Демонополизация рынков ТЭК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Для России ТЭК является основой хозяйства и ключевым двигателем национальной экономики, обеспечивая порядка 30% ВВП и 70% экспортных доходов, поэтому его функционированию и развития уделяется повышенное внимание, в отличии от развитых стран, где ТЭК играет лишь инфраструктурную роль. Несомненно, столь высокие показатели оказали определенное влияние на структуру всей российской экономики, которое впоследствии будет подробно рассмотрено.

Файлы: 1 файл

Трукурсач2.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

Российский государственный университет нефти и газа им.И.М.Губкиа Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме «Демонополизация рынков ТЭК»

 

 

Работу принял: Шуркалин Александр Константинович

Работу выполнил: Власенко Никита

Группа: БМ-14-04

 

 

 

 

 

Москва

2015 

 

Демонополизация рынков ТЭК России

Введение

Топливно-энергетический комплекс – это совокупность отраслей промышленности, связанных с добычей топлива, производством энергии, их транспортировкой, распределением, использованием и конечным потреблением.

Для России ТЭК является основой хозяйства и ключевым двигателем национальной экономики, обеспечивая порядка 30% ВВП и 70% экспортных доходов, поэтому его функционированию и развития уделяется повышенное внимание, в отличии от развитых стран, где ТЭК играет лишь инфраструктурную роль. Несомненно, столь высокие показатели оказали определенное влияние на структуру всей российской экономики, которое впоследствии будет подробно рассмотрено.

В состав топливно-энергетического комплекса входят: топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, торфяная, сланцевая) и электроэнергетика. Они тесно взаимодействуют со всеми отраслями народного хозяйства, в особенности с машиностроением и металлургией, и не может полноценно функционировать с высокоразвитой инфраструктурной сетью.

Помимо того, что от темпов роста ТЭК зависят масштабы и динамика развития всей промышленности, он обладает также и районообразующей функцией – вокруг ресурсонасыщенных регионов вырастают поселения и целые города, что стимулирует дальнейший рост экономики и решает проблему низкой заселенности Центральной Сибири и Дальнего Востока.

Основной проблемой российских рынков ТЭК является их не максимально эффективное функционирование, чему главной причиной – высокая степень их монополизации. Решение этой проблемы откроет для России новые потенциалы для экономического роста.

 

  1. Теоретические основы функционирования ТЭК России

Начиная с конца 90-х годов прошлого века в мировой экономике произошли существенные изменения: снижение государственного контроля, реструктуризация, приватизация, увеличение роли частного сектора и др. Россия также не избежала перемен, однако зачастую они носили индивидуальный характер, отличный от общемировых тенденций. Связано это с особенностями экономической ситуации того времени, когда все изменения в сфере ТЭК проводились в контексте общесистемной перестройки и смены вектора развития после распада СССР. На данном, начальном этапе стала очевидна актуальность научно-практических проблем повышения качества управления отраслями ТЭК и их модернизации.

Значимость топливно-энергетического комплекса для РФ сложно переоценить. В него входят главные инфраструктурные отрасли, которые дают толчок для развития экономики по ключевым направлениям. Для России характерна высокая степень монополизации рынков ТЭК, и связано это, в том числе, с тем, что их функционирование ведет к колоссальному загрязнению окружающей среды, становится угрозой для экологической безопасности и должно тщательно контролироваться со стороны государства, чему в РФ, являющейся преемницей СССР и унаследовавшей дурную привычку, не уделяется должного внимания.

Другим важным аспектом рассматриваемой темы является повышение качества управления сферы ТЭК. Анализируя общие тенденции развития энергетики, опираясь на сделанные выводы и мировой опыт, разрабатывается национальная энергетическая стратегия. Она включает ключевые задачи, конкретизирует цели и направления развития комплекса, и опираясь на неё проводится энергетическая политика государства. На данный момент Министерством Энергетики РФ разработана и утверждена Правительством РФ энергостратегия до 2020 года (ЭС-2020) и даны прогнозные оценки социально-экономического развития России до 2030 года.

