Цикличность как содержание макроэкономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами работы являются обобщение и систематизация результатов исследования зарубежных и отечественных экономистов в области цикличности экономики; раскрытие сущности экономического цикла и его основных фаз; определение особенностей возникновения и динамики цикличности экономики США; исследование особенностей и последствий кризиса переходного периода в Республике Беларусь, как отражение ее циклического развития; рассмотрение методов государственного регулирования циклических колебаний.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….… 3

Глава 1. Теория экономических циклов: происхождение и сущность……… 5

Глава 2. Особенности циклического развития в экономике США………… 15

Глава 3. Особенности циклического развития в экономике Республики Беларусь: кризис переходного периода и его последствия………………….. 34

Заключение………………………………………………………….…………. 45

Список использованных источников……………………………………..... 47

Файлы: 1 файл

Kursach_gotovy.doc

— 855.50 Кб (Скачать)

Итак, среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:

- прямое наследование от административно-командной экономики системного кризиса;

- потери, связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спад из-за закрытия вредных производств, демилитаризация промышленности и т. п.);

- усложнение социально-экономических условий переходного периода к рыночной экономике вследствие разрыва прежних хозяйственных связей (в рамках СССР, СЭВ);

- обесценение вкладов населения и снижение его платежеспособного спроса;

- разного рода ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике.

Такова структура так  называемого комплекса торможения, который обнаружился в переходный период. Особое место в нем занимает системный кризис. С таким кризисом мы столкнулись на заключительном этапе существования административно-командной экономики.

Основное содержание системного кризиса сводится к тому, что устарелые производственные отношения технократического и административного типа выступили тормозом для развития современных производительных сил. В условиях тотального дефицита и товарного голода «кризис верхов» по классической схеме дополнился нежеланием народных масс жить по старому.

В 70-80-е годы прошлого века командная экономика продемонстрировала полную неспособность своевременно и в полном объеме разрешать возникающие проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как отличительная черта «советской модели хозяйствования».

Под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов в начальной фазе переходного периода наблюдается резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево и вверх, что сопровождается ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств. Одновременно имеет место сдвиг кривой совокупного предложения вправо и вверх, что показано на рис.3.1.

Безусловно, даже самый  содержательный график не в состоянии отразить все проблемы переходной экономики. Но основное все же установлено: значительный рост цен был дополнен кризисным спадом объема национального выпуска.

Это означает, что в  переходный период унаследованный системный  кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.1. - Направление сдвига AD и AS в исходной фазе переходного периода

 

Снижение управляемости  и дисциплины в национальной экономике  свидетельствует прежде всего о  так называемом институциональном кризисе, что обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.

Общим проявлением кризисного состояния национальной экономики выступает резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы [7, с.234-237].

Сложность задач переходного  периода во многом обусловлена тем, что переход к рыночным структурам необходимо осуществлять на новом научно-техническом  уровне. Этот процесс представляет собой и реализацию не использованных ранее возможностей НТР, в основном не воспринимавшихся командно-административной системой. Естественно, что данная особенность определяет стратегию развития общества и его экономики в течение всего переходного состояния. Наибольшие сложности связаны с назревшими потребностями качественного обновления инфраструктурных основ экономических, правовых, социальных, политических, административных, земельных и иных отношений и институтов. Инфраструктурный кризис, проявляющийся в экономической сфере в различных формах, включая стагфляцию, требует максимальных усилий для его преодоления. К этому неизбежно присоединяется конверсионный кризис, многократно отягчающий и без того тяжелое состояние экономики. Все многократно усложняет переходный процесс, опутанный всеми формами переходного кризиса.

Проблемы кризиса переходного  состояния экономики явились  одними из сложнейших для экономической науки. Этот кризис оказался во многом новым, поскольку он не укладывается в рамки привычных представлений о циклических кризисах. Здесь иная основа, иные причины, движущие силы, формы проявления, течение процесса.

Важнейшей задачей экономической  политики государства является достижение не только экономической стабильности, но и устойчивого экономического роста, увеличение отдачи национальной экономики в ходе проведения широкомасштабных социально-экономических преобразований.

