Факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:21, шпаргалка

Краткое описание

Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайней мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю, предпринимательство.

Файлы: 1 файл

экономическаяяяяяяяяяяяяя.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

28. РЦБ и фондовая биржа.

27. Виды ЦБ.

29. Структура РЦБ.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

      Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

      Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

      Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Фондовый рынок  -  это  институт  или механизм,  сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

     Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают.

     Согласно определению,  товаром,  обращающимся  на  данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка,  его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

  - субъекты рынка;

  - собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);

  - органы государственного регулирования и надзора  (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);

  - саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников  рынка ценных бумаг,  которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);

  - инфраструктура рынка.

Облигации - долговые обязательства акционерных обществ, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустившая их компания является должником и обязуется выплатить владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты - погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (но не совладельцем, как акционер).

По Российскому законодательству акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов,  на участие в управлении акционерным обществом и  на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Вексель представляет собой разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно уплатить в определенном месте сум­му, указанную в векселе, его владельцу (векселедер­жателю) при наступлении срока исполнения плате­жа или по его предъявлении. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку про­извести платеж указанной в нем суммы чекодержа­телю. Плательщиком по чеку может быть только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. При этом отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Следует отметить, что выдача чека не погашает денежного обязательства должника, во исполнение которого он вынужден выписывать чек. Депозитные и сберегательные сертификаты - это всякий документ, право требования по которому может уступаться одним лицом другому, одновре­менно являющийся обязательством банка по выпла­те размещенных у него депозитов.

37. Совокупный спрос и совокупное предложение.

38. Макроэкономическое равновесие и влияющие на него факторы.

Спрос – это платежная способность (потребность), т.е. это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

На рынке всегда действует объективный закон  - экономический закон спроса.

Экономический закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар:

, Q – спрос; P – цена на товар.

Теоретически экономический закон спроса можно трактовать следующим образом: Если цена на рынке на товары и услуги растет, то спрос на них будет снижаться.

Этот закон можно изобразить на графике:

Главная функция которую выполняет спрос как главный или важнейший рыночный механизм заключается в том, что именно он (спрос) заставляет производство выпускать необходимые товары, улучшать их качество, и расширять ассортимент. Помимо цены на спрос могут влиять и неценовые факторы. Они воздействую на спрос могут смещать кривую спроса вправо или влево, вверх или вниз. Неценовые факторы:

                      Изменение денежных доходов населения.

                      Изменение в структуре страны (увеличение количества пенсионеров – увеличение потребности на лекарственные препараты).

                      Изменение вкусов и предпочтений покупателей.

                      Изменение цен на взаимозаменяемые товары.

                      Изменения в ожиданиях потребителей.

 

Предложение – это совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые готовы продавать производители. Действует объективный экономический закон предложения.

, S – спрос; P – цена на товар.

Если цены на товары и услуги растет, то предложение их на рынке будет увеличиваться. Экономический закон предложения может быть изображен в виде линии предложения на графике.

Главная функция предложения состоит в том что оно соединяет производство с потребителями, соединяет продажу товара с его покупкой.

 

 

Рыночное равновесие

Равновесие – это состояние баланса между противоположными силами (спросом и предложением).

 

Покупатель хочет купить товар по наиболее низкой цене, а продавец стремится продать – по более высокой.

Избыток предложения – ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.

Избыток спроса – ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.

Макроэкономика находится в состоянии равновесия при таком объеме ВНП, когда сбережения и инвестиции равны друг другу.

1.                      Если сбережения населения больше, чем инвестиции: при таком уровне ВНП, население будет сберегать больше, чем предприятия будут готовы инвестировать в свои производства. Следовательно, население будет воздерживаться от дополнительного потребления. Предприятия находят меньше потребителей на свою дополнительную продукцию и накапливают товарные запасы. Это не стимулирует предприятия к росту производства и инвестиций. Следовательно, производство будет сокращаться, что приведет к снижению ВНП, сокращению занятости населения, будут уменьшаться сбережения.

