Факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:21, шпаргалка

Краткое описание

Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство.

Файлы: 1 файл

экономическаяяяяяяяяяяяяя.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

показатели доходности. Доходность хозяйственной деятельности определяетсяот-

ношением валовой прибыли к объему продаж. Доходность авансированного ка-

питала измеряется отношением чистой прибыли к собственному капиталу. Доход-

ность текущих затрат обычно определяют отношением валовой прибыли к общей

Глава 45. Индивидуальное воспроизводство в переходной экономике 543

величине издержек. В настоящее время показатели доходности подавляющей час-

ти российских предприятий очень низки. И хотя главной причиной этого являют-

ся трудности, с которыми столкнулись предприятия при переходе к рынку, следу-

ет также помнить, что данные о прибыльности российских предприятий являются

не вполне репрезентативными из-за получившего широкое распространение ук-

рывательства доходов.

Рентабельность является важнейшим показателем эффективности использо-

вания ресурсов. Выражаясь через соотношение валовой прибыли и авансирован-

ного капитала, она может быть определена как в виде абсолютной величины —

R = Пв/Ка (показывает прибыль, приходящуюся на единицу авансированного ка-

питала), так и относительной — R = Пв/Ка • 100%, характеризующей эффектив-

ность использования капитала в целом. Рентабельность является интегральным

показателем эффективности хозяйственной деятельности, однако, будучи пред-

ставленной в расширенной форме

она дает возможность проанализировать влияние на эффективность многих фак-

торов.

Влияние налогового фактора на результаты деятельности предприятия мно-

гогранно. Совокупность налогов, действующих в отношении предприятий, мож-

но разделить на следующие виды.

• Налоги, включаемые в себестоимость (налог на добавленную стоимость,

специальный налог, акцизы, налоги на фонд оплаты труда, налог на реа-

лизацию горючесмазочных материалов).

• Налоги, выплачиваемые за счет балансовой прибыли (налог на имущество,

налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и объектов со-

циально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений).

• Налог на прибыль.

• Налоги, выплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли,

сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федера-

ция», сбор со сделок по купле-продаже иностранной валюты).

Особуюформу принимает результат хозяйственной деятельности у предпри-

нимательских структур, осуществляющих ее без образования юридического лица,

то есть действующих в форме физических лиц. Поскольку в такого рода структу-

рах рабочая сила обычно представлена самим предпринимателем и членами его

семьи, то выявление уровня издержек вследствие действия данного фактора про-

изводства затруднительно, и в качестве результата деятельности принимается со-

вокупный (предпринимательский) доход, представляющий собой разницу между

совокупной выручкой и внешними издержками, представляющими выплаты за

привлеченные ресурсы.

Следует также иметь в виду различия в порядке формирования доходов в

сфере производства и в сфере торговли. В сфере производства и услуг прибыль

от реализации есть разница между выручкой, очищенной от НДС и акцизов, и

затратами, включаемыми в себестоимость продукции. В торговле прибыль от

реализации есть разница между валовым доходом от реализации и суммой из-

держек обращения, а выручкой является сумма торговой надбавки, получаемая

в виде разницы между товарооборотом в продажных ценах и затратами на по-

купку товаров.

34. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Сравнительное преимущество представляет собой преимущество, принадлежащее участнику, т. е. агенту экономической деятельности в обменном процессе, при условии, что он имеет возможность произвести данную продукцию с наиболее меньшим объемом затрат по сравнению с другими агентами. На международном уровне обмена субъект экономической деятельности представлен отдельной страной.

Учеными—экономистами классической политической экономии, а именно Д. Риккардо, была разработана теория сравнительных преимуществ. Данный представитель в своей работе «Принципы политической экономии и налогообложения» дал ответ на возникший следующий вопрос, по каким причинам образуется возможность осуществления торговли между двумя государствами при условии, что один из них не обладает основным преимуществом, иначе говоря, всю продукцию выпускает с более высоким уровнем затрат. Однако каждое государство имеет продукцию, на производство которой затрачивается наименьший объем затрат по сравнению с иными продуктами.

