Денежный дефицит и проблема неплатежей в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.

Оглавление

Введение 3
Глава 1
Бюджетная система государства 4
Формирование бюджета в странах с развитой рыночной экономикой и в России 5
Глава 2
Понятие и формы бюджетного дефицита. Его основные виды 7
Циклический дефицит 8
Структурный дефицит 10
Операционный дефицит 11
Первичный дефицит 12
Квазифискальный дефицит 13
Глава 3
Способы финансирования дефицита государственного бюджета 15
Монетизация бюджетного дефицита 15
Внешнее долговое финансирование 17
Внутренне долговое финансирование 19
Глава 4
Две точки зрения на государственный долг 22
Бюджетное ограничение государства 24
Потребители и будущие налоги 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Денежный дефицит и проблема неплатежей в российской экономике.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

              Наиболее сильное отрицательное воздействие на платежный баланс в аспекте изменения уровня резервов иностранной валюты оказывает дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным Банком.

              В результате происходит рост предложения денег, и на руках у населения накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные, что в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи «вливания» иностранных валютных резервов, что позволяет стабилизировать денежный рынок.

              Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный Банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление равновесия платежного баланса. Рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом относительно уменьшаются. Наибольший рост инфляции возникает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которых восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов ЦБ остается практически неизменным.

Внешнее долговое финансирование.

              Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

              Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях – на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

              Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.

              Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается   ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала. Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет «эффекта вытеснения», но и за счет отрицательного «эффекта чистого экспорта», ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению внутренних процентных ставок.

              В итоге масштабы «эффекта вытеснения» относительно сокращаются, но внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем. Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

              При этом чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

              Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

              1. удается организовать концессионное финансирование;        

              2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;

3.   торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

              4.  первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

              5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутренне долговое финансирование.

              Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.

              В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы - снижаются, вызывая «эффект вытеснения», который значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики. Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки относительно

фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения ограничены, что типично для многих переходных экономик, то растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по капитальному счету.

              Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала. В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса. Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса.

              С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае «эффект вытеснения» оказывается более значительным. В случае оптимистических ожиданий роста прибылей у частного бизнеса этот «эффект вытеснения» может быть частично или полностью элиминирован увеличением инвестиционного спроса. Таким образом, в обстановке доверия к политике правительства и ЦБ один и тот же механизм - внутреннее долговое финансирование дефицита государственного бюджета - может одновременно как вызвать эффект вытеснения, так и частично элиминировать его. Чем менее эластично внутреннее предложение в переходной экономике, тем значительнее, при прочих равных условиях, может оказаться «эффект вытеснения». Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления. В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

              1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору; 

              2. внутреннее предложение относительно эластично;

              3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

              4.  сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

 

 

 

Глава 4

Две точки зрения на государственный долг.

              Государственный  долг  -  это  задолженность,  накопившаяся  у правительства,  в  результате взаимствования  денег  для  финансирования прошлых  бюджетных  дефицитов. В  соответствии  с  традиционной  точкой  зрения  государственные  займы  - фактор  уменьшения  национальных  сбережений  и  сдерживания  накопления капитала.  Этой  точки  зрения  придерживается  большинство  экономистов.

