Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:21, шпаргалка
Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство.
14. Внутрифирменное планирование. |
Сущность в/п проявляется в конкретизации цели развития предприятия и каждого структурного подразделения, в определении средств их достижения, сроков и последовательности реализации, в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В/п признано обеспечивать взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями, включая всю технологическую цепочку. В/п - это процесс выработки и принятия решений, позволяющий обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем. Объекты плановых решений: - постановка целей и выработка стратегического плана предприятия; - распределение ресурсов в соответствии с изменением внутренних и внешних условий деятельности. В/п решает след. задачи: формулирует цели и конкретные задачи с помощью кот. они достигаются; создает основу для перестройки структуры предприятия и системы управления ею; обеспечивает выбор наилучшего варианта решения задач организации; формирует систему показателей с помощью кот. происходит оценка результатов деятельности предприятия и стимулирования работников. С точки зрения объектов планирования и интервалов планирования выделяют след. виды планов: 1. Стратегический план, охватывающий в настоящее время период до 5 лет в кот. формулируются задачи, связанные с временем и ресурсами, а также общая стратегия достижения цели организации. Стратегический план можно определить как документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи. 2. Текущие планы - планы в кот. отражаются все направления деятельности предприятия на текущий период (1 год). Текущее планирование представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Один из основных разделов текущего планирования - это план производства, в к-м определяется объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре и ассортименту. 3. Оперативные или оперативно-календарные планы. Они включают решения конкретных вопросов деятельности на период квартал, месяц, декаду. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и служат базой для оперативного управления производством и его диспечированием. 4. Инвестиционные проекты - это планы капитальных вложений, направленные на создание новых или модернизацию существующих производственных мощностей. 5. Бизнес-план - план создания нового предприятия или план по достижению определенных целей деятельности. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности выделяются след. планы - план производства; финансовые планы (планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения и развития предприятия); планы научных исследований и т.д. Основные методы планирования: - балансовый; - нормативный; - математико-статистический. Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает предприятие и потребностей в рамках планового периода. Он реализуется через составление системы балансов материально-вещественных, стоимостных и трудовых. Нормативный метод состоит в том, что в основу планируемых заданий на определенный период закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции. Математико-статистические методы планирования. Простейшие методы - это статистические. Математические - это линейное программирование.В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Для этих и других целей и применяется бизнес-план. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма. Бизнес-план является инструментом управления и планирования производственной деятельности предприятия, поскольку дает возможность предпринимателю систематически контролировать отклонения и своевременно реагировать на них управляющими воздействиями. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план может иметь любое число разделов. Например: 1) раздел: возможности фирмы (резюме). Это вводная часть бизнес-плана. Она должна быть краткой и вместе с тем вызывающей интерес у потенциального инвестора. Объем резюмене должен превышать 3 страниц. Чем яснее и четче будут изложены основные положения будущего или действующего предприятия, тем более выгодным будет мнение о нем у инвестора, компаньона или банка. Резюме составляется в последнюю очередь и в сжатой форме содержит ответы на ключевые вопросы бизнес-плана. 2) Виды товаров (услуг): описание предлагаемых на рынок продукции или услуг, осуществляется с целью оценки их потребительских качеств и платежеспособного спроса с обоснованием преимуществ, которые получат потенциальные покупатели. 3) План маркетинга. Этот раздел является одним из основных, поскольку решения, принятые на основе маркетинговых исследований, во многом определяют будущий результат проекта. В данном разделе исследуются след. аспекты: анализ рынка сбыта; оценка конкурентов; стратегия маркетинга. 4) План производства. Главная задача этого раздела – доказать потенциальным партнерам и инвесторам, что предприятие будет в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с надлежащим качеством. 5) Организационный план. 6) Оценка риска и страхование проекта. В этом разделе определяются потенциальные проблемы, которые являются критическими для успеха предприятия и указываются предполагаемые пути минимизации их неблагоприятного влияния. 7) Финансовый план. Финансовый план является одним из важнейших разделов бизнес-плана. В нем обобщаются в стоимостном выражении результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Он предназначен для определения потребности источников и схем поступления денежных средств, необходимых для реализации проекта; и является основным документом для оценки эффективности инвестиционного проекта. ФП включает в себя: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации производства; прогноз объемов реализации товара; баланс денежных расходов и поступлений; сводный баланс активов и пассивов предприятия; график достижения безубыточности; расчет потребности в заемных средствах и сроков погашения кредита. |
13. Бизнес-план - план создания нового предприятия или план по достижению определенных целей деятельности. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности выделяются след. планы - план производства; финансовые планы (планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения и развития предприятия); планы научных исследований и т.д. Основные методы планирования: - балансовый; - нормативный; - математико-статистический. Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает предприятие и потребностей в рамках планового периода. Он реализуется через составление системы балансов материально-вещественных, стоимостных и трудовых. Нормативный метод состоит в том, что в основу планируемых заданий на определенный период закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции. Математико-статистические методы планирования. Простейшие методы - это статистические. Математические - это линейное программирование.В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Для этих и других целей и применяется бизнес-план.
Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма. Бизнес-план является инструментом управления и планирования производственной деятельности предприятия, поскольку дает возможность предпринимателю систематически контролировать отклонения и своевременно реагировать на них управляющими воздействиями. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план может иметь любое число разделов. Например:
1) раздел: возможности фирмы (резюме). Это вводная часть бизнес-плана. Она должна быть краткой и вместе с тем вызывающей интерес у потенциального инвестора. Объем резюмене должен превышать 3 страниц. Чем яснее и четче будут изложены основные положения будущего или действующего предприятия, тем более выгодным будет мнение о нем у инвестора, компаньона или банка. Резюме составляется в последнюю очередь и в сжатой форме содержит ответы на ключевые вопросы бизнес-плана.
2) Виды товаров (услуг): описание предлагаемых на рынок продукции или услуг, осуществляется с целью оценки их потребительских качеств и платежеспособного спроса с обоснованием преимуществ, которые получат потенциальные покупатели.
3) План маркетинга. Этот раздел является одним из основных, поскольку решения, принятые на основе маркетинговых исследований, во многом определяют будущий результат проекта. В данном разделе исследуются след. аспекты: анализ рынка сбыта; оценка конкурентов; стратегия маркетинга.
4) План производства. Главная задача этого раздела – доказать потенциальным партнерам и инвесторам, что предприятие будет в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с надлежащим качеством.
5) Организационный план.
6) Оценка риска и страхование проекта. В этом разделе определяются потенциальные проблемы, которые являются критическими для успеха предприятия и указываются предполагаемые пути минимизации их неблагоприятного влияния.
7) Финансовый план. Финансовый план является одним из важнейших разделов бизнес-плана. В нем обобщаются в стоимостном выражении результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Он предназначен для определения потребности источников и схем поступления денежных средств, необходимых для реализации проекта; и является основным документом для оценки эффективности инвестиционного проекта. ФП включает в себя: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации производства; прогноз объемов реализации товара; баланс денежных расходов и поступлений; сводный баланс активов и пассивов предприятия; график достижения безубыточности; расчет потребности в заемных средствах и сроков погашения кредита.
15. Показатели эффективности организации
Эффективность организации определяется по ряду показателей. Оценить эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям - например, по прибыли, полученной в результате деятельности, – недостаточно. Огромную прибыль можно получить и на основе жесточайшей эксплуатации работников, и на основе современных методов организации производства с использованием социально-психологических факторов. Для нас важно изучение второго, гуманного пути достижения эффективности. Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков.
Первый блок включает в себя объективные (экономические) показатели:
1. Результативность. По этому показателю оценивается, достигнуты ли организацией поставленные цели.
2. Производительность. Этот показатель выявляет, достигнута ли цель посредством минимальных трудовых затрат.
3. Продуктивность. По этому показателю оценивается количество и качество продукции.
4. Рентабельность. Это показатель прибыльности в процессе всего товарооборота от приобретения сырья и оборудования до продажи произведенного товара.
5. Экологичность. К современному производству предъявляется требование применения экологически чистых технологий. Загрязнение окружающей среды является одним из важных показателей неэффективности промышленного предприятия.
6. Энергоемкость. Любое производство приближается к идеальному, если потребляется минимум энергии. Поэтому показатель энергозатрат, израсходованных в технологическом процессе, говорит об эффективности всего производства в целом.
Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:
1. Трудовая, духовная и общественная активность сотрудников. Активность – это деятельностный компонент психологии людей. Трудовая активность отражается на таких показателях, как производительность труда, качество выпускаемой продукции и т.д. Активность людей в духовной сфере определяется не только уровнем их профессионального мастерства, а прежде всего творческим отношением к делу, участием в рационализаторской деятельности. Общественная активность проявляется в участии в общественно-политической жизни страны, социальных движениях, освоении новых экономических условий. Показатель активности свидетельствует об уровнях психофизической и социально-психологической жизнедеятельности сотрудников. Уровень психофизической активности оценивается в основном по величине энергозатрат работника, а социально-психологический уровень по таким параметрам, как – факт трудовой, духовной или общественной активности;
– время, затраченное на эту деятельность;
– проявление инициативы в труде, познании или общественном поведении.
2. Удовлетворенность трудовой деятельностью. Это показатель личностного отношения человека к своему труду и членам группы.
3. Относительная стабильность организации. В каждой группе образуется ядро кадровых работников, вокруг которого концентрируется остальной кадровый состав. Показатель стабильности связан с показателем текучести кадров. Определенный уровень текучести кадров - это нормальное явление для каждой организации. Если группа на протяжении долгого времени абсолютно стабильна, законсервирована, то это негативно сказывается на ее развитии, на взаимоотношениях людей, выработке новых идей и пр. Поэтому мы и говорим об относительной стабильности организации, имея в виду важность и необходимость определенной текучести кадров.
4. Сработанность организации. Этот показатель характеризует устойчивость и прочность межличностных взаимодействий. С его помощью оценивается психологическое состояние системы функционального взаимодействия сотрудников. Сработанность людей в группе говорит об отлаженных организационных и психологических механизмах их деятельности и является предпосылкой сплоченности и совместимости членов организации.
Социальными психологами установлено взаимовлияние объективных и субъективных факторов. В результате серии исследований, проведенных на ряде предприятий нашей страны в 1970-1990-е годы сотрудниками кафедры социальной психологии СПбГУ, выявлены взаимосвязи объективных и субъективных показателей эффективности организаций. Так, трудовая, духовная и общественная активность работников зависит от:
– сбалансированности материального и морального стимулирования труда (оказалось, что ориентация исключительно на материальное стимулирование труда не приводит к значительному увеличению трудовой активности работников);
– наличия в организации инициативной группы людей, выдвигающей цели, отражающей интересы и потребности сотрудников, умеющей убедительно доказывать необходимость предлагаемых ими инноваций;
– возраста работников (молодые сотрудники проявляют большую общественную активность, а работники среднего возраста отличаются высокой трудовой активностью).
В свою очередь, трудовая активность сотрудников благоприятно отражается на:
– результативности и продуктивности труда;
– производительности труда;
– социально-психологическом климате;
– степени сработанности членов трудового коллектива. На удовлетворенность трудом влияют следующие факторы:
– результативность труда;
– санитарно-гигиенические условия труда;
– система организации труда;
– система стимулирования труда;
– способы выбора человеком профессии и места работы;
– престиж профессии;
– способы принятия решений, сложившиеся в организации. Сплоченность организации, характеризующаяся прочностью, единством, устойчивостью межличностных взаимоотношений, влияет на:
– производительность труда;
– продуктивность;
– уровень трудовой и общественной активности;
– текучесть кадров.
В целом исследования социальных психологов на промышленных предприятиях показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены и объективные, и субъективные факторы. Ю.П. Платонов [1992] на основе анализа специальной научной литературы и результатов собственных многолетних исследований в качестве социально-психологических факторов эффективности организации определяет следующие:
1. Целенаправленность. Характеризует готовность организации к достижению целей совместного взаимодействия. Цель совместной деятельности выражает потребности, интересы, ценностные ориентации членов трудового коллектива, их идеальное представление будущего результата, что, в свою очередь, определяет средства и способы взаимодействия.
2. Мотивированность. Раскрывает причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов группы. В конкретной ситуации социального взаимодействия мотивация выполняет три психологические функции: побуждающую, направляющую и регулирующую. Побуждающая функция состоит в осознании человеком потребности в совместном с другими людьми достижении целей группы и является «пусковой кнопкой» деятельности. Направляющая функция определяет цели и способы совместной деятельности, согласованные между всеми членами группы. Регулирующая функция способствует выбору наиболее оптимальных и законных средств достижения групповых целей и удовлетворения потребностей.