Согласно взгляду Д. Риккардо государство должно специализироваться на производстве именно такой продукции и осуществлять их экспорт в различные страны. Этот ученый рассмотрел модель упрощенного типа, которая состоит ее пары индивидов либо стран и двух видов продукции.

Данная модель дает возможность описать принцип специализации, а также отразить начальные условия выигрыша на рынке, основываясь на принципе сравнительного преимущества.

Например, на двух предприятиях Р и С при использовании определенных возможностей технологии производства за единицу времени может быть изготовлено:

1) на предприятии Р – 45 единиц продукции У либо 30 единиц произведенной продукции И;

2) на предприятии С – 30 единиц продукции У либо 45 единиц продукции И.

На каждом предприятии 8–часовой рабочий день.

Таким образом, норма предела трансформации продукции И в продукцию У для предприятия Р будет равна следующему соотношению: ΔИ / ΔУ = -1/2, а для предприятия С, соответственно, равно Δ2.

Следовательно, вывод заключается в том, что при ограничении определенных данных предприятие Р обладает сравнительным преимуществом при производстве продукции У и предприятие С имеет данное преимущество при выпуске продукции И.

С точки зрения экономической теории сущность сравнительного преимущества сводится к существованию возможности извлекать выгоду из осуществления деятельности в обменном процессе.

При условии учета сравнительного преимущества пары участников обменной ситуации образуется объединенное множество возможностей производства. При существовании двух различных способов производства продукции объединенное множество имеет один—единственный вариант выигрыша от принятия участия в обмене.

При существовании нескольких различных осуществляемых способов производственной деятельности пределы производственных возможностей будут иметь однородные типовые варианты участия в обменном процессе.

55. Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и основные направления использования

Финансовые ресурсы предприятия представляют собой денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.

Финансы предприятия образуются за счет целого ряда источников. Среди них есть собственные, заемные и привлеченные. Источниками финансовых ресурсов являются: прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, паевые и другие взносы юридических и физических лиц, кредиты, средства от реализации страхового полиса и т.д.

Собственные средства включают уставный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль.

Прежде всего, предприятие ориентируется на использование внутренних (собственных) источников финансирования.

Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им - одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.

Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций.

К добавочному капиталу относятся:- результаты переоценки основных фондов;- эмиссионный доход акционерного общества;- безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;- ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;- средства на пополнение оборотных фондов.

Нераспределенная прибыль - это прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия ценных бумаг и др.

Предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Принципы организации финансов предприятий и корпораций тесно связаны с целями и задачами их деятельности, определенными учредительными документами. К принципам:

1) саморегулирование хозяйственной деятельности;

2) самоокупаемость и самофинансирование;

3) деление источников формирования оборотных средств на собственные и заемные;

4) наличие финансовых резервов.

23. Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения, регулирование национального рынка

Макроэкономическими процессами называются такие экономические процессы, которые связывают макроэкономические параметры.

Макроэкономическими называются параметры, справедливые для экономики всей страны (или ее региона) в целом - например уровень инфляции или обменный курс национальной валюты.

Макроэкономические параметры не влияют непосредственно на объекты рынка, их влияние осуществляется через микроэкономические параметры, такие как цены.

Вся экономика работает таким образом, что эффективности (доходность, рискованность, ликвидность) с учетом налоговых льгот всех финансовых инструментов (таких. как вложения в валюту, в государственные ценные бумаги или инвестиции в промышленность) выравниваются (в пределах комиссионных, взимаемых при операциях купли-продажи различных активов). Это правило справедливо только для равновесной экономики.

Все макроэкономические процессы подчиняются одному простому правилу - предложение снижает цену, спрос ее повышает. Этот закон выполняется в любой экономике, не подвергающейся прямому административному регулированию.