              Однако  существует  другая  точка  зрения,  называемая  равенством  Рикардо, которой  придерживается  небольшая,  но  очень  влиятельная  группа экономистов.  В  соответствии  с  рикардианской  точкой  зрения, государственный  долг  не  влияет  на  сбережения  и  накопление  капитала. Как  снижение  налогов  и  бюджетный  дефицит  повлияют  на  состояние экономики  с  традиционной  точки  зрения? Снижение  налогов,  финансируемое  правительством  за  счёт  займов,  будет оказывать  воздействие  на  экономику  по  многим  направлениям.  Снижение налогов  сразу  же  вызовет  рост  потребительских  расходов.  Рост потребительских  расходов  влияет  на  состояние  экономики,  как  в краткосрочном,  так  и  долгосрочном  периоде. На  протяжении  краткосрочного периода  увеличение  потребительских  расходов  приводит  к  росту  спроса на  товары  и  услуги  и,  таким образом,  к  росту  объёма  производства  и  занятости.  Однако  ставка процента  будет  также  расти  из-за  обострения  конкуренции  между инвесторами  в  связи  со  снижением  объёма  сбережений.  Повышение  ставки процента  будет  сдерживать  инвестиции,  и  стимулировать  приток иностранного  капитала.  Курс  национальной  валюты  по  отношению  к иностранным  валютам  будет  расти,  что  приведёт  к  снижению конкурентоспособности  национальных  фирм  на  мировом  рынке. В  долгосрочном  плане  сокращение  национальных  сбережений,  вызванное снижением  налогов,  приведёт  к  уменьшению  размеров  накопленного капитала  и  росту  внешней  задолженности.  Поэтому  объём  национального продукта  снизится,  а  доля  в  нём  внешнего  долга  возрастёт. Трудно  оценить  конечные  результаты  воздействия  снижения  налогов  на экономическое  благосостояние  страны.  Жизнь  современного  поколения улучшится  благодаря  росту  дохода  и  занятости,  хотя  весьма  вероятно. Что  одновременно  повысится  и  темп  инфляции.  Тяжёлое  бремя  последствий такого  бюджетного  дефицита  ляжет  в  основном  на  плечи  будущих поколений:  они  будут  рождены  в  стране  с  меньшими  размерами накопленного  капитала  и  большим  внешним  долгом.

Рикардианский  анализ  влияния  бюджетной  политики  на  государственный долг  основывается  на  логике  поведения  потребителя,  учитывающего интересы  будущего. Какую  же  реакцию  может  вызвать  снижение  налогов  у  думающих  о будущем  потребителей? Заботящийся  о  будущем  потребитель  понимает,  что  наличие  в  настоящее время  государственного  долга  означает  повышение  налогов  в  будущем. При  снижении  налогов,  финансируемом  за  счёт  роста  государственного долга,  сами  налоги  не  уменьшаются:  они  просто  перераспределяются  во времени.  Не  увеличивается  и  постоянный  доход  потребителя,  а, следовательно,  и  потребление. Общий  принцип  заключается  в  том, что  сумма  государственного  долга равна  сумме  будущих  налогов,  и  если  потребитель  в  достаточной  мере учитывает  будущие  события,  то  будущие  налоги  для  него  эквивалентны текущим.  Следовательно,  финансирование  государственных  расходов  за  счёт долга  равносильно  их  финансированию  за  счёт  налогов.  Эта  точка зрения,  известная  как  рикардианское  равенство,  названа  так  в  честь выдающегося  экономиста  XIX  века  Давида  Рикардо,  поскольку  он  первым обратил  внимание  на  этот  теоретический  аргумент. Вывод  из  равенства  Рикардо  заключается  в  том,  что  финансируемое  за счёт  долга  снижение  налогов  не  изменяет  потребления.  Домашние хозяйства  сберегают  прирост  располагаемого  дохода  для  оплаты предстоящего  в  будущем  повышения  налоговых  обязательств,  обусловленного снижением  текущих  налогов.  Этот  прирост  личных  сбережений  равен  по величине  снижению  государственных  сбережений.  Национальные  сбережения  - сумма  личных  и  государственных  сбережений  -  остаются  неизменными. Поэтому  снижение  налогов  не  приводит  к  тем  последствиям,  на  которые указывает  традиционный  анализ. Однако  из  логики  анализа  равенства  Рикардо  не  следует,  что  любые изменения  в  бюджетно-налоговой  политике  бесполезны.  Они  могут существенно  повлиять  на  расходы  потребителя,  если  приводят  к изменению  текущего  или  будущего  объёма  государственных  расходов. Предположим,  например,  что  правительство  снижает  налоги  сегодня потому,  что  оно  планирует  уменьшить  государственные  закупки  в будущем.  Если  потребитель  считает,  что  это  снижение  налогов  не вызовет  роста налогов  в  будущем,  он  будет  считать  себя  более обеспеченным  и  увеличит  расходы  на  потребление.  Однако  именно снижение  государственных  расходов,  а  не  уменьшение  налогов  стимулирует потребление:  объявление  о  будущем  снижении  государственных  расходов привело  бы  к  росту  текущего  потребления  даже  при  неизменном  уровне существующих  налогов,  поскольку  это  предполагает,  что  через  некоторое время  налоги  уменьшатся.

Информация о работе Денежный дефицит и проблема неплатежей в российской экономике