Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 11:40, курсовая работа
Итак, цель данной работы: рассмотреть фискальную политику государства как метода государственного регулирования экономики; раскрыть само понятие фискальной политики, выделить ее основные составляющие, обозначить цели, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества; провести анализ современной фискальной политики в РФ: осветить объективные причины необходимости реформирования существующей фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время, а также возможные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.
При подготовке к написанию данной работы был изучен обширный ряд литературных источников, с полным списком которого можно ознакомиться в заключительной части курсового проекта.
Введение 3
1. Понятие фискальной политики 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Дискреционная фискальная политика 7
1.3. Автоматическая фискальная политика 15
1.4. Виды фискальной политики 17
2. Инструменты фискальной политики 19
2.1. Сущность налогов 19
2.2. Эффект мультипликатора 21
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 23
3.1. Государственный бюджет 23
3.2. Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ39
Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.
Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. [1. стр. 188-201]
Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют структурный и циклический дефициты. Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:
Встр = G – t * Yf, (6)
где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;
Yf - ВВП при условии полной занятости;
t - ставка подоходного налога.
Циклический дефицит представляет
собой разность между фактическим
дефицитом и структурным
Вцикл = t (Yf – Y), (7)
где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;
Y - фактический ВВП за данный год.
Что же в конечном итоге происходит с дефицитом бюджета, когда в период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов? Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.
Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:
Y’-Y = MPC (G’-G) (8)
Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:
B’-B = G’-G-t(Y’-Y) (9)
Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:
S+T=G+I (10)
В период экономических спадов
государство допускает
Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:
МРС (Y-(dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a. (11)
После преобразований имеем:
(12)
Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор
Откуда государство может взять средства для финансирования бюджетного дефицита?
Существует три способа:
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?
Обычно в государственном долге видят две опасности:
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)
в) выпуска новых денег в обращение.
4. Особенности фискальной политики в Российской
федерации
4.1. Современное состояние фискальной политики РФ
Реформирование бюджетной
и налоговой систем в России проводится
в сложных условиях трансформации
собственности и становления
национального
Переход к рыночной экономике
изменил и структуру доходной
части государственного бюджета, которая
в значительной мере формируется
за счет налоговых поступлений. Поэтому
главное значение в осуществлении
фискальной политики сводится к реформированию
налоговой системы и
В современных условиях наметились
основные вехи реформирования российской
налоговой системы. Для переходного
периода становится важной разработка
концепции повышения
Стратегия усиления стимулирующей
функции налогообложения и
К этим мерам относятся:
- обеспечение стабильного
налогового законодательства, недопустимость
любых изменений в налоговой
схеме в течение всего
- отказ от неоправданной множественности налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к 100;
- устранение имеющейся
дискриминации в
- установление низких налогов на производителей и «удешевление» кредита;
- усиление целенаправленности
налоговой системы. В условиях
спада производства важно
- придание действенного
и конкретного характера
Как показывает мировой опыт
развитых стран, современная налоговая
система должна стимулировать научно-
Такова общая концепция
перестройки налоговой системы
переходной экономики в направлении
безусловного экономического роста
при одновременной максимизации
индивидуального богатства
В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
Функции налогообложения
в обеспечении инвестирования не
абстрактны. Они выполняют задачи
ресурсно-денежного
В свою очередь, экономический рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и обратное увеличенное поступление ресурсов. Это обратные связи в общей экономической динамике.
Изменение налоговых ставок
незамедлительно сказывается на
мотивации экономических
Названная фискальная рестрикция стала одной из веских причин возникновения и бурного развития внелегальных хозяйственных структур. Именно это можно наблюдать в современной российской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.
Информация о работе Фискальная политика государства: цели и механизмы