Белорусский опыт подсказал  идею принципиально новой модели государства, получившей название модели эффективного государства. Она возникла не на пустом месте, формируясь прежде всего в ходе осуществляемого в республике трансформационного процесса.

Модель эффективного государства включает в себя создание экономических отношений, обеспечивающих сочетание интересов субъектов хозяйствования всех форм собственности. Она предусматривает создание условий, обеспечивающих, с одной стороны, наибольшую заинтересованность в высокопроизводительном труде занятой в нем части населения, с другой – наибольшую и стабильную прибыль инвесторам на вложенный капитал, стимулирующий максимально возможный приток средств для развития производства.

Преодоление переходного  кризиса – это прежде всего  преодоление кризиса реального  сектора экономики, ее основного  звена, сердцевины – индустриальной системы, преодоление негативных факторов, препятствующих развитию НТП.

Важнейшим звеном реформирования экономики на пути к рынку и  обеспечения макроэкономической стабилизации является правовая и институциональная  реформы, приватизация, в ходе которых  оформляются права собственности, свобода контрактов, ответственность участников рынка [11, с.13-16].

Сложная социально-экономическая ситуация, в которую попала Республика Беларусь после распада СССР, требовала создания новой стратегической модели развития общества. Благодаря этому, в стране широкое распространение получила идея устойчивого развития, которая была провозглашена на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Понятие «устойчивое развитие» (УР) стало успешным компромиссом между "технологами" и "экологами", способствовало продуктивному обмену мнениями и информацией между сторонниками экономического роста и радетелями за сохранение природы.

Сырьевая и энергетическая зависимость от бывшего СССР, ориентация экономики на союзный рынок, устаревшие многоотходные технологии, загрязняющие окружающую среду, последствия чернобыльской катастрофы — все это предопределило глубину экономического и экологического кризисов начала 90-х гг. В то же время эти причины послужили импульсом к ускоренному принятию решения по разработке в Беларуси одной из первых в мире Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР-97) в целях обеспечения эффективного участия страны в решении вопросов УР в рамках мирового хозяйства [9, с.97].

Структура НСУР-97 была разработана  в соответствии с приоритетами, обозначенными в «Повестке дня на XXI век», и методическими рекомендациями Конференции в Рио. В ней нашли отражение также особенности исторического момента в социально-экономическом развитии нашего государства: необходимость выхода из системного кризиса в экономике, обусловленного в значительной мере распадом СССР, и создания предпосылок УР; укрепления государственного суверенитета и, в то же время, интеграции в глобальную экономическую систему; обеспечения условий для структурной перестройки экономики и преодоления последствий чернобыльской катастрофы.

Преодоление нашей страной системного кризиса и создание стартовых условий перехода к УР невозможны без экономического роста, поэтому в качестве ключевого звена социально-экономической политики на период 1996 — 2000 гг. в НСУР-97 была определена необходимость макроэкономической стабилизации и выхода на устойчивый рост экономики. Условиями, обеспечивающими достижение этой цели, были названы техническое перевооружение и модернизация производственного потенциала, структурная перестройка экономики и переход на ресурсосберегающие, наукоемкие технологии, проведение рыночных преобразований, развитие процессов разгосударствления и приватизации, последовательная, поэтапная либерализация экономики, государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса, развитие внешнеэкономических связей, учет процессов глобализации, укрепление интеграционных связей со странами СНГ и прежде всего с Россией и т.д.

Анализируя итоги реализации макроэкономической политики, намеченной в НСУР-97, нельзя не отметить положительных результатов выполнения прогнозных показателей. Прежде всего это закрепление начавшегося в 1996 г. ежегодного прироста ВВП, объемов производства промышленной продукции и потребительских товаров, что позволяет говорить о преодолении критического уровня развития системного кризиса экономики. Был обеспечен рост реальных доходов населения, низкий уровень безработицы, сохранена социальная стабильность, восстановлена система управления экономикой [20, с.23-24].