Помимо государственного регулирования топливно-энергетического комплекса, направленного на повышение эффективности работы отрасли, правительство несёт социальную ответственность перед населением. Блага, производимые ТЭК, составляют большую часть экспорта страны и, как следствие, ВВП. В свою очередь, вырученные средства идут на импорт необходимых товаров с высоким спросом и не имеющих аналогов (либо имеющих, но некачественных) в РФ. Разумеется, государство старается сокращать объемы импорта, но пока что это явление носит недостаточно масштабный характер, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что многие министерства уже начали проводить программы импортозамещения. Таким образом, эффективность функционирования топливно-энергетического комплекса влияет не только на объемы поступлений в бюджет, но также оказывает определенный социальный эффект на все слои населения.

Рассматривая картину в целом, направления государственной политики в отношении рынков ТЭК четко не определены. С одной, бóльшей стороны, бразды правления сосредоточены в руках государства, которое само занимается распределением факторов производства, из-за чего снижается экономическая эффективность функционирования всей отрасли. С другой, все большую популярность набирает осознание того, что российским рынкам топливно-энергетического комплекса остро необходимо повышение рыночной конкуренции через снижение государственного регулирования. На данный момент имеет место быть балансирование между двумя подходами, в котором первому отдается заметное предпочтение. Примечательно, что такое соотношение идет вразрез со статьёй 7 Конституции РФ, которая определяет Россию, как государство с социально-ориентированной экономикой. Действительно функционирование ТЭК должно опираться, в том числе, и на общественную составляющую, особенно в РФ. Огромная территория, географическое положение и климатические условия требуют бесперебойного обеспечения населения теплом и светом на протяжении шести и более месяцев в году.

Заключая вышесказанное, можно так сформулировать основы функционирования топливно-энергетического комплекса России: во-первых, это повышение качества управления входящими в него отраслями; во-вторых, рациональное недропользование и решение проблемы невозобновляемости некоторых ресурсов; в-третьих, совершенствование внешней энергетической стратегии.

 

    1. Модели монополии и характер монополизации рынка 

Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса необходимого четко определиться с тем, что же из себя представляет монополия.

Итак, монополия возникает на рынке, где функционирует одна фирма, являющаяся единственным производителем какого-либо блага, которое не имеет близких аналогов. Вследствие этого монополист обладает уникальной возможностью самому определять объемы выпуска и устанавливать цену на свой продукт или услугу. Такие манипуляции предложения выгодны фирме, т.к. она максимизирует свою прибыль, затрачивая при этом меньше ресурсов, и невыгодны для потребителя, которому в данных условиях приходится переплачивать. То есть монополист трансформирует часть излишка потребителя в свою сверхприбыль, от чего общество несёт некоторые потери.

На рынке действуют две категории субъектов: производители и потребители. Основной задачей первых является получение максимальной прибыли. Одним из способов достижения этой цели является повышение эффективности и снижение издержек. Этого можно достигнуть благодаря большим размерам предприятия, для которого стоимость производства единицы продукции снижается по мере увеличения её выпуска. Данное явление называется «эффект масштаба». Под его воздействием возникает естественная монополия.

Характерной особенностью естественной монополии является использование инфраструктурных путей сообщения (трубопроводы, ж/д пути, линии электропередач, системы водоснабжения и т.п.). Организация такого уровня нуждается в высоком объеме инвестиций и перманентном снижении издержек. Следовательно, необходимым условием успешного функционирования естественной монополии является экономия на масштабе, рост выпуска, при которым происходит достаточное уменьшение затрат на производство. Вдобавок, задействованные активы фирмы (например, развитая транспортная инфраструктура ж/д путей) категорически не универсальны, т.е. их невозможно переориентировать на другие отрасли.

Ключевыми признаками естественной монополии являются: неэластичный спрос (в условиях рыночной экономики за повышением цены следует понижение спроса, а при наличии на рынке монополиста, с ростом цен потребительский спрос почти не снизится ввиду безальтернативности блага) и наличие «эффекта масштаба», необходимость наличия которого была рассмотрена выше.

В ситуации, когда одна или несколько крупных фирм обладают подавляющим преимуществом в производстве каких-либо благ, начинается монополизация рынка, т.е. искусственное повышение цен. К её характерным чертам можно отнести:

  • Благо производится одним-единственным субъектом на рынке
  • Отсутствие близких заменителей блага (уникальность продукции)
  • Чрезвычайная сложность/невозможность проникновения на рынок новых производителей (абсолютное доминирование монополиста на рынке)

Критерием, по которому оценивается степень монополизации рынка, является доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж. Однако в разных странах её могут интерпретировать по-разному: например, в Германии монополия «начинается» при сосредоточении в руках фирмы трети рынка, а в США этот показатель отталкивается от доли четырех крупнейших фирм.

