Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 11:40, курсовая работа
Итак, цель данной работы: рассмотреть фискальную политику государства как метода государственного регулирования экономики; раскрыть само понятие фискальной политики, выделить ее основные составляющие, обозначить цели, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества; провести анализ современной фискальной политики в РФ: осветить объективные причины необходимости реформирования существующей фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время, а также возможные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.
При подготовке к написанию данной работы был изучен обширный ряд литературных источников, с полным списком которого можно ознакомиться в заключительной части курсового проекта.
Введение 3
1. Понятие фискальной политики 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Дискреционная фискальная политика 7
1.3. Автоматическая фискальная политика 15
1.4. Виды фискальной политики 17
2. Инструменты фискальной политики 19
2.1. Сущность налогов 19
2.2. Эффект мультипликатора 21
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 23
3.1. Государственный бюджет 23
3.2. Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ39
Скрытые формы присвоения
благ оказывают обратное влияние
на фискальную политику государства, замедляя
либо ускоряя принятие соответствующих
решений. Например, современная преимущественно
экспансионистская, фискальная политика
российского государства в
4.2. Бюджетная система Российской федерации
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Правовой статус участников
бюджетных отношений в
- бюджетным кодексом Российской Федерации (это базовый законодательный акт);
- соответствующими специальными эаконами-федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
- указами Президента Российской Федерации; -
- нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
Внутренняя структура бюджетной системы РФ, приведена на рис. 6, (приложение 4). Таким образом, бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный
Первый уровень бюджетной системы представлен двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.
Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются
в форме федеральных законов.
Аналогично бюджеты субъектов РФ,
бюджеты территориальных
Основываясь на федеральном
принципе построения Российской Федерации,
и её административно-
-один федеральный бюджет;
-21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;
-пять краевых и областных бюджетов;
-два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;
-один бюджет автономной области;
-10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;
-около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых).
Бюджетная система Российской Федерации – основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[9]
В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.
В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Таким образом, государственная бюджетная система оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.
В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств
Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [10], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
В системе неналоговых
доходов прописаны также
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов,
предназначенные для
Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Для уяснения роли и значения
многообразных бюджетных
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
- Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
Информация о работе Фискальная политика государства: цели и механизмы