Факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:21, шпаргалка

Краткое описание

Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство.

Файлы: 1 файл

экономическаяяяяяяяяяяяяя.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Именно уровень издержек оказывает определяющее влияние на размер прибыли предприятия, на возможность его расширения, а так же на то останется ли предприятие на данном рынке, или оно вынуждено будет покинуть его, если издержки превышают прибыль.

В современных западных теориях уделяется особое внимание взаимосвязи между объемами производства и издержками. Для этого используется концепция предельных издержек, которая имеет значительное сходство с теорией предельной полезности.

Издержки производства представляют собой все расходы на производство определенного объема продукции. Издержки производства – это то во что обходится производство данного товара предпринимателю.

Оплата приобретенных предпринимателем факторов производства. Использование их должно обеспечить денежную выручку от изготовленной и реализованной продукции в таком размере, что бы она покрывала произведенные затраты и дала определенный излишек, т.е. прибыль. В конечном итоге именно прибыль является движущим мотивом, который определяет смысл предпринимательской деятельности. А достижение этой цели в значительной степени зависит от величины произведенных затрат. Издержки производства оказывают большое влияние на конкурентоспособность предпринимателя на рынке. При анализе предпринимательской деятельности используется очень много видов издержек производства.

В самом общем виде выделяют: валовые издержки, постоянные издержки и переменные издержки.

Постоянные издержки – это такие затраты предпринимателя, которые он должен нести в любом случае и которые не зависят от объема выпускаемой продукции.

Постоянные издержки будут даже при нулевом объеме выпускаемой продукции.

Элементы из которых складываются постоянные издержки:

                      Арендная плата за помещение.

                      Амортизационные отчисления.

                      Административные и управленческие расходы.

                      Стоимость и содержание оборудования.

                      Стоимость освещения и отопления производственных помещений.

                      Охрана производственных помещений.

                      Выплаты процентов по кредиту.

Переменные издержки – это такие затраты, которые напрямую зависят от объема производимой продукции и применение которых непосредственно будет сказываться на производимом объеме продукции.

Элементы из которых складываются переменные издержки:

                      Покупка сырья, полуфабрикатов, материалов и заработная плата производственных рабочих.

Переменными издержки называют по двум причинам:

                      Стоимость самих ресурсов может изменяться в зависимости от рыночной конъюнктуры.

                      Изменяются в зависимости от жизненного цикла товара.

На первом этапе, когда объем производства невелик, такие издержки достаточно значительны, в дальнейшем по мере увеличения объема выпускаемой продукции уровень затрат снижается, потому, что начинает действовать фактор экономии на масштабе производства. При вступлении в действие закона убывающей доходности переменные издержки могут начать обгонять рост производства.

В сумме постоянные и переменные издержки дают валовые (общие) издержки производства – это все издержки предприятия на данные период времени, которые необходимы для производства того, или иного товара.

66. Конкуренция и ее виды.

Сущность конкуренции.

67. Методы конкурентной борьбы.

Конкуренция – важнейшая форма функционирования рыночных отношений.

Функции конкуренции в рыночном механизме:

                      Регулирующая функция;

                      Функция мотивации;

                      Функция контроля.

Конкуренция (от лат. concurro - соперничать) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи.

В качестве регулирующего механизма выступают три вида конкуренции:

                      Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене);

                      Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж);

                      Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей.

Типы конкуренции:

1.                      Внутриотраслевая (в пределах одной отрасли за наивысшую прибыль и наилучшие условия продажи готовой продукции) и межотраслевая (предприниматели, занятые в разных отраслях, конкурируют за наилучшие условия вложения капитала в ту или иную отрасль) конкуренция;

2.                      Ценовая и неценовая конкуренция (по методам осуществления).

Сейчас в развитых рыночных странах монополии на практике используют такой метод конкуренции, как ценовая дискриминация – это когда фирма использует практику применения различных цен на одни и те же товары. Это возможно потому, что:

                      В силу обособления рынков друг от друга по географическому положению и по различным тарифным барьерам;

                      В силу различной реакции на спрос и предложение по различным рынкам (Покупатели готовы покупать товары по завышенным или заниженным ценам).

Неценовая конкуренция – техническое превосходство, высокое качество продукции, высокая надежность, более эффективные методы сбыта, использование маркетинга, расширение гарантий послепродажных услуг населению.

3.                      Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка):

                      Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;

                      Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные;

                      Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны;

                      Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.);

                      На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.

Несовершенная конкуренция проявляется в трех формах:

                      Абсолютная (чистая) монополия;

                      Олигополия;

                      Монополистическая конкуренция.

Первому совершенному типу и трем формам несовершенной конкуренции соответствуют 4 модели современного рынка.

