Факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:21, шпаргалка

Краткое описание

Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство.

Файлы: 1 файл

экономическаяяяяяяяяяяяяя.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

35.Управление капиталом

 Оборотные активы (оборотный капитал) - это совокупность имущественных ценностей, обслуживающих текущую деятельность предприятия и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. Их возмещают из выручки от продажи товаров в течение одного года.

Капитал представляет собой накопленный путем сбережения запас экономических благ в форме денежных средств или реальных капитальных товаров, вовлекаемый его собственниками в экономический процесс, как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которого в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Управление капиталом предполагает управление формированием и управление использованием капитала.

Управление использованием капитала - это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с обеспечением эффективного его применения в различных видах деятельности организации.

Цель управления использованием оборотного капитала - это обеспечение максимизации благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периоде.

Основные задачи использования оборотного капитала:

· Оптимизация распределения, сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования;

· Обеспечение максимальной доходности, от использования капитала при допустимом уровне финансового риска;

· Обеспечение минимума финансового риска при использовании оборотного капитала;

· Обеспечение своевременного реинвестирования оборотного капитала.

22.Экономические и социальные проблемы инфляции, особенности инфляционных процессов на современном этапе.

Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности. Последствия инфляции.

В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

Но каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из- под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков.
Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
. снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
. обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
. потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
. усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
. ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
. ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета

58.Показатели результатов деятельности предприятия. «Прибыль и доход как основные показатели результатов деятельности предприятия»

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования. Расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально- экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работ. Основными функциями, которые выполняет прибыль предприятия, являются:

1. Оценочная. Она дает возможность дать оценку эффективности работы предприятия.

2. Распределительная. Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.

3. Стимулирующая. Ее сущность заключается в том, что прибыль используется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников.

Сумма прибыли не показывает уровень эффективности работы предприятия, поэтому используют ее относительный показатель, который выражается в процентах и называется рентабельностью. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

21. Лаг (от англ. lag - запаздывание) в одном из определений означает разрыв во времени между явлениями или процессами, находящимися в причинно-следственной связи, т.е. лаг в экономике - это время от момента вложения средств до получения отдачи.

Независимо от концептуальных пристрастий, между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры.

Исходным    при    формировании    политического    курса    является прогнозирование. Оно включает:

Во-первых, кропотливое отслеживание таких рыночных показателей, как курсы акций, объемы заказов и выданных лицензий на строительство, поставки оборудования. Эти статистические ряды часто предвещают общеэкономические колебания, сигнализируют о них.

Во-вторых, прогнозирование предполагает использование моделей - систем уравнений, каждое из которых описывает ту или иную область экономики. В модель вводятся и динамические показатели, в том числе вероятные изменения в фискальной практике.

Результатом должен стать прогноз, скажем, для будущего года состояния рынков капитала и труда, экономического роста.

Прогнозные оценки конъюнктуры - ориентир как для политиков, так и для предпринимателей, принимающих решения об инвестициях и объеме производства.

Особое значение имеет рациональность ожиданий, т.е. степень информированности, экономической грамотности, опытности хозяйственных субъектов, в том числе инвесторов и потребителей. Возникает, таким образом, возможность предвидения действий правительства (в области налогов, пошлин и пр.), а следовательно, и умение их нейтрализовать.

Взаимодействие экономической политики и психологического фактора, условно называемого фактором ожиданий, является двусторонним. Возможно, учитывая то обстоятельство, что, с одной стороны, в России еще не накоплен опыт макроэкономического прогнозирования традиционного типа , а с другой стороны, принимая во внимание интерес к национальной психологии, который мы обнаруживаем у русских философов и писателей,   вклад российских экономистов  в эту непростую сферу исследований станет основополагающим.

Особенные сложности возникают там и тогда, где и когда политические решения противоречат росту благосостояния народа. Ведь для политиков поддержка электората является альфой и омегой всей их деятельности. В США дебатировался вопрос о внесении в Конституцию поправки об обязательной сбалансированности федерального бюджета, которая "свяжет руки" парламенту. Мера, конечно неплохая но вряд ли выполнимая.

42. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса

Уровень з/п и ур-нь занятости взаимосвязаны.С повышением з/п занятость растет,а безработица снижается.Но повыш-е з/п означает рост издержек,а следовательно и цен.Повышение цен,как правило, означает снижение безработицы.Рост цен выступает в качестве платы за сокращение безработицы.Инфляция и безработица – две острые и взаимосвязанные проблемы.Чем выше темпы инфляции,тем ниже размеры безработицы.Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждено искать работу.  Взаимосвязь инфляции и безработицы отражается в кривой Филлипса,через понятия естественного ур-ня безработицы(это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк.силы,влияющие на изменение з/п и цен, и достигается взаимная стабильность з/п и цен.Кривая Ф.дает возможность нац.эк-ке выбирать между высоким ур-нем занятости,т.е. сокращением безработицы,но при этом высоким ур-нем инфляции,либо наоборот,взависимости от того какие задачи ставит пред собой данная страна в данный период. В реальной практике кривую Ф. гос-ва могут применять только в краткосроч.периоде,в долгосроч такая возможность ликвидируется в силу 2-х причин:1).У предпринимателей возрастают издержки по приобретению фактора труда и адаптации сторон,учавствующих в переговорах о з/п. 2).Под влиянием ликвидации денеж иллюзии о з/п у наемных работников. В долгосроч.периоде кривая Ф. приобретает вид вертикальной прямой. (график:по верт-инфл,по гор:безраб.и график вогн.дугой.)

24. Основные модели макроэкономического равновесия.

Макроэк теор предлаг неск теор макроэк =сия, к-е так или иначе связаны с амкроэк практикой. 1.Классическ теор-смысл ее в том, что рыночн эк-ка имеет внутренние механизмы саморегулирован-я в достижении рановесия.2.Неоклассич теор- придерж тех же взглядов ,что и класики.3 Кейнсианская-для поддержания равновесия необх гос-е регулир эк-ки. Поскольку рын-я система не может самостоят справиться с периодически возникающ эк кризисами.4. Модель равновесия Вальраса (1834-1910_, на основе  матем рассчетов и уравн Вальрас вывел закон, к-й гласит:в состоян =сия рыночная цена=предельным издержкам.=сие по Вальрасу предполагает наличие 3-х условий.1.спрос и предложен факторов произ-ва =,на них устанавл постоянн и устойч цена.2.Спрос и предл товаров и услуг =,на них пост и устойч цена.3.Цены  товаров соответствуют издержкам произ-ва. =сие является устойч,т.е. на рынке действ силы, выравнивающ отклонения и восстанавливаю =сие. Теор Вальраса лежтит в основе  исследований главн проблем макроэк-ки,эк-го роста, инфляции и занятости.

7. Рынок — механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования (в широком смысле); совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются сделки между продавцами и покупателями конкретного товара (в узком смысле). Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций:

он является связующим звеном между производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей. Инструменты рынка (цены, динамика спроса и предложения, процентные ставки, валютный курс. курс ценных бумаг и т. д.) служат важнейшим источником экономической информации. отражают ситуацию в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности и одновременно оказывают активное обратное воздействие на изменение этой ситуации. формирование основных экономических пропорций;

выявляет общественную полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет реально оценить их стоимость, определить, в какой мере издержки производства каждого товаропроизводителя коррелируются с общественно необходимыми издержками;

рыночная конкуренция служит эффективным инструментом регулирования объемов производства, позволяет точно определить лидеров и аутсайдеров среди хозяйствующих субъектов, обеспечивает потребителю возможность выбора, заставляет фирмы использовать научно-технические нововведения, улучшать качество товаров и услуг для того, чтобы занять и удержать прочное положение на Р. В то же время современный уровень общественного разделения труда, объективные преимущества крупномасштабного производства, огромное количество высокотехнологичных и неоднородных товаров и множественность форм экономических связей между товаропроизводителями модифицируют модель конкуренции на рынке. "Совершенная" (или свободная) конкуренция, при которой полностью исключается возможность сговоров, контроля за ценами и количеством товаров со стороны отдельных индивидов или их групп, становится практически невозможной. Кроме того. в ряде случаев регулирующее воздействие Р. через свободные цены и конкуренцию объективно утрачивает свое значение. Так инструменты "чистого" саморегулирующегося Рынка не могут Использоваться как исключительные применительно к т. н. "коллективным" товарам, или товарам общественною) пользования. которые нельзя купить или продать индивидуальному потребителю. К их числу относятся, в частности. продукция оборонных отраслей, энергетика, дороги и др. Так, рыночная и макроэкономическая оценка издержек на защиту окружающей среды. образование, здравоохранение. культуру н др. могут существенно отличаться. Например, получение образования важно только для отдельного члена общества. Рыночная система включает частные и территориальные рынки. Частные рынки делятся по основным видам товаров (средства производства и потребительские товары) и факторов производства (рынок рабочей силы, рынок капиталов, рынок природных ресурсов). Исходя из территориальных границ выделяют рынки местного, национального и мирового уровня.

Информация о работе Факторы производства