- Не сформирован конкурентный 
  рынок товаров н услуг, многие  элементы  промышленной инфраструктуры 
  в регионах газодобычи  принадлежат  крупным предприятиям системы 
  «Газпрома».  Недобросовестная  конкуренция со стороны монополистов 
  в  сферах переработки и  транспортировки газа и газового 
  конденсата не  позволяет развиваться  независимым производителям 
  газа, которые  могли бы обеспечить  внутренний рынок дефицитными  углеводородами;
 
  - Независимые производители 
  газа не имеют доступа к экспорту. В  лучшем  случае можно получить разрешение 
  на экспортные  поставки в ближнее  зарубежье, где оплата за них 
  задерживается, а  иногда они не   оплачиваются вовсе. Проекты 
  разработки  газовых и газоконденсатных  месторождений при поставках 
  только на  внутренний рынок и  действующих тарифах являются 
  нерентабельными, инвестиции не  привлекаются, разработка не 
  ведется, дефицит газа возрастает;
 
  - Высокая налоговая нагрузка, 
  отсутствие механизма возврата НДС на  экспортируемую продукцию, 
  отмена льготы по уплате акциза на газ  снижают инвестиционную привлекательность 
  газодобычи. Проекты  разработки газовых и газо-конденсатных месторождений оказываются  капиталоемкими, срок их окупаемости 
  превышает пять лет,  финансирование на таких условиях 
  привлечь нереально. Даже «Газпром»,  пользующийся монопольным положением, 
  испытывает трудности с  финансированием и получает 
  кредиты только под экспортные контракты.
 
 
Из-за неблагоприятных условий 
малый и средний бизнес в РФ первое десятилетие 
XXI века находился на грани выживания и 
только в последние несколько лет система 
его поддержки со стороны государства 
стала более продуманной.
Под налоговым, бюрократическим 
и криминальным прессом малый бизнес не 
развивался, а стал уходить в теневой сектор. 
В результате в России легально функционируют 
в десятки раз меньше малых и средних предприятий, 
в отличии от стран Западной Европы и США.
Во многом это можно объяснить 
тем, что на государственном уровне лишь 
относительно недавно начали предприниматься 
серьезные меры по упрощению и снижению 
налоговой нагрузки, формированию благоприятной 
среды для развития малого сектора экономики.
Заключая вышесказанное можно 
сказать, что необходим дифференцированный 
подход к налогообложению субъектов рынков 
ТЭК, который обеспечивал бы рентабельность 
добычи газа из различных месторождений. 
Особенно учитывая тот факт, что независимые 
компании для многих районных центров 
и поселений Севера являются единственными 
бюджето-образующими организациями.
Из-за высокой монополизации 
малый и средний бизнес оказался невостребованным 
в сфере газопереработки, газохимии и 
нефтехимии, хотя предпосылки для этого 
имеются, а развитие производств, ориентированных 
на выпуск конечной продукции весьма перспективно 
и быстро окупается.
При реструктуризации отраслей 
российского топливно-энергетического 
комплекса потенциал и возможности малого 
и среднего бизнеса используются явно 
недостаточно. Он слабо участвует в процессе 
интеграции и партнерстве с крупными энергетическими 
компаниями через механизм подрядного 
кооперирования, совместного производства 
и выполнения государственных заказов. 
Можно сказать, что в современных реалиях 
наблюдается определенный антагонизм 
между крупными и мелкими компаниями.
Мировая практика подтверждает, 
что малый и средний бизнес, например, 
в нефтегазодобыче – это, во-первых, противодействие 
чрезмерной монополизации отрасли, а во-вторых, 
основная производительная сила по освоению 
и разработке небольших месторождений 
с трудно извлекаемыми запасами.
Для привлечения малого и среднего 
бизнеса к освоению таких ресурсов потребуется 
восстановить рентный подход к налогообложению 
и инвестиционную льготу в налоге на добычу 
в качестве меры поощрения добывающих 
предприятий, реинвестирующих свою прибыль 
в производство, а также ввести в действие 
механизм передачи мелких и средних месторождений 
с трудно извлекаемыми запасами в пользование 
на условиях соглашения о разделе продукции.4
 
  - Государственное 
  регулирование демонополизации ТЭК 
 
Говоря о значении государства 
в данном вопросе прежде всего следует 
вспомнить о Государственной программе 
демонополизации экономики и развитии 
конкуренции на рынках Российской Федерации, 
утвержденная постановлением Правительства 
РФ от 9 марта 1994 года №191. 
Программа установила 
цели, приоритеты и место демонополизации 
экономики и развития конкуренции в общей 
государственной политике экономических 
реформ, этапы и методы формирования и 
развития конкурентной среды, задания 
и мероприятия по демонополизации экономики 
и развитию конкуренции на федеральном, 
отраслевом и региональных уровнях, а 
также ограничения в этой области.5
Постановлением Правительства 
РФ было предусмотрено, что неотъемлемую 
часть Государственной программы составляют 
отраслевые программы демонополизации 
экономики и развития конкуренции. Они 
включали в себя анализ структуры товарных 
рынков по продукции отрасли, уровня и 
форм проявления отраслевого монополизма, 
обоснованные предложения по перечню 
субъектов естественной монополии, планы 
демонополизации экономики и развития 
конкуренции на рынках временных монополий 
на федеральном уровне. Но, следует признаться, 
основные положения данной Программы 
не реализуются в должном объеме, что вынуждает 
совершенствовать методы решения данной 
задачи.
Разумеется, десятилетиями 
складывающаяся отраслевая монополия 
не может быть быстро заменена свободным 
и самоорганизующимся рынком, т.к. утверждение 
конкурентных отношений – не одномоментное 
действие, а длительный, сложный процесс, 
а для значительного числа предприятий 
– даже губительный. Простой закон капитализма 
– выживает эффективнейший, способный 
адаптироваться к изменчивым капризам 
рынка.
Разумное, чёткое и 
уверенное реформирование антимонопольной 
политики способно помочь экономике совершенствоваться 
и улучшаться, в значительной мере используя 
опыт развитых капиталистических государств. 
А если будет развиваться экономика, то 
и жизнь населения, в общем, непременно 
будет становиться лучше.
Главным органом, который ставит 
своей целью демонополизацию экономики 
и развитие конкуренции, является Федеральная 
Антимонопольная Служба. Миссия данной 
организации гласит: «Свобода конкуренции и эффективная 
защита предпринимательства ради будущего 
России. Свободная конкуренция между участниками 
рынков стимулирует развитие новых технологий 
и поиск наиболее эффективных способов 
производства. Это приводит к повышению 
конкурентоспособности товаров, сбалансированности 
их качества и цены, расширению выбора 
для потребителя. Исходя из этого, усилия 
ФАС России направлены на предотвращение 
и пресечение ограничивающих конкуренцию 
действий со стороны хозяйствующих субъектов, 
субъектов естественных монополий и органов 
власти.»6
Назначением и основными функциями 
данного органа   исполнительной 
власти являются:
  - Контроль и надзор за соблюдением 
  антимонопольного законодательства (в 
  т.ч. о естественных монополиях);
 
