов является то, что  с их помощью государство стремится  воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом - влияние (через  кредит) на мотивы, связанные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее активная сторона финансового регулирования - воздействие (через прямые и косвенные  субсидии) преимущественно на совокупный спрос.

  Субъектами  данного механизма регулирования  выступают центральный банк и  деловые (коммерческие) банки.

  В рамках монетарной политики центральный  банк выполняет две основные функции, рисунок 7:

    

  Рисунок 7 - Функции центрального банка в  рамках монетарной политики 

  В России основная функция Банка России - разработка и проведение единой государственной  денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

  Согласно  принятым в странах с развитой рыночной экономикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правительства. В то же время данный кредитный  центр может иметь различный  статус по отношению к правительству. В ряде случаев ЦБ полностью подотчетен, иногда имеет небольшую самостоятельность, а порой занимает достаточно независимое  положение.

  Оперируя  в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный  характер воздействия. Инструменты  монетарной политики - инструменты, с  помощью которых центральный  банк может увеличивать или сокращать  денежное предложение в стране.

  Основными инструментами монетарной политики являются следующие, рисунок 8:

    

  изменение уровня резервных требований
  
 

  

  Рисунок 8 – Основные инструменты монетарной политики

  На  основании закона ЦБ учетная политика имеет право манипулировать ставкой  процента, по которому он выдает кредиты  деловым банкам. Происходит своего рода регулирование «цены кредита». Получая данные ресурсы, деловые  банки предоставляют их (по более  высокому проценту) другим субъектам  экономики. Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают  ставку ЦБ, как правило, на 0,5-2%. В  условиях России инфляционные явления  в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%.

  С помощью ставки процента ЦБ оказывает  косвенное воздействие на соотношение  спроса и предложения на рынке  капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны  предпринимательского сектора. В итоге  сокращаются их инвестиции. Деловая  активность в стране снижается.

  Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность  этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех  случаях, когда деловые банки  сами обладают солидными резервами  и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами  в ЦБ.

  Политика  обязательных минимальных резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Согласно закону, все банки  обязаны держать примерно 20% своих  активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для  хранения в ЦБ, называется «нормой  резерва». Данная операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем  денежной массы в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать: по сравнению  с другими вариантами регулирования  он считается «грубым». В нем меньше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).

  Итак, наибольший эффект в процессе регулирования дает:

  а) использование широкого спектра  методов,

  б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости от реакции деловых банков.

  В России в настоящее время используются в основном две операции:

  1) политика рефинансирования;

  2) политика обязательных минимальных  резервов.

  Добровольные  соглашения. Центральный банк стремится  порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод  позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого  бюрократизма.

  Резюмируя обзор монетарной политики, можно  сделать следующие выводы:

  а) в процессе своей реализации кредитная  политика имеет целый ряд эффективных  сторон. В то же время имеются  и очевидные сбои;

  б) монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют  двойственную природу. С одной стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное  направление макроэкономического  регулирования.

1.2 Естественные монополии  в России и особенности  формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС

  Естественная  монополия означает такое состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров. В силу своего огромного значения для экономики в целом в России привлекают внимание три главные естественные монополии, которые продемонстрированы на рисунке 9:

                   
   
  Естественные  монополии в России
  
   
                   
     
                   
 
  «Газпром»
  
 
  «ЕЭС  России»
  
 
  МПС
  
 

  Рисунок 9 - Главные естественные монополии  России

  На  деле они не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских  ведомств, а МПС и сейчас еще  таковым является, и включают, поэтому  множество бизнесов (предприятий), которые  могли бы нормально действовать  на рынке в конкурентной среде. Кроме  того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких  как «Транснефть», а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально « Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России