Денежный дефицит и проблема неплатежей в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.

Оглавление

Введение 3
Глава 1
Бюджетная система государства 4
Формирование бюджета в странах с развитой рыночной экономикой и в России 5
Глава 2
Понятие и формы бюджетного дефицита. Его основные виды 7
Циклический дефицит 8
Структурный дефицит 10
Операционный дефицит 11
Первичный дефицит 12
Квазифискальный дефицит 13
Глава 3
Способы финансирования дефицита государственного бюджета 15
Монетизация бюджетного дефицита 15
Внешнее долговое финансирование 17
Внутренне долговое финансирование 19
Глава 4
Две точки зрения на государственный долг 22
Бюджетное ограничение государства 24
Потребители и будущие налоги 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Денежный дефицит и проблема неплатежей в российской экономике.doc

— 209.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия»

Имени академика Д.Н. Прянишникова

 

Кафедра экономической теории.

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по экономической теории.

Тема: Денежный дефицит и проблема неплатежей в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

     Выполнила: студентка 1 к.

Факультета заочного обучения

                                                                                    По специальности 060500

                                                                                        «Бух. учет, анализ и аудит»

                                                     гр. 11

Сергеева Александра Евгеньевна

Бч (у) - 10 – 4795

Проверила: старший преподаватель

Маркова Татьяна Валентиновна

 

 

 

 

 

Пермь 2010г
СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                               3

Глава 1

Бюджетная система государства                                                                                        4                                            

Формирование бюджета в странах с развитой рыночной экономикой и в России       5

Глава 2

Понятие и формы бюджетного дефицита. Его основные виды                                      7

Циклический дефицит                                                                                                         8

Структурный дефицит                                                                                                       10

Операционный дефицит                                                                                                    11

Первичный дефицит                                                                                                          12

Квазифискальный дефицит                                                                                               13

Глава 3

Способы финансирования дефицита государственного бюджета                                15 

Монетизация бюджетного дефицита                                                                               15

Внешнее долговое финансирование                                                                                17

Внутренне долговое финансирование                                                                             19

Глава 4

Две точки зрения на государственный долг                                                                   22

Бюджетное ограничение государства                                                                              24

Потребители и будущие налоги                                                                                       25

Заключение                                                                                                                         29

Список использованной литературы                                                                               31

                                                                  

 

 

 

 

Введение

              Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. Что же это за понятие и почему оно так влияет на экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос. Россия считается страной с переходной экономикой, т.к. до сих пор окончательно не перешла к рыночной экономике.

              Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.

              В первой главе я попыталась описать бюджетную систему государства, ее структуру и формирование государственного бюджета как в странах с развитой рыночной экономикой, так и у нас в России.

              Во второй главе я характеризую основные виды дефицита государственного бюджета и причины их возникновения.

              В третьей главе описываются способы финансирования дефицита государственного бюджета. Рассматриваются такие  пути преодоления дефицита государственного бюджета как монетизация бюджетного дефицита, внешнее долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование. Оцениваются положительные и отрицательные стороны каждого из них.

              В четвертой главе рассматриваются две точки зрения на государственный долг, а также влияние существования как внутреннего, так и внешнего долга на бюджет страны в целом. Также идет речь о существующем внешнем долге России и о влиянии его на экономику страны в целом, перспективы его сокращения и погашения.

              И последним разделом моей работы является заключение, содержащее выводы по всей работе.

             

 

Глава 1

Бюджетная система государства.

              Бюджетная  система  страны  представляет  собой  сложный  механизм, характеризующий  особенности  взаимоотношений  государства  и  местных органов  власти. Структура  бюджета  страны  зависит  от  её  государственного  устройства.  В странах,  имеющих  унитарное  устройство,  бюджетная  система  имеет  как  бы двухъярусное построение  -  государственный  и  местный  бюджеты.  В  странах с  федеративным  государственным  устройством  (США,  ФРГ к ним относится и Россия)  имеется  промежуточное  звено  -  бюджеты  штатов,  земель, регионов и  соответствующих  им  административных  образований. Бюджет  любого  уровня  представляет  собой  централизованный  фонд  денежных ресурсов,  которыми  располагает  и  распоряжается  правительство  страны или  администрация  конкретной  территории. К  бюджетам  территории относятся:  бюджеты  крупных  регионов -  штатов,  земель,  департаментов; бюджеты  местных  органов  управления  -  городов,  графств,  районов  и  т. д.

              Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта  и  его расходы. Расходы  показывают  направление  и  цели  бюджетных  ассигнований.  По своей  структуре  расходные  статьи,  например  государства,  подразделяются на  расходы  по  государственному  управлению,  на  военные  расходы, расходы  на  социально-экономические  цели,  расходы  на  хозяйственную деятельность  государства,  расходы  на  осуществление  внешнеэкономической деятельности.