  - Контроль и надзор за соблюдением 
  законодательства о рекламе;
 
  - Контроль в сфере оказания услуг 
  для федеральных государственных нужд 
  и для нужд субъектов Российской Федерации;
 
  - Контроль за осуществлением 
  иностранных инвестиций в хозяйственные 
  общества, имеющие стратегическое значение 
  для обеспечения обороны страны и безопасности 
  государства.
 
   
  
    - Роль государства в формировании конкурентной 
    среды
 
На основании Доклада о состоянии 
конкуренции в Российской Федерации за 
2013 год, в котором сопоставлены и проанализированы количественные 
и качественные показатели, характеризующие 
ТЭК, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые 
рынки относятся к рынкам с недостаточно 
развитой конкуренцией.7
За последние годы в основном 
сформированы направления конкурентной 
политики и система антимонопольного 
законодательства, охватывающего практически 
все сферы экономической деятельности, 
профессиональный антимонопольный орган 
(Федеральная антимонопольная служба 
России и ее территориальные управления), 
осуществляет комплексный подход к реализации 
антимонопольной и конкурентной политики. 
Эволюция системы антимонопольного законодательства 
в России доказывает, что антимонопольная 
политика представляет собой не разовые 
мероприятия, а постоянно действующие 
и гибко меняющиеся в зависимости от экономической 
обстановки меры, осуществляемые государством 
в области регулирования экономики. Речь 
идет не о непосредственном вмешательстве 
государственных органов в экономику 
предприятий, а о корректировке государством 
отклонений в саморегулирующихся процессах 
развития с помощью экономических методов 
и юридических норм.
Какие это корректировки? Прежде 
всего, главной целью любой антимонопольной 
политики является пресечение монополистических 
злоупотреблений, что особенно остро проявляется 
у естественных монополий. Основной путь 
борьбы с их негативными сторонами состоит 
в государственном контроле над ценообразованием 
на естественно-монопольные товары и объемом 
выпуска. С другой стороны, государством 
должны пресекаться предпосылки к формированию 
искусственных монополий и разрушение 
уже сложившихся субъектов данного типа.
Основанием для приведения в 
действие антимонопольной политики является 
наличие любого из двух основных признаков 
монополизации рынка, а именно: концентрации 
очень большой доли рынка в руках одной 
фирмы, либо переплетения ведущей фирмы 
с конкурентами (олигополия). В любом случае, 
следует понимать, что у государства есть 
три принципиальные возможности понижения 
степени монополизации в РФ:
  - Прямое разделение монопольных 
  структур;
 
  - Обеспечение доступа к рынкам 
  ТЭК для иностранных компаний, с целью 
  повышения конкуренции;
 
  - Развитие отечественного предпринимательства 
  и, как следствие, рост количества игроков 
  на рынке и создание новых предприятий.
 
 
Заключение
Основным субъектом рынков топливно-энергетического 
комплекса являются естественные монополии, 
поэтому ключевым вопросом является вмешательство 
в экономические отношения со стороны 
государства. Именно естественность таких 
монополий возлагает всю ответственность 
на формирование благоприятной конкурентной 
среды на государственные плечи. Прежде 
всего необходимо стимулировать рост 
малого и среднего бизнеса, преимущества 
которого перед крупными компаниями уже 
были мною рассмотрены. Во-вторых, нужен 
жесткий антимонопольный контроль. Также 
в некоторых случаях можно «впускать» 
на российские рынки зарубежные компании 
(преимущественно малые и средние) топливно-энергетического 
комплекса, но делать это нужно предельно 
осторожно, т.к. иностранная компания-гигант 
может превратиться в монополиста на отечественном 
рынке.
 
 
 
    
    1 
Ю.Е. Засько БЕЗОПАСНОСТЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО 
КОМПЛЕКСА И ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ 
МОНОПОЛИЙ
2 
И.П.Николаева ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
3 
С.О.Алексеенков ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА, 
КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 
И РОСТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 
В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 
4 
Г.М.Казиахмедов ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА 
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
5 
«Российская Газета» от 14.04.94
6 
Федеральная Антимонопольная Служба // 
www.fas.gov.ru
7Федеральная 
Антимонопольная Служба //  Доклад о состоянии 
конкуренции в Российской Федерации за 
2013г.