Фискальная политика государства: цели и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель данной работы: рассмотреть фискальную политику государства как метода государственного регулирования экономики; раскрыть само понятие фискальной политики, выделить ее основные составляющие, обозначить цели, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества; провести анализ современной фискальной политики в РФ: осветить объективные причины необходимости реформирования существующей фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время, а также возможные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.
При подготовке к написанию данной работы был изучен обширный ряд литературных источников, с полным списком которого можно ознакомиться в заключительной части курсового проекта.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие фискальной политики 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Дискреционная фискальная политика 7
1.3. Автоматическая фискальная политика 15
1.4. Виды фискальной политики 17
2. Инструменты фискальной политики 19
2.1. Сущность налогов 19
2.2. Эффект мультипликатора 21
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 23
3.1. Государственный бюджет 23
3.2. Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ39

Файлы: 1 файл

Фискальная политика 2007.docx

— 221.88 Кб (Скачать)

Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние  на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих  решений. Например, современная преимущественно  экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой  степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов  сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.

4.2. Бюджетная система Российской федерации

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность отношений, возникающих  между различными субъектами в процессе:

- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:

- бюджетным кодексом Российской Федерации (это базовый законодательный акт);

- соответствующими специальными эаконами-федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- указами Президента Российской Федерации; -

- нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

Внутренняя структура  бюджетной системы РФ, приведена на рис. 6, (приложение 4). Таким образом, бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный

Первый уровень бюджетной  системы представлен двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными  фондами денежных средств, которые  образуются вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются  для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня. [8]

Основываясь на федеральном  принципе построения Российской Федерации, и её административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:

-один федеральный бюджет;

-21 республиканский бюджет  республик, входящих в состав  РФ;

-пять краевых и областных  бюджетов;

-два бюджета городов  Москвы и Санкт-Петербурга;

-один бюджет автономной  области;

-10 окружных бюджетов и  бюджетов автономных округов;

-около 29 тысяч местных  бюджетов (районных, городских, поселковых).

Бюджетная система Российской Федерации – основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[9]

В условиях федеративного  государства бюджетная система  является объединением относительно самостоятельных  бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.

В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Таким образом, государственная  бюджетная система оказывает  воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.

В условиях перехода к рынку  государственный бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств

4.4. Структура доходов и расходов бюджета РФ

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых  поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [10], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы.
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Из неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

  • доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности

В ряду неналоговых доходов  бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных  средств в различных сегментах финансового рынка:

    • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
    • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
    • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;
    • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;
    • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, её субъектам или муниципальным образованиям;
    • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей.

В системе неналоговых  доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного  изъятия.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу  РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения  инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

  1. расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
  2. средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  3. расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
  4. расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, её субъектов и муниципальных образований;
  5. другие расходы, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения  текущего функционирования органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

  1. По роли в общественном производстве;
  2. Общественному назначению;
  3. Отраслям производства;
  4. Целевому назначению.

 По роли в общественном  производстве расходы бюджета   делят на

    • Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
    • Расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
    • Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты  регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

      -   Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

  • Расходы на социально-культурные нужды;
  • Военные расходы;
  • Расходы на управление.
  • В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет;
  • прочие расходы.

Информация о работе Фискальная политика государства: цели и механизмы