              Расширение  функций  государства  сопровождается  тем,  что  масштабы государственных  расходов  увеличиваются  темпами,  значительно  превышающими темпы  роста  ВНП.  К  числу  важнейших  статей  государственных  расходов  относятся  затраты, связанные  с  созданием  наиболее  благоприятных  предпосылок  для функционирования  производственных  секторов  экономики.  Всё  более значительное  место  занимают  и  расходы  на  создание  объектов  социальной инфраструктуры,  в  первую  очередь  -  на  образование  и  здравоохранение. Значительный  удельный  вес  продолжают  занимать  военные  расходы. Рассматривая  военные  расходы,  необходимо  учитывать  не  только  прямые, но  и  косвенные  затраты,  к  числу  которых  относятся  выплаты  процентов по  военным  долгам,  пенсии  и  пособия  инвалидам  войны,  ветеранам  и  т. д.

              Важной  составной  частью  финансовой  системы  государства  являются местные  бюджеты.  За  счёт  их  расходов  финансируются,  в  первую очередь,  объекты  коммунальной  собственности,  строительство  дорог,  школ, развитие  средств  связи,  а  также  жилищное  строительство.  Бюджеты местных  органов  власти  используются  также  на  социально-культурные нужды,  содержание  объектов  здравоохранения,  поддержания  экологического равновесия.

              Доходы  государственного  бюджета  состоят,  в  первую  очередь, из  налогов, собранных как  центральными,  так  и  местными  органами  власти, государственных  займов,  а  также  поступлений  так  называемых внебюджетных  и  целевых  фондов.  Создание  такого  рода  фондов обусловлено  необходимостью  мобилизации  крупных  финансовых  расходов  для конкретных  целей,  прежде  всего,  социально-экономического  характера.  К числу  их  относятся  социальное  страхование,  строительство  дорог,  охрана окружающей  среды,  подготовка  и  переподготовка  рабочей  силы  и  многое другое

Формирование бюджета в странах с развитой рыночной экономикой и в России.

              Государственные  финансы,  в  которые  входят  бюджеты  центрального правительства,  местных  органов  власти  всех  уровней,  а  в  ряде  стран и  некоторые   внебюджетные  фонды,  -  важнейшая  составная  часть хозяйственного  механизма  развитых  стран.  Это  тот  рычаг,  с  помощью которого  правительство  оказывает  огромное  воздействие  на  весь  процесс производства  и  распределения. 

              Бюджетная  система  выполняет  при  этом три  функции:

              1. фискальную  -  через  изъятие  налогов  обеспечивает  необходимые ресурсы  для  правительственной  деятельности,  то  есть  для  покрытия расходов  на  военные,  экономические  и  социальные  программы,  а  также на  существование  аппарата  управления;

              2. экономического  регулирования  -  налоги  и  расходы  используются как  рычаги  управления  хозяйственной  деятельностью  и  осуществления определённых  целей  экономической  политики  (стабилизации  экономики, стимулирования  её  роста,  структурных  сдвигов  и  т.  п.);

              3. выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения  доходов, благодаря  прогрессивной  системе  налогообложения  и  системе  трансфертных платежей,  мало  обеспеченным  и  безработным  гражданам,  инвалидам,  детям, отсталым  регионам  и  т.  п.

              Главная  особенность  стран  с  рыночной  экономикой  состоит  в    том,  что с  помощью  бюджета  финансируются  по  преимуществу  только  те общественные  потребности  или  сферы  народного  хозяйства,  где  частное предпринимательство  и  рыночные  отношения  не  работают  или  работают плохо,  а  также  те  сферы,  где  требуется  защита  интересов  отдельных слоёв  общества  или  населения  в  целом. Бюджетные  расходы  идут  на  такие  основные  статьи,  как:  содержание вооружённых  сил  и  государственного  аппарата;  финансирование  социальной инфраструктуры  (социальное  обеспечение,  здравоохранение,  просвещение, наука  и  пр.);  финансирование  хозяйства;  выплата  процентов  по государственному  долгу.

              Соотношение  между  этими  глобальными  категориями  определяется  многими факторами:  социальной  и  экономической  структурой  в  конкретной  стране, долей  государственного  сектора,  историческими  и  политическими традициями,  общей  стратегией  регулирования  экономики.  

18

 



Глава 2

Понятие бюджетного дефицита, его основные виды.

              Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы.              

              Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.  Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Циклический дефицит государственного бюджета.

              Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. «Встроенные» стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

              При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

              Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса. Он вызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой активности (рис. 1).

 

Информация о работе Денежный дефицит и проблема неплатежей в российской экономике