2.                      Если сбережения населения меньше инвестиций, тогда предприятия будут готовы инвестировать под увеличивающийся спрос населения на товары. Это стимулирует предприятия к наращиванию объемов производства, что повлияет на рост ВНП, на увеличение занятости населения.

Следовательно, равновесное состояние сбережений и инвестиций определяет оптимальный объем ВНП, который не приводит к резким колебаниям в экономике.

Экономика должна функционировать таким образом, чтобы не было резкого расширения и сжатия экономики.

Эффект мультипликатора: рост инвестиций приводит к росту ВНП, но этот рост будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту.

Помимо первичного эффекта, куда сделаны инвестиции, у инвестиции есть вторичные, третичные и т.д. эффекты. Затраты, сделанные на расширение производства, на увеличение занятости населения в одной сфере оказывают положительные влияния в других сферах экономики. Этот множительный эффект проявляется в ВНП и называется мультипликационным эффектом. Он может быть подсчитан математически с помощью показателя мультипликатор.

Мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий размер увеличения ВНП при росте инвестиций.

 

48. Эластичность спроса и предложения и их использования в микро и макроанализе.

Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность. Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса.

Этот коэффициент эластичности спроса показывает насколько процентов меняется размер спроса в зависимости от изменения цены на товар или услугу на 1%.

Есть 3 значения эластичности спроса:

                      Эластичный.

                      Неэластичный.

                      Единичной эластичности.

В абсолютном математическом измерении эластичность спроса больше 1, неэластичность меньше 1, единичная эластичность равна 1.

Если цена на товар увеличилась на 1%, а спрос на этот товар упал больше чем на 1%  - спрос эластичный.

Если цена на товар уменьшилась на 1%, и спрос возрос больше чем на 1% - спрос эластичный.

Если при снижение цены товара на 1% спрос не изменился – неэластичный спрос.

Если при снижении цены на товар на 1% спрос увеличился на 1% - спрос единичной эластичности.

Эластичность спроса зависит от многих факторов, но она выше на те товары, у которых больше заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль.

Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей их использования.

Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность на такой товар.

Возможность доступа к товару тоже влияет на эластичность спроса (ограничен доступ  - ниже эластичность спроса).

Значение эластичности спроса по цене играет  важную роль для предпринимателей при выборе цен на товары.

Если спрос на товары эластичен, то производителю часто выгодно понижение цены, потому что его выручка будет возрастать за счет продажи большего количества товаров.

Если спрос неэластичен, то производителю выгодно повышать цену, потому что только в этом случае возможно получение прибыли.

На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. В этом случае говорят об эластичности спроса на товары и услуги по доходу.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает на сколько процентов увеличивается или уменьшается  спрос на товары и услуги при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.

 

Степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Мерой измерения эластичности предложения является коэффициент эластичности предложения. Он показывает на сколько процентов изменится размер предложения товаров и услуг, если на 1% изменяется цена на них.

Есть 3 вида эластичности предложения:

                      Эластичное.

                      Неэластичное.

                      Единичной эластичности.

Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров значительно увеличивается (более чем на 1%), то такое предложение эластичное.

Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров не увеличилось – неэластичное

Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров увеличилось на 1% - единичная эластичность.

На эластичность предложения могут влиять очень много факторов. Эластичность предложения обычно бывает выше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки времени. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.

Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, а так же она может изменяться в результате изменения качественного или количественного состава применяемых экономических ресурсов.

При усилении ограниченности ресурсов будет уменьшаться значение эластичности предложения.

По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют 3 периода:

1.                      Краткосрочный.

Как правило фирма не в состоянии осуществить изменения в объеме выпускаемо продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос изменяя при этом только цену. Как правило кривая спроса предложения занимает вертикальное положение.

Информация о работе Факторы производства