- Не сформирован конкурентный
рынок товаров н услуг, многие элементы промышленной инфраструктуры
в регионах газодобычи принадлежат крупным предприятиям системы
«Газпрома». Недобросовестная конкуренция со стороны монополистов
в сферах переработки и транспортировки газа и газового
конденсата не позволяет развиваться независимым производителям
газа, которые могли бы обеспечить внутренний рынок дефицитными углеводородами;
- Независимые производители
газа не имеют доступа к экспорту. В лучшем случае можно получить разрешение
на экспортные поставки в ближнее зарубежье, где оплата за них
задерживается, а иногда они не оплачиваются вовсе. Проекты
разработки газовых и газоконденсатных месторождений при поставках
только на внутренний рынок и действующих тарифах являются
нерентабельными, инвестиции не привлекаются, разработка не
ведется, дефицит газа возрастает;
- Высокая налоговая нагрузка,
отсутствие механизма возврата НДС на экспортируемую продукцию,
отмена льготы по уплате акциза на газ снижают инвестиционную привлекательность
газодобычи. Проекты разработки газовых и газо-конденсатных месторождений оказываются капиталоемкими, срок их окупаемости
превышает пять лет, финансирование на таких условиях
привлечь нереально. Даже «Газпром», пользующийся монопольным положением,
испытывает трудности с финансированием и получает
кредиты только под экспортные контракты.
Из-за неблагоприятных условий
малый и средний бизнес в РФ первое десятилетие
XXI века находился на грани выживания и
только в последние несколько лет система
его поддержки со стороны государства
стала более продуманной.
Под налоговым, бюрократическим
и криминальным прессом малый бизнес не
развивался, а стал уходить в теневой сектор.
В результате в России легально функционируют
в десятки раз меньше малых и средних предприятий,
в отличии от стран Западной Европы и США.
Во многом это можно объяснить
тем, что на государственном уровне лишь
относительно недавно начали предприниматься
серьезные меры по упрощению и снижению
налоговой нагрузки, формированию благоприятной
среды для развития малого сектора экономики.
Заключая вышесказанное можно
сказать, что необходим дифференцированный
подход к налогообложению субъектов рынков
ТЭК, который обеспечивал бы рентабельность
добычи газа из различных месторождений.
Особенно учитывая тот факт, что независимые
компании для многих районных центров
и поселений Севера являются единственными
бюджето-образующими организациями.
Из-за высокой монополизации
малый и средний бизнес оказался невостребованным
в сфере газопереработки, газохимии и
нефтехимии, хотя предпосылки для этого
имеются, а развитие производств, ориентированных
на выпуск конечной продукции весьма перспективно
и быстро окупается.
При реструктуризации отраслей
российского топливно-энергетического
комплекса потенциал и возможности малого
и среднего бизнеса используются явно
недостаточно. Он слабо участвует в процессе
интеграции и партнерстве с крупными энергетическими
компаниями через механизм подрядного
кооперирования, совместного производства
и выполнения государственных заказов.
Можно сказать, что в современных реалиях
наблюдается определенный антагонизм
между крупными и мелкими компаниями.
Мировая практика подтверждает,
что малый и средний бизнес, например,
в нефтегазодобыче – это, во-первых, противодействие
чрезмерной монополизации отрасли, а во-вторых,
основная производительная сила по освоению
и разработке небольших месторождений
с трудно извлекаемыми запасами.
Для привлечения малого и среднего
бизнеса к освоению таких ресурсов потребуется
восстановить рентный подход к налогообложению
и инвестиционную льготу в налоге на добычу
в качестве меры поощрения добывающих
предприятий, реинвестирующих свою прибыль
в производство, а также ввести в действие
механизм передачи мелких и средних месторождений
с трудно извлекаемыми запасами в пользование
на условиях соглашения о разделе продукции.4
- Государственное
регулирование демонополизации ТЭК
Говоря о значении государства
в данном вопросе прежде всего следует
вспомнить о Государственной программе
демонополизации экономики и развитии
конкуренции на рынках Российской Федерации,
утвержденная постановлением Правительства
РФ от 9 марта 1994 года №191.
Программа установила
цели, приоритеты и место демонополизации
экономики и развития конкуренции в общей
государственной политике экономических
реформ, этапы и методы формирования и
развития конкурентной среды, задания
и мероприятия по демонополизации экономики
и развитию конкуренции на федеральном,
отраслевом и региональных уровнях, а
также ограничения в этой области.5
Постановлением Правительства
РФ было предусмотрено, что неотъемлемую
часть Государственной программы составляют
отраслевые программы демонополизации
экономики и развития конкуренции. Они
включали в себя анализ структуры товарных
рынков по продукции отрасли, уровня и
форм проявления отраслевого монополизма,
обоснованные предложения по перечню
субъектов естественной монополии, планы
демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках временных монополий
на федеральном уровне. Но, следует признаться,
основные положения данной Программы
не реализуются в должном объеме, что вынуждает
совершенствовать методы решения данной
задачи.
