Факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:21, шпаргалка

Краткое описание

Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство.

Файлы: 1 файл

экономическаяяяяяяяяяяяяя.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

47.

6. Понятие рынка

Обращаясь к понятию "рынок", можно выделить два основных подхода к его трактованию.

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

а)  рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;

б)  рынок как способ  поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами ("рыночное поведение");

в)  рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности ("рыночное мышление").

Второй подход к трактовке понятия "рынок" основан на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг*.

С позиций экономической теории рынок - это система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.

Основными признаками рынка являются:

-  обмен товарами и услугами по эквиваленту;

-  распределение благ по факторам производства;                               

-  механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;

-  саморегулирование экономического равновесия;                           

- средства стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).                                                            

Рынок зародился много тысяч лет назад на стадии разложения первобытнообщинного строя. Причины или условия возникновения рынка:

-  общественное разделение труда.

-  развитие товарного производства.

- обособление хозяйств с ответственностью за результаты производства.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток купли-продажи".

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:

1)  согласие обменивающихся сторон;                                                      

2)  эквивалентную возмездность;                                                                

3)  свободный выбор партнеров;

4)  наличие конкуренции.

Проявление сущности рыночных процессов и явлений раскрывается в функциях рынка, в числе которых:

1)  саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи (потребитель - рынок - производство), т.е. рынок вызывает мотивацию увеличения предложения (развития производства);

2)  стимулирование производителей к созданию новой продукции, к минимизации издержек производства ради максимизации прибыли;

3)  регулирование пропорциональности в связях регионов и сферах деятельности;                                                                                                    

4)  обеспечение эквивалентности на основе общественного "эталона", способствующего соизмерению затрат и результатов;

5)  демократизация хозяйственной деятельности. Функционирование рынка осуществляется посредством определенной

структуры и системы рынков в сфере хозяйственных отношений. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка.

Основными элементами рынка являются товар, цена, спрос, предложение.

 

 

 

 

 

 10. Основные формы деловых предприятий 

       Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.
       
        Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности).
       Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.
       Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.
              Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:
       1) простота организации (учреждения, управления и т. д.);
       2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);
       3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).
              Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:
       1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);
       2) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);
       3) существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).
               Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.
       Основнные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.
       Бывает, что все партнеры принимают активное участие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются и партнеры, играющие пассивную роль.
       В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).
       Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков (скудность финансовых средств, неограниченная ответственность и др.).
       К ним, однако, добавляются новые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов) и угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).
              Иногда по типу партнерства организованы большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все — владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права.
       Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). Проедание средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.
               Корпорация. Третьим, основным видом делового предприятия является современная (открытая) корпорация.  
        Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. 
        Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. 
       Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).
       Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.
        Корпорация — это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица).
       Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
       Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками.
       Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления.
       Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются.
       Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Возможности оппортунистического поведения расширяются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т. д.).
       Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает. Возникает угроза «поглощения» данной фирмы другой и полной смены команды (во всяком случае, ее верхнего эшелона).
       К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов.
       Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.
               Регулируемая и государственная фирмы. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход.
       Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования и т. д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.
       Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий.
       Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний.
       Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.
               Неприбыльные  (некоммерческие) организации – широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики.
       К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, госпитали, колледжи, общества милосердия и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли.
       Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности — продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций.
       Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.
        Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми.
        В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором — контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.
 8. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие "Предприятие"

Приступая к анализу хозяйственной деятельности предприятия, прежде всего следовало бы остановиться на самом понятии "предприятие". Не подлежит сомнению семантическая связь с таким понятием, как "предпринять" что-либо, то есть осуществить какое-либо действие. Отсюда и "предпринима­тельство", которое предполагает какое-либо дело. Поэтому в самом широком смысле этого слова предприятием следует считать организацию любого дела, направленного на достижение определенной цели, результатов, получение которых предполагает определенные действия и решение тех или иных задач.

Однако такая расширительная трактовка "предприятия" приобретает всеобъемлющий характер и применима к любому роду деятельности людей. Нас же интересует экономическая сторона их деятельности, организационно-хозяйственная форма ее реализации. В то же время организационно-хозяйственная форма деятельности людей может носить различное социально-экономическое содержание и преследовать либо чисто экономические, либо иные установки. Поэтому предпринимательство может носить либо благотворительный, либо коммерческий характер. В первом случае если и руководствуются понятиями эффективности своей работы, то скорее в социально-психологическом и морально-этическом смысле, тогда как во втором случае под эффективностью понимается оценка экономической результатив­ности того или иного вида деятельности.

