Фискальная политика государства: цели и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель данной работы: рассмотреть фискальную политику государства как метода государственного регулирования экономики; раскрыть само понятие фискальной политики, выделить ее основные составляющие, обозначить цели, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества; провести анализ современной фискальной политики в РФ: осветить объективные причины необходимости реформирования существующей фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время, а также возможные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.
При подготовке к написанию данной работы был изучен обширный ряд литературных источников, с полным списком которого можно ознакомиться в заключительной части курсового проекта.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие фискальной политики 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Дискреционная фискальная политика 7
1.3. Автоматическая фискальная политика 15
1.4. Виды фискальной политики 17
2. Инструменты фискальной политики 19
2.1. Сущность налогов 19
2.2. Эффект мультипликатора 21
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 23
3.1. Государственный бюджет 23
3.2. Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ39

Файлы: 1 файл

Фискальная политика 2007.docx

— 221.88 Кб (Скачать)

Действительно, если государство  выплачивает денег больше, чем  получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен  в период безработицы, но в фазе подъема  он опасен, так как приводит к  инфляции, поскольку рост покупательной  способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. [1. стр. 188-201]

Для анализа источников образования  дефицита госбюджета выделяют структурный  и циклический дефициты. Структурный  дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

Встр = G – t * Yf,     (6)

 

где  Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf   - ВВП при условии полной занятости;

t -  ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим  дефицитом и структурным дефицитом:

Вцикл  =  t (Yf – Y),     (7)

где  Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y -  фактический ВВП за данный год.

Что же в конечном итоге  происходит с дефицитом бюджета, когда в период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов? Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через  мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Y’-Y =  MPC (G’-G)     (8)

 

Известно, что изменение  бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

B’-B = G’-G-t(Y’-Y)     (9)

 

Таким образом, прирост государственных  расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

S+T=G+I      (10)

 

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т. Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем. Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных  расходов  d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

  • Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;
  • Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно

МРС (Y-(dT) + a  =  MPC * Y(1 – t) + a.   (11)

 

После преобразований имеем:

      (12)

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных  расходов давно применяется в  макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса – Самуэльсона.  Смысл этой модели (Приложение 3, рисунок 5) состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов (неокейнсианский подход). [3. стр.137-150].

Откуда государство может  взять средства для финансирования бюджетного дефицита?

Существует три способа:

  • Путем дополнительной эмиссии денег;
  • За счет кредитов ЦБ;
  • Посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что  их использование дает возможность  избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных  займов формируется государственный  долг. Он может принимать форму  внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь  внутри страны, но часть из них может  быть размещена и за границей.

Та часть, которую государство  занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.

Внутренний государственный  долг  приводит к перераспределению  доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?

Обычно в государственном  долге видят две опасности:

  1. возможность банкротства нации;
  2. переложение долгового бремени на другие поколения.

Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить  правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию  государственного долга. Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)

в) выпуска новых денег в обращение.

 

 

4. Особенности  фискальной политики в Российской

федерации

4.1. Современное  состояние фискальной политики  РФ

Реформирование бюджетной  и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации  собственности и становления  национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией  отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной  продукции, проведением крупных  мер по социальной защите населения  и т.д.

Переход к рыночной экономике  изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая  в значительной мере формируется  за счет налоговых поступлений. Поэтому  главное значение в осуществлении  фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного  периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей  функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей  функции налогообложения и количественного  увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и  территориального управления, реализуемые  в логической последовательности.

К этим мерам относятся:

- обеспечение стабильного  налогового законодательства, недопустимость  любых изменений в налоговой  схеме в течение всего хозяйственного  года. Более того, предполагается  продолжительный по горизонту  мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

-    отказ от неоправданной множественности налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к 100;

- устранение имеющейся  дискриминации в дифференциации  налогоплательщиков в зависимости  от форм собственности;

- установление низких  налогов на производителей и  «удешевление» кредита;

- усиление целенаправленности  налоговой системы. В условиях  спада производства важно поставить  в привилегированное положение  предприятия (фирмы), реально увеличивающие  объемы производства и осуществляющие  инвестирование средств в его  рост.

- придание действенного  и конкретного характера налоговым  льготам, которые теперь в большинстве  носят декларативный и показной  характер, в результате чего теряют  стимулирующее значение.

Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая  система должна стимулировать научно-технический  прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять  такие негативные тенденции, как  монополизм, рост издержек, спекулятивная  активность, инфляция.

Такова общая концепция  перестройки налоговой системы  переходной экономики в направлении  безусловного экономического роста  при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в  бюджет.

В итоге экономическая  динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений  в бюджет и направлений бюджетных  ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Функции налогообложения  в обеспечении инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения  этого процесса по разработанным  программам. Это связи прямого  характера.

В свою очередь, экономический  рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и  обратное увеличенное поступление  ресурсов. Это обратные связи в  общей экономической динамике.

Изменение налоговых ставок незамедлительно сказывается на мотивации экономических собственников. Претензии государства на чрезмерную долю конечного продукта могут не только ослабить, но и подорвать  мотивацию экономических агентов  к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя  либо замедляя «способ работы над  продуктом». Так высокие налоговые  ставки с началом либеральных  реформ в России объективно не позволили  должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия  испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции.

Названная фискальная рестрикция стала одной из веских причин возникновения  и бурного развития внелегальных хозяйственных структур. Именно это можно наблюдать в современной российской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.

Информация о работе Фискальная политика государства: цели и механизмы