Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии. Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный период оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1994 г. - 29,5%, в 1995 г. - 39,0%, в 1996 г. - 30,2% по сравнению с 48,9% в 1990 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3


Глава 1. Безработица - макроэкономическая проблема……6


1.1. Виды безработицы, ее формы и специфика проблемы занятости

в России………………………………………………………………12



1.2. Методы борьбы с безработицей……………………………...18

Глава 2. Социальные последствия безработицы и политика занятости……………………………………………………………22


Заключение…………………………………………………………31

Список используемой литературы………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Виды безработицы.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

  При разработке прогноза социально-экономического развития России на 1998 г. особое внимание уделялось выравниванию уровня заработной платы работников материального производства и отраслей непроизводственной сферы. Политика в области труда и его оплаты по основным сферам хозяйства России в 1998 г. разрабатывалась таким образом, чтобы создать приоритеты для сферы обслуживания населения. В частности, в непроизводственных отраслях предусматривается рост численности работников с 20,4 млн. человек в 1997 г. до 20,6 млн. человек в 1998 г. Среднемесячная оплата труда здесь возрастет по сравнению с 1996 г. в 2,1 раза. Последнее обстоятельство позволяет несколько сократить разрыв в оплате труда работников производственных и непроизводственных отраслей.

  Касаясь вопросов взаимодействия федеральных  и региональных органов исполнительной власти при формировании методов  регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

  Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное перераспределение работников в  целях снижения общих объемов  высвобождения кадров), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

  Анализ  финансово-кредитной политики, намеченной в России в 1998 г., показывает, что  ее реализация будет оказывать противоречивое влияние на занятость населения. С одной стороны, прекращение  покрытия бюджетного дефицита за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в том числе аграрному сектору и угольной промышленности, может ускорить высвобождение работников из различных секторов экономики, что усилит социальную напряженность в отдельных регионах страны. С другой стороны, проведение налоговой реформы, связанное с облегчением налогового бремени для предприятий и организаций, во многом будет способствовать более интенсивному формированию их финансовых накоплений, которые могут быть использованы для инвестиций в производство, его расширение и реконструкцию, создание новых рабочих мест.

  Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в том, что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды  безработицы, ее формы и специфика проблемы занятости в России.

       Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

  К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция  естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

  Современные экономисты рассматривают безработицу  как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их.

  Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно,но и нецелесообразно.

Более сложной является оценка структурной  безработицы.

  Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

  Циклическая - как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.

  Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

  Выделяют  также следующие виды безработицы:

  вынужденная и добровольная, зарегистрированная, маргинальная неустойчивая, структурная, технологическая, частичная.

Для оценки безработицы  используют следующие показатели:

 
  Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны. Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы. Естественная безработица — процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности.Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства — циклического характера экономических спадов и роста производства.

  Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1% Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы.

  Анализ  экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

  Безработица измеряется двумя основными показателями: уровень безработицы исчисляется  как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным.

  В соответствии с методикой Федеральной  службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %.

  В соответствии с уже накопленным  службой занятости опытом и мнением  экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов: 
-подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин-53); 
-частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя,  удлинение отпусков); 
-условная безработица (непостоянная работа); 
-временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); 
-потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); 
-безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; 
-безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); 
-вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); 
-безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации; 
-безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии; 
-безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа; 
-безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий; 
-первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов); 
-безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию; 
-безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации; 
-безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию; 
-безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы) 
-безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом; 
-безработица возвращающихся из мест лишения свободы; 
-безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу; 
-безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий); 
-безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2.Методы борьбы с безработицей

  При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости  населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

  Поддержание доходов на минимальном уровне стало  целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства  « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации  в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

  В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

  Неуклонный  рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

  Однако  безработица оказалась тем «орешком», о который сломали 
«рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

Информация о работе Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России