                      Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации;

                      Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль, есть неценовая конкуренция (реклама), есть затруднения в доступности информации. Такая модель характерна для розничной торговли легкой промышленности;

                      Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция, существенные препятствия для вхождения в отрасль, использование всех видов конкуренции, ограничения по доступу к информации. Характерно для автомобилестроения, нефтяной отрасли и т.п.;

                      Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами, вступление в отрасль блокировано, существенные ограничения в доступе к информации о фирме. Например, Дебирс – обработка алмазов, ИНКО – добыча никеля.

49. Макроэкономические показатели: общая характеристика, виды, методы их расчета.

Макроэкономика – это раздел в экономической теории где рассматриваются закономерности взаимодействия совокупных величин (общего уровня цен и безработицы, общее потребление и инвестиции, общий спрос и общее предложение) и их влияния на изменение в объеме производства, т.е. на общее состояние экономики в любой стране.

Курс макроэкономики преследует цель выбора оптимального варианта, оптимального баланса в развитии экономики, при этом преследуются и важнейшие экономические цели:

                      Стабильный рост национального объема производства. Он предполагает, что ежегодный выпуск продукции должен увеличиваться на определенный процент за год, без резких замедлений.

                      Обеспечение стабильно уровня цен. При этом цены должны устанавливаться свободно, на основе конкуренции и желательно, что бы они не росли очень быстрыми темпами.

                      Обеспечение максимального уровня занятости населения. Т.е. предполагается, что каждый трудоспособный человек желающий работать – должен получить работу.

                      Поддержание равновесного внешне-торгового баланса. Здесь предполагается достичь относительного равновесия между экспортом и импортом. А оно может обеспечиваться только если есть свободная продажа товаров в данной стране, и товаров данной страны.

Альтернативные методы измерения макроэкономических результатов. СОП, ВНП, ВВП, ЧНП, НД.

На национальный объем производства оказывает влияние огромное количество различных факторов. Отсюда появляется вопрос научно точно и правильно измерить, как работает экономика в данной стране. Для этого используются различные макроэкономические показатели.

Совокупный Общественный Продукт (СОП).

СОП – это совокупность товаров и услуг произведенных в течении одного года и выраженных в рыночных ценах. В этом показателе отражается общая эффективность всей национальной экономики и благосостояния народа данной страны.

Валовой Национальный Продукт (ВНП) – выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.

Валовой Внутренний Продукт (ВВП) – выражает в рыночных ценах совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны.    ВВП = ВНП – ЭКСПОРТ

Чистый Национальный Продукт (ЧНП).

В ВВП существует тенденция к приукрашиванию, т.к. в ВНП учитывается та часть годового производства, которая необходима для замещения использованных в производстве ВНП машин, станков, агрегатов. И если из ВНП вычесть стоимость потребленных машин и т.д. мы выйдем на величину ЧНП.

ЧНП – это ВНП скорректированный на величину амортизационных отчислений.

С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства, который экономика в целом, т.е. включая домашнее хозяйство, компании, правительство, иностранцев, в состоянии потребить, не ухудшая при этом производственных возможностей последующих лет. Исключает повторный подсчет.

Показатель Национального Дохода (НД).

НД – меньше чем ВНП на величину косвенных налогов на бизнес и амортизационных отчислений от стоимости элементов основного капитала.

НД меньше чем ЧНП на величину косвенных налогов на бизнес.

НД – это чистый или доработанный доход общества.

Циклическое развитие экономики.

 

31. Циклический характер развития общественного производства. Виды экономических циклов.

Цикличность – это всеобщая форма движения которая отражает непрерывность этого движения и смену эволюционных и революционных форм прогресса.

Наиболее характерная черта цикличности – это движение не по кругу, а по спирали, от низшего к высшему. Цикличность – это форма прогрессивного развития.

Каждый цикл имеет свои фазы, длительность. Но характеристики фаз различных циклов неповторимы.

Все циклы в природе и обществе взаимосвязаны. Общественное производство тоже развивается циклически. Причины цикличности развития общественного производства следующие:

1.                      Несовершенство рыночного саморегулирования.

2.                      Развитие диспропорций в структуре народного хозяйства.

3.                      Характер движения элементов основного капитала.

Цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику. Она заключается в том, что существует несколько типов циклов (волн) которые, практически, трудно выделить из-за множественности показателей, которыми они характеризуются. Вообще цикличность развития народного хозяйства каждой страны характеризуется совокупностью многих экономических показателей (ВНП, НД, объем промышленного производства, заработная плата в ее реальном значении, размер золотого запаса, добыча полезных ископаемых, уровень прибыли на капитал и др.)

Информация о работе Факторы производства