Главным недостатком монополии является отсутствие конкуренции. Фирме попросту не с кем состязаться за конечного потребителя, соответственно, у монополиста нет основного источника мотивации к повышению качества производимых благ и эффективности использования факторов производства.

К положительным тенденциям монополизации рынка можно отнести перманентное снижение издержек, для осуществления которого производитель прибегает к внедрению различных нововведений. Этому способствует доступ крупной монополии с большими возможностями к дорогостоящим научно-техническим достижениям, чего нельзя сказать о средних и малых предприятиях.

Итак, монополия – это масштабное экономико-хозяйственное объединение, обладающее властью над отдельными отраслями и целыми рынками с целью извлечения максимальной прибыли путем завышения цен. Монополизация имеет ряд преимуществ и недостатков, по-разному соотносящихся с субъектами рынка. Монополист также обладает гораздо большими возможностями для усовершенствования производства по сравнению с малыми и средними фирмами.

 

    1. Особенности монополий ТЭК в РФ

Для топливно-энергетического комплекса России характерны высокая степень монополизации его рынков. Отрасли, входящие в состав ТЭК, обеспечивая жизнедеятельность населения, промышленности, сельского хозяйства и публичных структур, унаследовали огромное количество нерешенных проблем, которые в значительной мере препятствуют продвижению рынка, что негативно воздействует на эффективность экономики страны. Причиной тому являются главным образом широкое применение у субъектов естественной монополии перекрестного субсидирования, финансирование капитальных вложений в основном за счет внутренних источников, вялое обращение на рынок капитала за заемными инвестициями. В России естественные монополии с помощью регулирования цен (тарифов) создают повышенные внутренние источники накопления капитала, используя для этого методы примитивной экономики. В абонементную плату, например, за электроэнергию включают так называемые целевые инвестиционные средства, то есть помимо себестоимости и прибыли предлагается введение в цены и тарифы необходимая производителю для собственных потребностей инвестиционная составляющая.

Однако, несмотря на произошедшие перемены, конкуренция по основным видам деятельности естественных монополий нереальна, потому что без кардинального реформирования действующей системы, привлечение огромных капитальных вложений вряд ли возможна альтернатива добыче, транспортированию и распределению нефти и газа, генерированию, передаче и распределению электроэнергии или системе водоснабжения населения.

Если допустить развитие естественных монополий на основе принципов рынка, включая коммерцилизацию отношений участвующих сторон, то обязательно возникнет конкуренция, которая неизбежно обнажит несостоятельные в экономическом отношении структуры и сразу же появятся разного рода проблемы. Поэтому получается так, что естественные монополии являют собой категории, которые возникли в конкурентно ограниченных сегментах рынка по причине сложившихся политических, технических и экономических условий.

Реально осознавая в человеческом измерении назначение естественных монополий, их необходимость существования, особенно в ТЭК, все же нет полного удовлетворения от сложившейся обстановки в этой сфере, действующих принципов, которые призваны оберегать эти структуры от конкуренции. Если проследить в динамике дальнейшее функционирование естественных монополий в организационно неизменном виде, то их перспектива однозначно не привлекательная.

Основанием для такой оценки служит то, что на протяжении нескольких лет каждая из структур развивается очень слабо, запасы полезных ископаемых, разведанные еще во время существования СССР, активно "проедаются", воспроизводство материально-сырьевой базы значительно отстает от спроса, основные средства сильно изношены, инвестиционное обеспечение крайне неудовлетворительное, причем финансирование капитальных вложений осуществляется в основном за счет внутренних источников средств, практически без достаточно объемного обращения на рынки капитала. Основной направленностью в обеспечении национальной безопасности страны должно быть реформирование естественных монополий, напрямую связанных с ТЭК.

Ключевыми для всех естественных монополий проблемными вопросами является ценовая политика, включающая в себя болезнетворное в рассматриваемый период перекрестное субсидирование. Помимо того в каждой структуре в силу своей специфики имеют место много вопросов, требующих своего решения. Для добывающих и перерабатывающих полезные ископаемые естественных монополий ТЭК первостепенным является вопрос воспроизводства материально-сырьевой базы, который без открытия новых месторождений и их освоения, следовательно, без резкого привлечения долларовых многомиллиардных прямых инвестиций решить невозможно.

Информация о работе Демонополизация рынков ТЭК