Взаимодействие макроэкономических параметров финансового сектора экономики.

Рост предложения свободных денег обеспечивает снижение процентной ставки, тогда как рост спроса на деньги ведет к повышению реальной процентной ставки. Изменение процента в зависимости от соотношения спроса и предложения денег, а также тактика кредитующих организаций, определяют изменение потока денег в производственный, торговый и сервисный секторы. Если реальная процентная ставка растет, поток денег уменьшается, если процент падает - растет. При отсутствии инструментов, регулирующих структуру денежного потока и эффективность его использования, растущий поток денег снижает реальный процент, что облегчает условия займа и приводит к росту потока денег. То есть образуется порочный круг с хорошо известными по недавнему прошлому российской экономики последствиями: слишком высокой инфляцией, невозможностью формирования стратегических планов хозяйственной деятельности, нарастающим дефицитом денег и очередным усилением спада производства и примитивизацией хозяйства.

В рамках этой схемы ситуация в экономике России выглядит следующим образом. Рост вкладов населения и существенное перераспределение доходов в пользу банковского сектора свидетельствуют о наличии достаточно большого объема свободных денег, которые могут быть предложены на рынке. Высокий уровень реального процента, сохранявшийся за счет параллельного снижению процентных ставок снижения инфляции, пока ограничивает платежеспособный спрос на деньги. Однако при сохранении уверенного превышения предложения денег над спросом на них реальный процент должен снизиться.

Эти процессы обеспечивают функционирование экономики на близкую перспективу.

Высокие реальные процентные ставки способствовали сначала росту инфляции (через увеличение издержек), а затем - ее снижению через механизм сокращения спроса на деньги в основном благодаря спаду производства. Снижающаяся инфляция в свою очередь способствует падению процентных ставок. Низкие процентные ставки способствуют увеличению инвестиций. С ростом инвестиций платежеспособный спрос на деньги будет увеличиваться и оказывать повышательное давление на процентные ставки.

Понижательное давление на процентные ставки оказывают также и сбережения, в том числе и валютные. Влияние обменного курса рубля неоднозначно. Если реальный (с поправкой на инфляцию) курс рубля растет, становится невыгодным валютное кредитование, и валюта будет вывозиться за границу (в открытой и стабильной экономике такие процентные ставки и динамика обменного курса, как в России сейчас привели бы к мощному потоку валюты из-за рубежа). Кроме того растущий реальный курс рубля оказывает понижательное давление на инфляцию.

Эти процессы управляют экономикой на среднесрочной перспективе.

После анализа функционирования отдельных секторов экономики рассмотрим экономику в целом и процессы обеспечивающие рост и процветание страны в течение десятилетия.

В момент перехода от депрессии к оживлению на рынке появляется большое число разнообразных нововведений: товаров, услуг, технологий, ресурсов или иных рынков сбыта. Их появление можно объяснить по крайней мере двумя причинами: первая - предпринимательская активность направлена на поиск новых ориентиров развития, так как прежние цели уже достигнуты; вторая - старые производства, ранее подавлявшие конкурентов, не могут этого делать, так как сами находятся в тяжелом положении. Возможна и третья причина - она состоит в низком, по отношению к общей прибыльности производства в период депрессий, риске нововведений.

Та часть инноваций, которая усваивается успешно, становится рыночным ориентиром для массы предпринимателей и вызывает настоящую волну подъема - сначала в отраслях, сопряженных с инновационными, а затем и во всей экономике. Кроме прямого влияния на сопряженные отрасли со стороны спроса на производственные ресурсы инновации могут способствовать их подъему благодаря проникновению новых технических решений в эти отрасли. Таким образом, инновации, определяя направление развития, увеличивают емкость рынка сначала для факторов производства (инвестиционных товаров, труда и капитала), а затем и для всего выпуска.

Информация о работе Факторы производства