Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:21, шпаргалка
Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство.
Экономические.
Правовые.
Социально психологические.
Административные методы необходимо применять очень осторожно, потому, что они базируются на силе государственной власти и включают в себя различные меры запрета, принуждения, разрешения.
Меры принуждения используются государством в законодательном порядке для защиты окружающей среды, иногда переквалификации кадров, стабилизации социальных отношений. В странах с развитой рыночной экономикой административные методы регулирования используются в незначительных размерах и могут возрастать в критических ситуациях.
Экономические меры государственного регулирования – основные методы воздействия государства на экономику:
Регулирование учетной ставки ЦБ.
Установление и изменение размеров минимальных резервов коммерческих банков.
Операции на открытом рынке с ценными бумагами.
Страны с развитыми рыночными отношениями постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Государство должно осуществлять регулирование экономики по следующему принципу: Конкуренция везде, где возможно, а регулирование там, где это необходимо.
Уровни государственного регулирования:
1. Микро уровень (предприятия, корпорации).
2. Мезо уровень (отрасль).
3. Макро уровень (общегосударственный уровень).
Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные.
Прямы методы не дают объекту регулирования свободы в принятии решений. Экономическое законодательство, контроль над доходами, контроль над ценами, экспортные и импортные квоты, лицензии на ту или иную деятельность, экономические стандарты.
Косвенные методы – предоставляют объекту регулирования право выбора при принятии решений: государственные расходы и закупки, налоги, банковский процент, нормы обязательных резервов для коммерческих банков, покупка и продажа ценных бумаг, таможенные пошлины, валютный курс.
Существуют ограничения для государственного регулирования экономики:
Недопустимы любые действия государства, которые разрушают рыночный механизм. Рынок во многом является самонастраивающейся системой и поэтому влиять на него надо только косвенными, экономическими методами. Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и не эффективных, а так же не существует абсолютно идеальных и эффективных методов регулирования.
Финансовая система и финансовая политика.
54. Государственный бюджет. Его формирование использование, гос долг.
Финансы – важный инструмент управления экономикой.
Финансы – система образования и использования фондов денежных ресурсов на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Финансы связаны с ценой, зарплатой и кредитом. Они возникают в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Изначально этот термин употреблялся как понятие связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, которые государство использует для выполнения своих функций (экономических и политических).
Бывают:
1. финансы населения – доходную их часть образуют первичные доходы семей, а расходы – все расходы и сбережения населения.
2. финансы хозяйствующего субъекта – выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процессы производства и получение прибыли.
3. финансы государства – связаны с первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для выполнения различных функций. Материальное содержание государственных финансов воплощается в государственных и местных бюджетах, спецфондах и госпредприятиях.
Функции госфинансов:
4. 1. инструмент воздействия на процесс общественного воспроизводства.
5. 2. инструмент для поддержания темпов экономического роста
6. 3. используется для поддержки важных отраслей страны.
7. 4. используется для осуществления структурной перестройки экономики.
8. 5. используется для ускорения научно технического прогресса.
Финансовая политика государства – мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.
Принципы построения финансовой политики государства:
1. принципы единства (в бюджете сосредоточен доход и расход)
2. принцип полноты (учитывает все затраты и поступления по статье бюджета)
3. принцип реальности (правдивое отражение доходов и расходов государства)
4. принцип гласности (обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов бюджета).
Основные направления финансовой политики:
- проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения.
- оздоровление денежно-кредитной системы.
- комплекс мер по социальной защите населения.
Государственная финансовая система – совокупность финансовых звеньев:
1. государственный бюджет – крупнейший централизированный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
2. местные финансы – охватывает широкую группу налогов, систему местного кредита и специальных фондов. Структура определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.
3. финансы госпредприятий – за ними закреплены основные и оборотные фонды. Они находятся на самостоятельной смете и осуществляется регламентир. законом взаимодействия с госбюджетом
4. специальные правительственные фонды – отделены от госбюджета и управляются центр. властями (фонды соцстрахования, целевые фонды).
Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается в госорганах. Госбюджет – компромисс между основными социально- экономическими группами в стране, между общегосударственными и частными по проведению налогообложения.
Бюджетная система страны – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Доходная часть бюджета: налоговые поступления, неналоговые поступления(доход от госимущества, дивиденды по акциям), госзаймы, эмиссия денег, таможенные сборы.
Расходная часть: социальные услуги, хознужды, вооружение и обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы, платежи по госдолгу.
Бюджетный дефицит:
Источники – 1) затратный механизм хозяйствования, 2) административно-командная система управления экономикой.
Причины:
1. спад общественного производства
2. рост предельных издержек общественного производства
3. массовый выпуск пустых денег
4. увеличение затрат на содержание ВПК
5. большой оборот теневого капитала
6. большие непроизводительные расходы (хищения, приписки, потери)
Способы финансирования:
1. кредитно денежная эмиссия
2. увеличение налоговых поступлений бюджета.
Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленных за определенное время. Бывает внутренний –гос-во должно своим гражданам, и внешний – должно международным организациям.
Система управления госдолгом:
1. изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов.
2. выпуск новых займов и выработка новых условий для них
3. маневрирование с выплатой % займом
4. маневрирование со ставками % по кредитам
44. Налоги: сущность, формы и принципы налогообложения.
45. Основные налоговые реформы в переходный период.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами) с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня. Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.
Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса, в порядке общественного принуждения, а второе свидетельствует о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств или оказанием услуг.
Функции налогов:
• фискальная,
• регулирующая (экономическая),
• распределительная (перераспределительная).
Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают пять основных налогов:
1.на прибыль,
2.на добавленную стоимость,
3.подоходный налог с физических лиц,
4.ресурсные платежи,
5.акцизы.
Элементы налога.
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в нормативных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
• субъект налога или налогоплательщик;
• объект налога;
• налогооблагаемая база;
• единица обложения;
• налоговые льготы;
• налоговая ставка;
• налоговый оклад;
• источник налога;
• налоговый период;
• срок уплаты налога[32,20].
Субъект налога, или налогоплательщик, - это юридическое либо физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Субъект налога не всегда является реальным его плательщиком. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Последнее называется носителем налога. Носитель налога - это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении процессов переложения налога.
Объект налога - это доход или имущество налогоплательщика, которые в силу закона подлежат обложению налогом. Объектом обложения у косвенных налогов выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг. Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить его объект, необходимо рассчитать налогооблагаемую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налогооблагаемая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.
По степени компетенции органов законодательной или представительной власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты, налоги делятся на:
• федеральные; • региональные; • местные.
По форме взимания различают налоги:
• прямые; • косвенные.
Прямые налоги • это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. К таким налогам относятся, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц.
Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходами (имуществом) налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Владелец товара (работ, услуг) при их реализации получает с покупателя сумму налога и перечисляет ее государству.
Налоговая система России
Налоговая система - это совокупность налогов, взимаемых государством, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, а также организация налогового контроля, формы ответственности за нарушение налогового законодательства[32,24].