Демонополизация рынков ТЭК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Для России ТЭК является основой хозяйства и ключевым двигателем национальной экономики, обеспечивая порядка 30% ВВП и 70% экспортных доходов, поэтому его функционированию и развития уделяется повышенное внимание, в отличии от развитых стран, где ТЭК играет лишь инфраструктурную роль. Несомненно, столь высокие показатели оказали определенное влияние на структуру всей российской экономики, которое впоследствии будет подробно рассмотрено.

Файлы: 1 файл

Трукурсач2.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

Для электроэнергетики основными проблемными вопросами, помимо ценообразования, являются технико-экономические проблемы в части, относящихся к производственному и экономическому потенциалу, его физическому и моральному старению. Весьма важной проблемной задачей следует считать осуществление организационно-управленческих преобразований, касающихся вариантов формирования вертикально-интегрированных региональных энергосистем, зональных вертикально-интегрированных компаний, конкурентной модели электро-энергетики.

Газонефтепроводный транспорт, подобно другим естественным монополиям, тоже имеет массу накопленных нерешенных проблем. Первостепенной является недостаток денежных средств, необходимых для поддержания технического состояния, модернизации и развития мощностей системы магистральных нефтепроводов, потому что ухудшающееся техническое состояние транспортных коммуникаций энергоносителей приводит к снижению грузооборота, а это влечет за собой рост тарифов на транспортировку и снижение возможностей развития добычи нефти. Весьма ощутимо сказывается на результатах работы трубопроводов нерешенные проблемы структурных преобразований, регулирования тарифов, финансирования реконструкции, формирования и распределения тарифной выручки.1

 

  1. Конкурентная среда в топливно-энергетическом комплексе России

Несмотря на то, что в России рынок нефтепродуктов поделен между несколькими компаниями, практически в каждом конкретном регионе, по сути дела, имеет место локальная монополия. Даже «независимые» автозаправки на деле зависят от одной вертикально-интегрированной нефтяной компании. Это следствие того, что не в полной мере обеспечивается достижение запланированных Энергетической стратегией России на период до 2020 года итоговых качественных результатов первого этапа ее реализации, а именно - создания базы для устойчивого поступательного развития энергетического сектора, включающей, в том числе, формирование целостной и апробированной нормативно-законодательной базы, создание энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли.

 

    1. Сущность и значение конкуренции

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

  • выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
  • сводит конкретный труд к общественно необходимому;
  • содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и   прибыли в зависимости от производительности труда и  эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

  • креативное (созидательное) – поведение, направленное на  создание  предпосылок, обеспечивающих превосходство над  соперниками;
  • приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в  производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на  сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной.  Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

  • монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного  покупателя);
  • олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония -  власть нескольких крупных покупателей);
  • монополистическая конкуренция - соревнования между разными  по  силе и влиянию продавцами.

 

 

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. 

В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".  Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно: 

  • распространении ложных, неточных или искаженных сведений,  способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой  репутации другому хозяйствующему субъекту;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера,  способа и места изготовления товара, его потребительских  качеств  и свойств;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе  его  рекламной деятельности производимых или реализуемых  им  товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного  наименования.

Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:

  • контроль за соблюдением антимонопольных требований при  создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих  субъектов;
  • контроль за крупными продажами и покупками акций, которые  могут привести к доминирующему положению хозяйствующих  субъектов (свыше 35 %);
  • предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов  или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые  вступающих на данный товарный рынок;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска  дефицитных  товаров в целях устранения доминирующего  положения отдельных  хозяйствующих субъектов;
  • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных  предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.

Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно.  На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.

Примером этому могут служить постоянные проблемы, связанные с обеспечением жителей Приморья электроэнергией и теплом, порожденные деятельностью структурной единицы РАО «ЕЭС России» «Дальэнерго».

Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки2.

 

    1. Перспективы роста конкуренции в ТЭК на современном этапе

Зарубежный опыт наглядно свидетельствует о полезности присутствия на нефтегазовом рынке большого числа независимых производителей: Они позволяют исследовать запасы, непривлекательные для вертикально-интегрированных компаний, создают конкурентную среду. Но этот опыт говорит о том, что малые и средние компании нуждаются п значительной поддержке со стороны государства. Ведь им приходится конкурировать не только друг с другом, но и с гигантами нефтегазового бизнеса.

Проблема обеспечения не дискриминационного доступа продукции малых предприятий к российским перерабатывающим мощностям и магистральным трубопроводам требует первостепенного разрешения для нормального развития конкуренции в топливно-энергетическом комплексе России.

Развитие конкуренции, в свою очередь, должно обеспечить появление прослойки малого предпринимательства в ТЭК, рост доходной части бюджета страны за счет увеличения количества поступающих налогов, создание дополнительного числа рабочих мест, повышение общего энергетического потенциала государства за счет освоения новых месторождений трудно извлекаемых запасов нефтяных и газовых ресурсов и добычи большего их количества.

В Энергетической стратегии РФ на период до 2020 г. предусматривается создание условий для эффективного хозяйствования как финансово-промышленных групп и корпораций, так и малого и среднего бизнеса при условии соблюдения ими лицензионных обязательств по обеспечению надежного энергоснабжения потребителей. При этом имеется в виду формирование конкурентной среды в отраслях ТЭК и, в частности, в газовой отрасли и электроэнергетике путем развития независимых производителей.

В связи с этим предполагается организовать в стране серийное производство энергосберегающего оборудования и установок малой энергетики, в том числе использующих гидроэнергетические ресурсы, солнечную, ветровую, геотермальную энергию и другие источники.

Это позволит не только повысить общий энергетический потенциал государства, но и создать дополнительные рабочие места, а также улучшить экологическую обстановку. Поэтому для России развитие малой энергетики становится весьма актуальным.3

Государством взят вектор развития на эффективное использование энергоресурсов, обеспечения роста малого и среднего предпринимательства и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций. Современная ситуация на рынках топливно-энергетического комплекса и перспектива роста конкуренции на нём таковы, что на пути перехода от монополий к здоровой рыночной конкуренции можно выделить следующие основные проблемы и проиллюстрировать их на примере газовой отрасли:

Информация о работе Демонополизация рынков ТЭК