Разумеется, десятилетиями
складывающаяся отраслевая монополия
не может быть быстро заменена свободным
и самоорганизующимся рынком, т.к. утверждение
конкурентных отношений – не одномоментное
действие, а длительный, сложный процесс,
а для значительного числа предприятий
– даже губительный. Простой закон капитализма
– выживает эффективнейший, способный
адаптироваться к изменчивым капризам
рынка.
Разумное, чёткое и
уверенное реформирование антимонопольной
политики способно помочь экономике совершенствоваться
и улучшаться, в значительной мере используя
опыт развитых капиталистических государств.
А если будет развиваться экономика, то
и жизнь населения, в общем, непременно
будет становиться лучше.
Главным органом, который ставит
своей целью демонополизацию экономики
и развитие конкуренции, является Федеральная
Антимонопольная Служба. Миссия данной
организации гласит: «Свобода конкуренции и эффективная
защита предпринимательства ради будущего
России. Свободная конкуренция между участниками
рынков стимулирует развитие новых технологий
и поиск наиболее эффективных способов
производства. Это приводит к повышению
конкурентоспособности товаров, сбалансированности
их качества и цены, расширению выбора
для потребителя. Исходя из этого, усилия
ФАС России направлены на предотвращение
и пресечение ограничивающих конкуренцию
действий со стороны хозяйствующих субъектов,
субъектов естественных монополий и органов
власти.»6
Назначением и основными функциями
данного органа исполнительной
власти являются:
- Контроль и надзор за соблюдением
антимонопольного законодательства (в
т.ч. о естественных монополиях);
- Контроль и надзор за соблюдением
законодательства о рекламе;
- Контроль в сфере оказания услуг
для федеральных государственных нужд
и для нужд субъектов Российской Федерации;
- Контроль за осуществлением
иностранных инвестиций в хозяйственные
общества, имеющие стратегическое значение
для обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
- Роль государства в формировании конкурентной
среды
На основании Доклада о состоянии
конкуренции в Российской Федерации за
2013 год, в котором сопоставлены и проанализированы количественные
и качественные показатели, характеризующие
ТЭК, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые
рынки относятся к рынкам с недостаточно
развитой конкуренцией.7
За последние годы в основном
сформированы направления конкурентной
политики и система антимонопольного
законодательства, охватывающего практически
все сферы экономической деятельности,
профессиональный антимонопольный орган
(Федеральная антимонопольная служба
России и ее территориальные управления),
осуществляет комплексный подход к реализации
антимонопольной и конкурентной политики.
Эволюция системы антимонопольного законодательства
в России доказывает, что антимонопольная
политика представляет собой не разовые
мероприятия, а постоянно действующие
и гибко меняющиеся в зависимости от экономической
обстановки меры, осуществляемые государством
в области регулирования экономики. Речь
идет не о непосредственном вмешательстве
государственных органов в экономику
предприятий, а о корректировке государством
отклонений в саморегулирующихся процессах
развития с помощью экономических методов
и юридических норм.
Какие это корректировки? Прежде
всего, главной целью любой антимонопольной
политики является пресечение монополистических
злоупотреблений, что особенно остро проявляется
у естественных монополий. Основной путь
борьбы с их негативными сторонами состоит
в государственном контроле над ценообразованием
на естественно-монопольные товары и объемом
выпуска. С другой стороны, государством
должны пресекаться предпосылки к формированию
искусственных монополий и разрушение
уже сложившихся субъектов данного типа.
Основанием для приведения в
действие антимонопольной политики является
наличие любого из двух основных признаков
монополизации рынка, а именно: концентрации
очень большой доли рынка в руках одной
фирмы, либо переплетения ведущей фирмы
с конкурентами (олигополия). В любом случае,
следует понимать, что у государства есть
три принципиальные возможности понижения
степени монополизации в РФ:
- Прямое разделение монопольных
структур;
- Обеспечение доступа к рынкам
ТЭК для иностранных компаний, с целью
повышения конкуренции;
- Развитие отечественного предпринимательства
и, как следствие, рост количества игроков
на рынке и создание новых предприятий.
Заключение
Основным субъектом рынков топливно-энергетического
комплекса являются естественные монополии,
поэтому ключевым вопросом является вмешательство
в экономические отношения со стороны
государства. Именно естественность таких
монополий возлагает всю ответственность
на формирование благоприятной конкурентной
среды на государственные плечи. Прежде
всего необходимо стимулировать рост
малого и среднего бизнеса, преимущества
которого перед крупными компаниями уже
были мною рассмотрены. Во-вторых, нужен
жесткий антимонопольный контроль. Также
в некоторых случаях можно «впускать»
на российские рынки зарубежные компании
(преимущественно малые и средние) топливно-энергетического
комплекса, но делать это нужно предельно
осторожно, т.к. иностранная компания-гигант
может превратиться в монополиста на отечественном
рынке.
1
Ю.Е. Засько БЕЗОПАСНОСТЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА И ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ
2
И.П.Николаева ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
3
С.О.Алексеенков ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА,
КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
И РОСТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
4
Г.М.Казиахмедов ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
5
«Российская Газета» от 14.04.94
6
Федеральная Антимонопольная Служба //
www.fas.gov.ru
7Федеральная
Антимонопольная Служба // Доклад о состоянии
конкуренции в Российской Федерации за
2013г.