Подъем в белорусской  экономике в последнее пятилетие XX в. обусловлен в значительной степени  усилением руководящих функций  государства, ослабленных в начале 90-х гг. Государство не допустило обвальной неконтролируемой приватизации, характерной для других стран постсоветского пространства и послужившей причиной усугубления экономической ситуации и резкого расслоения общества по уровню доходов. Под контролем государства более упорядоченно и рационально использовались материальные и финансовые ресурсы, благодаря чему основные макроэкономические пропорции удалось сохранить на приемлемом уровне, не превышая предельно-критических значений, установленных в мировой практике. Так, дефицит государственного бюджета снизился с 2,7 % от ВВП в 1995 г. до 0,6 % в 2000 г.; соотношение золотовалютных резервов и денежной массы за тот же период возросло с 18,6 до 55,9 %; отношение внешнего долга к ВВП сократилось с 14,7 в 1995 г. до 7,3 % в 2000 г., постоянно находясь на безопасном уровне, и т.д. [1, с.31].

Большинство макроэкономических параметров, предусмотренных НСУР-97 и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 — 2000 гг., были выполнены, вследствие чего в 2000 г. оказались превышены показатели докризисного 1990 г. по объему производства продукции промышленности на 0,7 %, потребительских товаров на 10,1, реальных денежных доходов населения на 7 %. Однако ВВП составил всего 89 % от уровня 1990 г., продукция сельского хозяйства — 71,4, инвестиции в основной капитал — 52 %. По основным показателям экономического развития Республика Беларусь значительно обошла другие страны СНГ.

Вместе с тем нужно  обратить внимание на целый ряд негативных последствий, к которым привели просчеты в макроэкономической политике. Основные из них:

- рост инфляции, опережающий прогнозные показатели, особенно в период с 1998 по 2000 гг., когда ее среднемесячный уровень достигал 6—11% вместо планируемых 1,5 %, а среднегодовая инфляция за 1996-2000 гг. составила 152,3 %;

- быстрая девальвация белорусского рубля и наличие множественных курсов доллара в течение 1997 — 2000 гг.;

- неблагополучное финансовое состояние предприятий (доля убыточных предприятий увеличилась с 17,9 % на конец 1995 г. до 23,4 % в 2000 г.);

- недостаточная инвестиционная активность (доля инвестиций в ВВП составила в 1996 — 2000 гг. в среднем менее 20 %, в то время как в наиболее динамично развивающихся странах — 25—30 % и более);

- ежегодное невыполнение прогнозных параметров по производству продукции сельского хозяйства, вследствие чего объем производства сельхозпродукции составил в 2000 г. 96,9 % от уровня 1995 г. вместо 116%, заложенных в НСУР-97;

- невыполнение намеченных параметров жилищного строительства (реально в 2000 г. ввод в эксплуатацию жилых домов составил 181 % по сравнению с 1995 г., а в НСУР был запланирован 271 %) [20, с.25].

По мнению специалистов, обострение инфляционных процессов  имело монетарную природу, было связано с негативными последствиями денежно-кредитной политики 1998—1999 гг., предусматривавшей значительное льготное кредитование жилищного строительства и сельского хозяйства, а также последствиями финансового кризиса в России (август 1998 г.).

Не способствовало макроэкономической стабилизации и искусственное поддержание завышенного обменного курса белорусского рубля, что привело к множественности курсов, расцвету теневого рынка валюты. Такая политика не отвечала интересам наших экспортеров, несущих дополнительные издержки из-за обязанности продавать валюту государству по заниженному официальному курсу, негативно сказывалась на валютных доходах государства.

С 2000 г. в Беларуси стала  проводиться умеренно жесткая денежно-кредитная  политика, которая позволила снизить  темпы прироста инфляции (в 2000 г. до 108 %, в 2001 г. до 46,1, в 2002 г. до 34,8 %) и создать условия для оздоровления финансовой сферы. Политика поддержания положительного уровня реальных процентных ставок и переход к единому курсу белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на валютном рынке. Меры, предпринятые государством для финансовой стабилизации, позволили увеличить склонность населения к сбережениям, увеличить поступления валютной выручки в страну, повысить средний уровень заработной платы населения в долларовом эквиваленте, создать более предсказуемые условия хозяйственной деятельности для производителей [3, с.28].

Информация о работе Цикличность как содержание макроэкономического развития