Типы предприятий

Разграничение предприятий на мелкие, средние и крупные необходимо осуществлять не только на основе численности занятых,   товарооборота, оборота капитала, но и с учетом таких показателей, как доля предприятия на рынке данного вида продукции, отсутствие или наличие конкуренции,* зависимость или отсутствие контроля извне.

Однако на практике в основе классификации предприятий лежит принцип масштаба сосредоточения средств производства, рабочей силы и выпуска продукции. Определяющим критерием принадлежности предприятия к той или иной группе в мировой практике является количество занятых, численность работающих на предприятии. В условиях научно-технической революции на­растает вытеснение живого труда овеществленным, когда на одного работника приходится все больший и больший объем производственного аппарата, а автоматизация и роботизация производственных процессов ведет к кардинальному изменению органического строения капитала на предприятиях. Такой критерий, как численность работников, занятых на предприятии, становится и определенном смысле анахронизмом.

Виды производств

В то же время нельзя смешивать тип предприятий с характером производства: крупным, средним и мелким. Характер производства определяется уровнем его интенсификации, предопределяемым используемой техникой и технологией, а также квалификацией персонала. Поэтому то или иное предприятие можно отнести к разряду крупных или мелких, а по характеру своей деятельности око может быть отнесено соответственно к мелкому или крупному. В основе деления предприятий на мелкие, средние и крупные лежат количественные параметры, тогда как их характеристика по принадлежности к мелкому, среднему или крупному производству дается на основе качественных критериев.

Структура общественного производства и предприятий

Приступая к рассмотрению предприятий-производителей, их структуры, необходимо отметить, что в каждой стране существуют специфические как структура общественного производства, так и образующие его хозяйственные единицы. Однако в каждой национальной экономике необходимо выделить государственный и частный сектора. В частности, по соотношению этих секторов США и Россия находятся на противоположных полюсах: в России господствующим являлся государственный сектор, в США - частный. В России с развертыванием процесса разгосударствления и приватизации формируется и развивается сектор частного предпринимательства.

Национальные экономики отличаются друг от друга и по своей отраслевой структуре как в силу природно-климатических и экономических условий, так и в результате разных уровней социально-экономического развития и места различных отраслей в экономической системе. При этом отраслевая структура экономики проявляется и в преимущественном развитии тех или иных форм собственности и хозяйствования. Дело в том, что каждая отрасль обладает спецификой в отношении трудоемкости и капиталоемкости, скорости оборота капитала, величины первоначального или стартового капитала, необходимого для открытия своего дела.

Поэтому в зависимости от сложившейся отраслевой структуры находится и структура малых, средних и больших предприятий, а от системы их научно-технической и производственной специализации и кооперации зависят масштабы крупного, среднего и мелкого производства. Конечно, эти структуры тесно взаимосвязаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. От них зависит и численность предприятий, функционирующих в национальной экономике, и их распределение по различным отраслям и сферам общественного производства.

9. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ,
ПРАВОВОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТЫ
Организационные формы предприятия
В рамках частной собственности в соответствии с российским законодательством предприятия могут принимать самые разнообразные организационные формы.
Индивидуальное предприятие
Прежде всего речь идет об индивидуальном предприятии, то есть о той форме частной собственности, которая во всех своих проявлениях выходит на единственного хозяина-собственника предприятия. Организовав предприятие, такое физическое лицо несет все необходимые затраты по его организации и функционированию, равно как и единолично присваивает и распоряжается всем полученным доходом. Поэтому индивидуальным предприятием является такое предприятие, у которого единственный собственник, имеющий исключительное право владеть и распоряжаться как своим имуществом, так и присваивать результаты хозяйственной деятельности, равно как и нести всю полноту ответственности всем своим имуществом за любые убытки, которые терпит предприятие.
Индивидуальные предприятия, как правило, характерны для малого бизнеса. При этом это может быть такое -предприятие, на котором собственник одновременно выступает и как работник, когда труд и капитал персонифицируются в одном и том же лице. Сюда же относятся семейные фирмы и мелкие предприятия, когда один из членов семьи выступает от имени семьи как юридическое лицо, ответственное за его хозяйственную деятельность.
Единоличное предприятие может базироваться на собственности одного лица и найме рабочей силы. В этом случае капитал нанимает труд, который ограничивается присвоением исключительно заработной платы, тогда как результаты хозяйственной деятельности присваиваются единолично собственником предприятия. Поэтому индивидуальные предприятия могут варьироваться по характеру хозяйственной деятельности в широком диапазоне, начиная с хозяйственной единицы, базирующейся на труде только его собственника, и кончая предпринимательской-деятельностью, основанной на найме десятков и сотен работников.

Информация о работе Факторы производства